Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№29 (650) 21 июля 2008 г. Автостоп

Ездострадатели

21.07.2008
Опыт индийского гуманизма - на дороги Беларуси

Евгений КЕЧКО

Белорусские инспекторы ГАИ часто жалуются на низкую культуру белорусских водителей, белорусские водители часто не понимают белорусских инспекторов ГАИ. Может, и тем, и другим стоит проще ко всему относиться, как это делают в Индии.

Побывавший в двухмесячной командировке в этой стране автомобильный журналист Дмитрий НОВИЦКИЙ в беседе с корреспондентом «БелГазеты» рассказал о национальных особенностях вождения индусов и предположил: при выполнении определенных (причем незначительных) условий уровень культуры на белорусских дорогах может быть выше, чем в Западной Европе.

- В плане жизненного уклада, и в частности вождения, Индия - другая планета. В первые дни там чувствуешь себя маленьким ребенком, заново постигающим жизнь, - все работает абсолютно по-другому. Поэтому и ездить первое время нужно очень аккуратно, смотреть, как это делают другие.

У нас популярное мнение, что в Азии ездят бессистемно, что там полный бардак, все водители постоянно без причины сигналят. Это поверхностный взгляд. Понимание приходит уже через несколько минут нахождения за рулем на улицах Дели. Водитель должен сигналить всегда и везде - клаксоном он себя обозначает. Там в автомобилях боковые зеркала либо сложены, либо отломаны - индусы любят вклиниваться в небольшие свободные пространства. В зеркала они не смотрят, водители соседних машин при помощи сигнала сами отвечают за твои заднюю и боковые зоны. Там даже на многих автомобилях сзади висит наклейка: «Посигналь, пожалуйста». Естественно, когда машин больше двух и все пытаются себя обозначить, создается впечатление, что азиаты делают это бессистемно.

Сигналом сопровождается любой маневр, а правила проезда перекрестка по-индусски выглядят примерно так: подъезжаешь и даже при наличии светофора все равно сигналишь, чтобы знать, нет ли сбоку еще одного джигита. Когда я вернулся в Минск, долго не мог отучиться сигналить перед перекрестками. Мои соотечественники на меня странно смотрели, но мне кажется, это хорошая находка: лучше переб…ть, чем недобдить.

Второе важное правило на индийских дорогах - кастовая система. Велосипедист в Индии - житель обочин, он боится всех, даже скутеров. Скутерист же должен держаться подальше от легковых автомобилей, среди которых тоже есть градация. Если у тебя крутая тачка, ты можешь показать другим, что ты - раджа, белый господин.

Вверху кастовой системы - автобусы и грузовики. Водитель грузовика - одна из самых низкооплачиваемых в Индии профессий. Он получает $3,5 в день, при этом по 12 часов находится в душной кабине старого грузовика. Примерно после часа езды он впадает в бессознательное состояние и смутно представляет, что происходит вокруг. От него желательно держаться подальше, как и от водителя автобуса, который может неожиданно остановиться посреди улицы, чтобы высадить бабушку.

В Индии возможно все - к закону они относятся довольно своеобразно. Для индуса в порядке вещей развернуться на мосту через две сплошные из правого ряда в плотном потоке. Легкая степень неадекватности присутствует почти у всех водителей, для них момент жизни и смерти не так страшен, как для нас. Они любят применять на дороге элемент давления, проверять тебя на прочность. Если ты демонстрируешь силу, поток перед тобой расступается, но до определенного момента: пока не появится грузовик или еще один такой же неадекватный водитель. Они будут меряться силой до последнего, но затем включат инстинкт самосохранения и, когда запахнет жареным, разъедутся. У белорусов такого инстинкта нет. У нас в любой ситуации постоянно свербит мысль: «Я на главной дороге, я прав, почему я должен уступать?»

Индусов спасает и то, что они очень эмоциональные и отзывчивые. Если поставишь машину поперек дороги в левом ряду, никто тебе резкого слова не скажет, наоборот, все начнут интересоваться: «Дружище, что случилось?» Отношения на дороге построены исключительно на позитиве, даже если случаются мелкие неприятности. Наш водитель случайно «наподдал» ехавшему впереди мотоциклисту, тот только посмотрел, что у него ничего не отвалилось, и поехал дальше.

При мелких ДТП они даже из автомобиля не выходят - не любят лишних разборок. У нас же столько истерики, что кажется, конец света наступит. Все бы похватались за мобильные телефоны: «Друг, есть проблема». У белорусов нет такой свободы, как у индусов. У нас много страхов - и врожденных, и приобретенных за ту же водительскую практику.

И все равно я считаю белорусских водителей лучшими в мире. Если взять в комплексе все факторы водительского существования (условия, дорожную организацию, отношения с ГАИ), наши водители по своей адекватности находятся в более выигрышном положении, чем их коллеги из других стран. Очень легко быть вежливым в той же Германии, когда в жизни все хорошо, у тебя достойная зарплата, и, даже заплатив крупный штраф, ты всего лишь на месяц откажешь себе в покупке новых дорогих аудиоколонок.

Белорусов за аналогичный проступок лишают жизни, забирая зарплату. В Европе ты едешь и испытываешь гордость за свою страну, у нас же мысли владельца старенького Passat примерно следующие: поменять глушитель или купить жене новое платье? И все равно типичное белорусское спокойствие и толерантность даже при внешнем раздражении позволяют не переступать на дорогах границу хамства.

Проблема нашей системы - она слишком давит и не оставляет права на ошибку, хотя в той же Индии ошибка - смысл жизни. У нас одинаково жестко относятся к гопнику на новом BMW и к барышне, которая при парковке случайно зацепила крыло другой машины. И при этом люди терпят. К нашей бы мягкости и толерантности зарплату побольше, больше доверия к милиции и гордости за свою страну и народ - и у нас станет лучше, чем в Германии.

На Западе ведь тоже свои крайности. Там в погоне за пущей безопасностью многие перешли к элементарному стукачеству. Мой знакомый всего лишь взял в руки мобильный телефон, чтобы посмотреть время, и тут же положил его на место. На следующем светофоре его останавливает полиция и выписывает штраф за разговор по телефону во время движения! Кто-то уже успел позвонить и на тебя донес…

У нас тоже хотят перейти к тотальной слежке, установить многочисленные камеры слежения, в перспективе присылать штрафы по почте. Но если мы обтыкаем весь Минск камерами, я вправе буду потребовать такую же разметку, как за границей, такую же организацию дорожного движения и таких же добрых и вежливых полицейских.

С нашими инспекторами тоже можно нормально поговорить, но их изначально научили брать под козырек, а не вникать в ситуацию. На трассе Минск-Микашевичи они получили приказ закрыть амбразуру, они это и сделали, но не своей грудью - подвиг Матросова в современном варианте.

Однако не все еще потеряно. Я на себе прочувствовал, что с нашими инспекторами можно договориться, но для этого нужно быть максимально честным, доброжелательным и открытым. Белорусы никак не могут отвыкнуть от хуторского образа жизни, от принципа «моя хата с краю». По такому принципу живут и водители, и милиционеры.

Поэтому предлагаю устроить флэш-моб. К примеру, в пятницу вечером в течение двух часов участвующий в акции водитель будет подъезжать к дежурящему инспектору и интересоваться: «Скажите, пожалуйста, как правильно задерживать пьяного водителя?» Если недели три попарить мозг каждому встречающемуся на дороге инспектору, тот призадумается и доложит своему начальнику: «Товарищ командир, надо что-то делать».

Еще нам нужно разобраться в приоритетах. В Индии священное животное - корова, но, побыв там, я понял: на самом деле для индусов священна сама жизнь. Несмотря на дерганое и странное дорожное движение, там коровы и другие животные чувствуют себя в полной безопасности. Они даже могут спать на оживленных дорогах, зная, что с ними ничего не случится.

В Беларуси же священной зверушкой предлагаю сделать человека. Мы по жизни много страдаем и, если человеческую доброту и терпимость возведем в ранг национального символа, сможем постепенно исправить ситуацию.
Добавить комментарий
Проверочный код