Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№29 (650) 21 июля 2008 г. Автостоп

Перешли автограницу

21.07.2008
Белорусские автомобилисты выбирают зарубежный сервис

Елена АНКУДО

Неделя на обычный ремонт, несколько месяцев на кузовной - так выглядит очередь ожидания на белорусском СТО. Едва авторынок страны начал расти, импортеры предупредили: автосервис не справляется с потоком машин. Но строить СТО никто не спешит: неприбыльное это дело.

Пока импортеры ломали копья в переговорах с чиновниками, добиваясь снижения налогообложения и разрешения делать наценку на запчасти, используемые во время ремонта, машины выходили из строя. Их владельцы оказались менее терпеливыми, чем топ-менеджеры автобизнеса: машина должна ездить, а не стоять на приколе в ожидании инвестора, готового выложить $3 млн. на строительство СТО, а затем 10 лет ожидать, пока бизнес окупится. Пожелав удачи соотечественникам в их непростой работе, автовладельцы поехали на заграничные СТО, где гарантируют прием в день обращения, европейский сервис и качество.

Единственное затруднение, возникающее перед гражданином Беларуси, пожелавшим обслужить машину за границей, - виза. Учитывая, что в последние годы количество автомобилей первого сегмента (в возрасте до трех лет) и второго (в возрасте до семи лет) увеличилось, очевидно: значительная часть автовладельцев относится к среднему классу, ведет активный образ жизни, а за рубеж ездит и на отдых, и по роду службы. Дело за малым - дорога: 180 км от Минска до Вильнюса.

«Большая часть Новополоцка едет в Литву, - разоткровенничался с корреспондентом «БелГазеты», водитель Audi A6 Юрий. - Во-первых, тебя обслуживает Европа, что видно даже по внешнему оформлению станции. Во-вторых, работу выполняют качественно и честно. Если считать без дороги, в Литве я плачу меньше, чем дома. Бонус - шопинг и развлечения. Таких, как я, много. Парни рассказывали, что в Молодечно всего два СТО. Зачем больше, если до границы с Литвой сотня километров?»

62,5 тыс.

Похоже, импортеры забили тревогу не зря: все больше клиентов делает выбор в пользу зарубежных СТО, обслуживая машины в Польше и Литве. Выяснить приблизительное количество приверженцев европейского обслуживания можно путем несложных расчетов. В настоящее время в стране около 2,5 млн. автомобилей, на каждый из которых по принятым нормам в год приходится около 7 нормо-часов. В общей сложности это около 17,5 млн. нормо-часов в год. Предположив, что в среднем на белорусских СТО по пять постов, работающих по 8 часов в день, 7 дней в неделю, получаем требуемое: 62,5 тыс. сервисных станций. Чтобы понять, насколько фантастическим выглядит это число, сообщаем: по данным РУП «Белорусский государственный институт метрологии», в Минске и Минской области чуть больше 700 СТО, около 80% приходится на столицу.

Предположив, что значительная часть автомобилей ремонтируется самостоятельно или в гаражных мастерских, а определенное количество машин, не снятых с учета, гниет под окнами хозяев, остается выяснить, где обслуживаются автомобили не старше 7 лет, которых в стране становится все больше. Сотрудник ГАИ, пожелавший остаться неназванным, поделился с «БелГазетой» информацией о нескольких автомобильных брендах «второго сегмента» (2002-05гг. выпуска), зарегистрированных в Беларуси. Так, Toyota в возрасте от 3 до 7 лет зарегистрировано 2892 единицы. Если владельцы японских машин по привычке воспользуются фирменным сервисом, страшно даже предположить, сколько времени они будут стоять в очереди: по сведениям сотрудников «Эмир Моторс», на авторизованной станции «чуть больше» десяти постов. Похожая ситуация у Renault: автомобилей второго сегмента французского бренда зарегистрировано 3156 штук.

Традиционно лучше выглядит ситуация на VW: машин с логотипом немецкого производителя в возрасте от 3 до 7 лет в стране насчитывается 4575, однако с их обслуживанием наверняка справятся 66 постов авторизованных станций и 54 поста предприятий-партнеров: по сведениям сотрудников импортера VW, в год автомобилю второго сегмента требуется 1,5-2 часа техосмотра. Остается лишь напомнить о новых автомобилях, количество которых растет с каждым годом, и ежегодном увеличении всего автопарка Беларуси на 160 тыс. машин.

На перегруженных СТО снижается качество обслуживания, клиенты все чаще пишут жалобы или меняют страну обслуживания автомобиля. Появляется информация уже не о единичных владельцах Toyota, Mercedes, Renault илиKIA, обслуживающих свои автомобили за рубежом, но и о компаниях, которые везут за границу весь автопарк.

Возвращаясь в Беларусь, можно попытаться вернуть НДС, включенный в стоимость запчастей. «Когда речь идет о покупке вещей, НДС в размере 18% возвращается на границе, это общепринятая практика, - сообщил директор вильнюсской СТО Delada Сигитас Юргайтис. - Распространяется она и на запчасти, устанавливаемые на автомобили белорусских граждан.

С документами, которые сотрудники Delada выдают клиентам, можно обращаться в таможенные органы Литвы на выезде из страны. Насколько мне известно, на границе к нашим документам никогда не было вопросов. Почти пятую часть денег, затраченных на приобретение деталей, исключая стоимость работ по их установке, гражданин вашей страны может вернуть».

«ИЗВИНИ, БРАТОК…»

О причинах выбора в пользу литовской СТО корреспонденту «БелГазеты» рассказал бизнесмен Дмитрий Попов, владелец эксклюзивного Toyota 4Raner.

- Когда вы решили обслуживаться на зарубежной СТО?

- Лет 10 назад. В те времена на наших станциях, даже более-менее фирменных, не было квалифицированных специалистов: иностранные компании-производители не занимались белорусским рынком и не думали об СТО. На белорусской СТО приходилось искать дефекты, самостоятельно заказывать запчасти, долго их ждать и только потом возвращаться на СТО и заниматься ремонтом.

- Продолжая ездить на литовские СТО до сих пор, вы не верите современным авторизованным станциям, гарантирующим качество обслуживания?

- Уровень специалистов существенно не вырос. Все хорошие мастера в основной своей массе работают на себя в своих мелких лавочках. Есть СТО на уровне, где к клиенту относятся хорошо, но их мало. Поэтому очереди к хорошему специалисту всегда большие.

- Разве каждый хороший мастер располагает дорогим специнструментом, необходимым для диагностики и ремонта дорогой машины?

- Руки имеют большую ценность, чем оборудование. Скажу честно, даже самое современное электронное оборудование не показывает некоторые поломки. Конечно, диагностика облегчает работу. Но основная масса наших механиков идет по следующему пути: давайте поменяем это, а если причина останется, поменяем то; если ничего не изменилось - давайте менять следующее. Ты поменял несколько деталей, ремонт влетел в копеечку, а в результате оказалось, что где-то просто был оторван провод.

- Какова стоимость ремонта на зарубежной СТО?

- Чуть дешевле, чем у нас, хотя расходы на дорогу скрывают эту разницу. Ты платишь немного дороже, получая большую уверенность в том, что на СТО будут запчасти, ремонт произведут специалисты, а на работу дадут гарантию. Рынок запчастей в Европе легальный, вопросов, откуда запчасти, установленные на твой автомобиль, не возникает: они действительно пришли с завода-поставщика.

- Вы хотите заставить клиентов белорусских СТО сомневаться, что детали, установленные на их автомобиль, неоригинальные?

- А почему нет? Прецедентов у моих знакомых более чем достаточно. Вспоминаю, как 6 лет назад на авторизованной СТО одного известного бренда я очень долго менял то свечи, то аккумуляторы: машина не хотела заводиться зимой. Пришлось изучить книгу, приехать на СТО и попросить обратить внимание на определенную деталь. Мне тут же было сказано: «Извини, браток, на этой машине не может быть такой детали». Через час, правда, они ее нашли. Случается, ты заказываешь фирменные дорогие детали, а тебе ставят дешевые китайские или бэушные. Еще недавно такое было сплошь и рядом.

- Многие знакомые разделяют ваши убеждения?

- Около 30%. В основном это владельцы новых и дорогих автомобилей, на которые закончилась гарантия. Обслуживанием за границей продлевают их ресурс.

- Куда, кроме Литвы, можно поехать?

- В Варшаву и Москву. В столицу России едут за более редким ремонтом - таких марок, как, скажем, Cadillac.

- Но в Москве тоже дефицит СТО: не хватает около двух тысяч автосервисов…

- Владельцы редких автомобилей записываются предварительно. Выбирать-то не из чего: у нас СТО, обслуживающих Cadillac, нет.
Добавить комментарий
Проверочный код