Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№27 (648) 07 июля 2008 г. Радости жизни

Из собственного сока

07.07.2008
намерен вытягивать белорусский джаз Игорь Галузо

Кирилл БОРИСЕНКО

На горизонте белорусского джаза замаячила слабая надежда на организацию полноценной гастрольно-концертной жизни столицы. Энтузиаст Игорь Галузо выразил желание взяться за это не обещающее пока больших барышей начинание с привлечением самых актуальных имен российской джазовой сцены. Первый концерт проекта «Джаз-миссия» был представлен 29 июня - в Большом зале филармонии выступило трио Андрея Кондакова. Корреспондент «БелГазеты» побеседовал с Игорем ГАЛУЗО о роли джаза в культурной жизни страны.

- Суть всей этой затеи в следующем: организовать цикл джазовых программ с целью познакомить белорусскую публику с лучшими джазовыми коллективами России и не только. Высока вероятность того, что какая-то часть этих музыкантов недостаточно известна, а быть может, и вовсе неизвестна здесь, но это музыканты высочайшего уровня, исполняющие оригинальную авторскую музыку.

-Такие попытки наверняка ведь предпринимались раньше. В чем были ошибки ваших предшественников?

- Я в недостаточной степени знаком с положением дел в Минске, хоть и живу здесь уже некоторое количество лет. Судя по тому, что джазовые концерты проводятся с завидной регулярностью и проходят при полных аншлагах, мне, скорее, следовало бы перенимать опыт, а не пытаться указывать на чьи-то ошибки. Однако то, что собираемся предложить мы, стилистически будет заметно отличаться от всего, что можно было наблюдать ранее. Значительная часть цикла будет представлена «молодыми львами» российского джаза.

- Почему именно российский джаз?

- У нас бытует мнение, что джаз - вотчина исключительно черных музыкантов. Подозреваю, что черные джазмены и сами давно уже так не считают. С российскими музыкантами у меня давние и тесные контакты, и мне проще начинать этот проект именно с ними - хотя я и не исключаю возможности привлечения к этой истории как европейцев, так и американцев.

- А как эти контакты завязались?

- Случилось это лет, наверное, 15 назад. Мы с приятелем, будучи в Петербурге, совершенно случайно оказались на концерте квинтета Андрея Кондакова в «Новом джаз-клубе». Клуб создавался как альтернатива Филармонии джазовой музыки под предводительством легендарного мультиинструменталиста и проповедника мейнстрима Давида Голощекина и располагался в деревянном, плохо отапливаемом помещении в Таврическом саду. Бывало, музыканты играли на сцене, не снимая верхней одежды - и на качестве музыки это никак не сказывалось. Впечатление от услышанного было настолько сильным, что я захотел организовать подобный концерт в Минске. Андрей оказался не только великолепным пианистом, но и исключительно приятным в общении человеком. С этого все и началось. Спустя два года концерт в Минске все-таки состоялся. Это было трио в следующем составе: Андрей Кондаков (фортепиано), Владимир Волков (контрабас) и Аркадий Шилклопер (валторна). Недавно мне повстречался один минский контрабасист и поблагодарил за тот концерт. Представляете, столько лет прошло, а впечатления у людей сохранились!

Потом я какое-то время жил в Петербурге. Мне посчастливилось работать в ставшем уже легендарным «JFC джаз-клубе», где худруком с момента его основания и по сей день трудится тот самый Андрей Кондаков. По возвращении в Минск я решил во второй раз войти в ту же реку.

- Почему эта идея вам кажется потенциально успешной?

- Говорить об успехе пока рано. Вы можете продумать все до мельчайших деталей, сделать все от вас зависящее, и даже сверх того, но потом вдруг окажется, что аккурат в день концерта (а два месяца назад, когда велись переговоры, вы об этом знать не могли) состоится важный футбольный матч. Но если не верить в успех, то лучше присоединиться к многомиллионной армии футбольных болельщиков и слушать CD, не выходя из дому.

- А публика?

- Надеюсь, что в более чем 2-миллионном городе отыщется чуть менее 700 человек, которые купят билеты и придут на концерт. Все остальное сделают музыканты.

- Предполагает ли джаз высшей пробы соответствующую подготовку слушателей?

- Вовсе нет. Вам же не обязательно посещать специальные курсы, чтобы однажды насладиться красотой восхода солнца! Кому-то джаз представляется музыкой высоколобой, кому-то - снобистской. Самое удивительное, что сами музыканты так не считают.

Один пример. Заканчивается концерт. Публика визжит от восторга. Бис - один, второй, третий. Все. Пианист (не поверите, но это был все тот же Андрей Кондаков) спрашивает мое мнение о концерте. Я говорю, что мнение мое неавторитетно, т.к. я не музыкант, и в ответ слышу буквально следующее: «Игорь, я сам музыкант и знаю, что по этому поводу могут сказать музыканты. В твоем лице меня интересует мнение всех остальных, кто просто пришел послушать музыку».

- Какова приблизительная программа этого цикла?

- В позапрошлое воскресенье было трио: Андрей Кондаков (фортепиано, композиция), Владимир Волков (контрабас), Гари Багдасарьян (барабаны). 14 сентября «МосГорТрио» - Яков Окунь (фортепиано), Макар Новиков (контрабас), Александр Машин (барабаны). Плюс очень специальный гость - трубач или саксофонист из Москвы или Нью-Йорка.

- Есть некий стереотип джаза постсоветских республик как чего-то очень близкого, не очень интересного и даже скучного…

- Я бы порекомендовал людям, пребывающим в подобном заблуждении, сходить и послушать. Их точка зрения изменится кардинально с первых же тактов. Когда мы устраивали первый концерт в Минске много лет тому назад, у входа в зал ко мне подошел средних лет мужчина и поинтересовался, стоит ли ему покупать билет и не будет ли он разочарован? Он не произвел на меня впечатления подготовленного слушателя. Я предложил ему вернуть деньги после первого сета, если что-то пойдет не так. Он таки подошел ко мне, но говорили мы уже не о деньгах.

- А фестиваль?

- Фестиваль - это программа-максимум, предел мечтаний. Организация и проведение фестиваля невозможны без серьезной спонсорской поддержки. В противном случае не стоит об этом даже и помышлять. К нашему удовольствию крупная пивоваренная компания любезно согласилась оказывать нам посильную помощь в проведении цикла «Джаз-миссия». Если он будет успешным, разговор о фестивале можно будет вести более предметно.

Хочется сделать его масштабным и полистилистичным, в качестве хедлайнеров пригласить состав, который ни разу не выступал на постсоветском пространстве. В идеале фестиваль должен стать ежегодным. Но пока лучше сосредоточиться на делах насущных.

- И все-таки, чувство первопроходца джаза в области гастрольно-концертной деятельности вас не пьянит?

- До того момента, пока я не подойду к кассе за 10 минут до начала концерта и не увижу там очередь из желающих купить билеты, а не продать уже купленные, никакой эйфории не будет. Наверняка кто-то что-то такое уже пытался делать, но я хотел бы избежать того, чтобы музыканты, которых я буду приглашать выступать здесь, аккомпанировали бы вокалисту или вокалистке. Зарекаться не буду, но тщательно собираюсь избегать выступления вокалистов и вокалисток. Что получается с ними? Фронтмен у микрофона и пять статистов, которые ему подыгрывают. Показать музыкантов в совместном музицировании и каждого как индивидуальность - вот в чем моя задача.

- Подстегнут ли частые концерты российских джазменов белорусских музыкантов?

- Белорусский джаз подстегнуло бы наличие соответствующих заведений с конкретной стилистикой, клубов. Пока не будет демократичного заведения, где будут играть не как в ресторане, - процесс не будет развиваться. Филармонический зал замечательный во всех отношениях, но он ограничивает даже сам выбор тех музыкантов, которых я могу показать.

Что может получить белорусский джаз от этих концертов? То же, что в свое время получили российские музыканты, когда к ним приезжали американцы. В Минске же джазмены варятся в своем соку. Это все равно что любоваться на себя в зеркало - и не заметишь, как состаришься. Вокруг Беларуси существует условный железный занавес, который никто не создавал. То, что когда-то в белорусском джазе могло на что-то претендовать, сейчас уже выглядит неубедительным. Единственный выход из этой ситуации - услышать вживую, увидеть и прочувствовать, как это делают другие.

СПРАВКА «БелГазеты». Игорь Галузо родился в 1962г. в Кричеве (Могилевская область). Учился в Институте иностранных языков по специальности «английский язык». Занимался предпринимательством. В 2000-04гг. - менеджер клуба «JFC джаз-клуб» (Санкт-Петербург), гастрольный менеджер джаз-группы Fresh. В 2004г. вернулся в Минск. В настоящее время - автор идеи и руководитель проекта «Джаз-миссия».
Добавить комментарий
Проверочный код