Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№27 (648) 07 июля 2008 г. Радости жизни

Из собственного сока

07.07.2008
намерен вытягивать белорусский джаз Игорь Галузо

Кирилл БОРИСЕНКО

На горизонте белорусского джаза замаячила слабая надежда на организацию полноценной гастрольно-концертной жизни столицы. Энтузиаст Игорь Галузо выразил желание взяться за это не обещающее пока больших барышей начинание с привлечением самых актуальных имен российской джазовой сцены. Первый концерт проекта «Джаз-миссия» был представлен 29 июня - в Большом зале филармонии выступило трио Андрея Кондакова. Корреспондент «БелГазеты» побеседовал с Игорем ГАЛУЗО о роли джаза в культурной жизни страны.

- Суть всей этой затеи в следующем: организовать цикл джазовых программ с целью познакомить белорусскую публику с лучшими джазовыми коллективами России и не только. Высока вероятность того, что какая-то часть этих музыкантов недостаточно известна, а быть может, и вовсе неизвестна здесь, но это музыканты высочайшего уровня, исполняющие оригинальную авторскую музыку.

-Такие попытки наверняка ведь предпринимались раньше. В чем были ошибки ваших предшественников?

- Я в недостаточной степени знаком с положением дел в Минске, хоть и живу здесь уже некоторое количество лет. Судя по тому, что джазовые концерты проводятся с завидной регулярностью и проходят при полных аншлагах, мне, скорее, следовало бы перенимать опыт, а не пытаться указывать на чьи-то ошибки. Однако то, что собираемся предложить мы, стилистически будет заметно отличаться от всего, что можно было наблюдать ранее. Значительная часть цикла будет представлена «молодыми львами» российского джаза.

- Почему именно российский джаз?

- У нас бытует мнение, что джаз - вотчина исключительно черных музыкантов. Подозреваю, что черные джазмены и сами давно уже так не считают. С российскими музыкантами у меня давние и тесные контакты, и мне проще начинать этот проект именно с ними - хотя я и не исключаю возможности привлечения к этой истории как европейцев, так и американцев.

- А как эти контакты завязались?

- Случилось это лет, наверное, 15 назад. Мы с приятелем, будучи в Петербурге, совершенно случайно оказались на концерте квинтета Андрея Кондакова в «Новом джаз-клубе». Клуб создавался как альтернатива Филармонии джазовой музыки под предводительством легендарного мультиинструменталиста и проповедника мейнстрима Давида Голощекина и располагался в деревянном, плохо отапливаемом помещении в Таврическом саду. Бывало, музыканты играли на сцене, не снимая верхней одежды - и на качестве музыки это никак не сказывалось. Впечатление от услышанного было настолько сильным, что я захотел организовать подобный концерт в Минске. Андрей оказался не только великолепным пианистом, но и исключительно приятным в общении человеком. С этого все и началось. Спустя два года концерт в Минске все-таки состоялся. Это было трио в следующем составе: Андрей Кондаков (фортепиано), Владимир Волков (контрабас) и Аркадий Шилклопер (валторна). Недавно мне повстречался один минский контрабасист и поблагодарил за тот концерт. Представляете, столько лет прошло, а впечатления у людей сохранились!

Потом я какое-то время жил в Петербурге. Мне посчастливилось работать в ставшем уже легендарным «JFC джаз-клубе», где худруком с момента его основания и по сей день трудится тот самый Андрей Кондаков. По возвращении в Минск я решил во второй раз войти в ту же реку.

- Почему эта идея вам кажется потенциально успешной?

- Говорить об успехе пока рано. Вы можете продумать все до мельчайших деталей, сделать все от вас зависящее, и даже сверх того, но потом вдруг окажется, что аккурат в день концерта (а два месяца назад, когда велись переговоры, вы об этом знать не могли) состоится важный футбольный матч. Но если не верить в успех, то лучше присоединиться к многомиллионной армии футбольных болельщиков и слушать CD, не выходя из дому.

- А публика?

- Надеюсь, что в более чем 2-миллионном городе отыщется чуть менее 700 человек, которые купят билеты и придут на концерт. Все остальное сделают музыканты.

- Предполагает ли джаз высшей пробы соответствующую подготовку слушателей?

- Вовсе нет. Вам же не обязательно посещать специальные курсы, чтобы однажды насладиться красотой восхода солнца! Кому-то джаз представляется музыкой высоколобой, кому-то - снобистской. Самое удивительное, что сами музыканты так не считают.

Один пример. Заканчивается концерт. Публика визжит от восторга. Бис - один, второй, третий. Все. Пианист (не поверите, но это был все тот же Андрей Кондаков) спрашивает мое мнение о концерте. Я говорю, что мнение мое неавторитетно, т.к. я не музыкант, и в ответ слышу буквально следующее: «Игорь, я сам музыкант и знаю, что по этому поводу могут сказать музыканты. В твоем лице меня интересует мнение всех остальных, кто просто пришел послушать музыку».

- Какова приблизительная программа этого цикла?

- В позапрошлое воскресенье было трио: Андрей Кондаков (фортепиано, композиция), Владимир Волков (контрабас), Гари Багдасарьян (барабаны). 14 сентября «МосГорТрио» - Яков Окунь (фортепиано), Макар Новиков (контрабас), Александр Машин (барабаны). Плюс очень специальный гость - трубач или саксофонист из Москвы или Нью-Йорка.

- Есть некий стереотип джаза постсоветских республик как чего-то очень близкого, не очень интересного и даже скучного…

- Я бы порекомендовал людям, пребывающим в подобном заблуждении, сходить и послушать. Их точка зрения изменится кардинально с первых же тактов. Когда мы устраивали первый концерт в Минске много лет тому назад, у входа в зал ко мне подошел средних лет мужчина и поинтересовался, стоит ли ему покупать билет и не будет ли он разочарован? Он не произвел на меня впечатления подготовленного слушателя. Я предложил ему вернуть деньги после первого сета, если что-то пойдет не так. Он таки подошел ко мне, но говорили мы уже не о деньгах.

- А фестиваль?

- Фестиваль - это программа-максимум, предел мечтаний. Организация и проведение фестиваля невозможны без серьезной спонсорской поддержки. В противном случае не стоит об этом даже и помышлять. К нашему удовольствию крупная пивоваренная компания любезно согласилась оказывать нам посильную помощь в проведении цикла «Джаз-миссия». Если он будет успешным, разговор о фестивале можно будет вести более предметно.

Хочется сделать его масштабным и полистилистичным, в качестве хедлайнеров пригласить состав, который ни разу не выступал на постсоветском пространстве. В идеале фестиваль должен стать ежегодным. Но пока лучше сосредоточиться на делах насущных.

- И все-таки, чувство первопроходца джаза в области гастрольно-концертной деятельности вас не пьянит?

- До того момента, пока я не подойду к кассе за 10 минут до начала концерта и не увижу там очередь из желающих купить билеты, а не продать уже купленные, никакой эйфории не будет. Наверняка кто-то что-то такое уже пытался делать, но я хотел бы избежать того, чтобы музыканты, которых я буду приглашать выступать здесь, аккомпанировали бы вокалисту или вокалистке. Зарекаться не буду, но тщательно собираюсь избегать выступления вокалистов и вокалисток. Что получается с ними? Фронтмен у микрофона и пять статистов, которые ему подыгрывают. Показать музыкантов в совместном музицировании и каждого как индивидуальность - вот в чем моя задача.

- Подстегнут ли частые концерты российских джазменов белорусских музыкантов?

- Белорусский джаз подстегнуло бы наличие соответствующих заведений с конкретной стилистикой, клубов. Пока не будет демократичного заведения, где будут играть не как в ресторане, - процесс не будет развиваться. Филармонический зал замечательный во всех отношениях, но он ограничивает даже сам выбор тех музыкантов, которых я могу показать.

Что может получить белорусский джаз от этих концертов? То же, что в свое время получили российские музыканты, когда к ним приезжали американцы. В Минске же джазмены варятся в своем соку. Это все равно что любоваться на себя в зеркало - и не заметишь, как состаришься. Вокруг Беларуси существует условный железный занавес, который никто не создавал. То, что когда-то в белорусском джазе могло на что-то претендовать, сейчас уже выглядит неубедительным. Единственный выход из этой ситуации - услышать вживую, увидеть и прочувствовать, как это делают другие.

СПРАВКА «БелГазеты». Игорь Галузо родился в 1962г. в Кричеве (Могилевская область). Учился в Институте иностранных языков по специальности «английский язык». Занимался предпринимательством. В 2000-04гг. - менеджер клуба «JFC джаз-клуб» (Санкт-Петербург), гастрольный менеджер джаз-группы Fresh. В 2004г. вернулся в Минск. В настоящее время - автор идеи и руководитель проекта «Джаз-миссия».
Добавить комментарий
Проверочный код