Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№25 (646) 23 июня 2008 г. Тема недели

БЧБ не получил категории

23.06.2008
«Погоня» - «историко-культурная нематериальная ценность I категории»

Кирилл БОРИСЕНКО

Предложение придать бело-красно-белому флагу статус нематериальной историко-культурной ценности было отклонено Минкультом: «за недостаточной аргументированностью и документальной обоснованностью» предложения. Чтобы составить представление об аргументации сторон, корреспондент «БелГазеты» Кирилл Борисенко встретился с историком Антоном Астаповичем, председателем Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры, которое и подавало предложение о новом статусе бело-красно-белого флага в Министерство культуры.

- Все мы знаем о референдуме 1995г., по результатам которого у нас сменились герб и флаг. Тогда наши национальные символы и были исключены из государственного обращения. Анатолий Титов, известный белорусский историк, в 1995г. подал городской гербовник и герб «Погоня» на придание статуса историко-культурных ценностей, и это все было утверждено. «Погоня» сейчас имеет статус историко-культурной нематериальной ценности I категории.

Ст. 20 закона об историческо-культурном наследии расписывает очень подробно и конкретно, что может стать историко-культурным наследием. Бело-красно-белый флаг целиком подходит под эти критерии. Даже непродолжительный период, с 1991г. по 1994г., когда флаг был государственным символом РБ, уже является достаточным основанием для того, чтобы признать его историко-культурной ценностью.

Я не говорю уже о всей истории бело-красно-белого флага - когда с 1909г. он использовался как символ белорусских организаций. Первый белорусский конгресс проходил именно под бело-красно-белым флагом; этот флаг был государственным флагом БНР (хоть это и не утверждено нормативным актом); этот флаг был символом белорусского движения в Западной Беларуси, даже компартия Западной Беларуси пользовалась тем же бело-красно-белым флагом… Все это есть в моем обосновании.

«ПО-МОЕМУ, ВСЁ ДАВНЫМ-ДАВНО ДОКАЗАНО!»

- Почему считается, что этот флаг связан с белорусским коллаборационизмом?

- Я историк и знаю не только историю Беларуси, я прекрасно знаю и всемирную историю. Почему тогда Франция не сменила свой триколор, раз вишистский режим использовал его в качестве государственного флага? Есть национальный символ, и, если определенная группировка коллаборантов его использовала, это не основание для унижения государственного символа. Это инсинуация. А вообще, ну как доказывать значимость бело-красно-белого флага?.. По-моему, все это давным-давно доказано!

- Вы считаете, что после 1909г. историко-культурная ценность бело-красно-белого флага представляется несомненной. А в более ранний период?

- В XIX в., например, повстанцы Калиновского использовали войсковые хоругви, где были сочетания белого и красного цветов в самой разной гамме. Повстанцы Нарбута использовали бело-красный флажок. А бело-красно-белый флаг возник в 1909г. Документально это не подтверждено, но, по словам известного белорусского общественно-культурного и политического деятеля XX в. Клавдия Дуж-Душевского, эту схему флага разработал он сам. 1909г. - первое упоминание этой схемы. Кстати, у тех же поляков красно-белый цвет возник не так уж давно; у них не было бело-красного флага до XIX в., когда возникло герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона. Практически все европейские госсимволы - это новая и новейшая история. Если брать феодальный период, там совсем другая символика, совсем другая геральдика. В XIX в., когда начинается развитие национальных движений и формирование наций, развивается и европейская национальная символика. Белорусы как нация начинают формироваться в начале ХХ в. Нация молодая, поэтому и флаг молодой.

«ПРОСТО ТРЕУГОЛЬНЫЙ ДЛИННЫЙ ФЛАЖОК»

- Основной аргумент противников бело-красно-белого флага, что этот флаг не упоминается в хрониках, легко опровергнуть?

- Аргументов просто нет. Пишут, что «требует глубокого изучения». Они еще что-то хотят изучать! Бело-красно-белый флаг и не может упоминаться в хрониках, как, например, и французский триколор не может упоминаться в средневековых хрониках: он возник во время французской революции. Это не аргумент.

- В битве под Оршей белорусы шли в бой не под бело-красно-белым флагом?

- Там был не флаг, понимаете? Вся тяжелая кавалерия ВКЛ, как и польская кавалерия, в качестве основного вида оружия использовала длинное копье. А на конце этого копья всегда был значок, просто треугольный длинный флажок. И вот эти флажки имели сочетание белого и красного цветов - бело-красный, на белом фоне красный крест... Такие флажки появились потом и у легкой кавалерии, на их коротких копьях. И просто в битве под Оршей в качестве войсковой символики фигурировало сочетание этих цветов, но это был не государственный флаг.

- А тот аргумент, что это сочетание цветов официально используется Белорусским экзархатом РПЦ?

- Это связано только с христианскими канонами: красная полоса на белом фоне символизирует плащаницу и кровь Христа. Поэтому это сочетание цветов зарегистрировано Белорусским экзархатом РПЦ, и даже на праздничном облачении у Филарета, в котором он служит, на зеленой мантии - бело-красно-белая ленточка.

- Когда эти аргументы приводятся в качестве обоснования историко-культурной ценности бело-красно-белого флага, это очевидная спекуляция?

- Может, спекуляция, а может, и нет. Я вообще не сторонник объединения духовных проблем со светскими. Государство - дело сугубо светское. Но если считать, что Беларусь - все-таки христианское государство, то, может быть, эти аргументы и правомерны.

- Но ради определенных интересов эти аргументы выстраиваются в одну линию: военный знак различия подается как госсимвол, христианская символика связывается с государственной… Это все от желания как-то помочь бело-красно-белому флагу?

- Нет, это не желание помочь. Откуда берется буквально любой государственный символ? Его не придумывают, он исходит из определенной традиции. Традиция сочетания цветов - в традиционной культуре, в воинской культуре, в религиозной культуре - является основанием для разработки госсимвола. Это просто почва, на которой этот символ был создан.

Здесь нельзя говорить: спекуляция, не спекуляция; нельзя говорить, что сейчас что-то подтягивается в пользу бело-красно-белого флага. Просто бело-красно-белый флаг имеет в истории свои источники, как и любой другой флаг.

ПОД ОХРАНОЙ ГОСУДАРСТВА

- Что может дать присвоение бело-красно-белому флагу статуса историко-культурной ценности?

- Этот статус обеспечивает охрану государством. Ни один неадекватный омоновец по закону уже не будет иметь права ломать древки, рвать флаги и бить человека за то, что он поднял этот флаг. Флаг будет под охраной государства - как историко-культурная ценность. Вот почему мы и подавали эти документы - чтобы нынешняя власть не унижала этот символ, не топтала, чтобы он хоть формально имел защитный статус.

- Если бело-красно-белый флаг будет признан историко-культурной ценностью, это как-то отрегулирует, например, отношение правоохранителей к митингующим?

- Тогда как раз и встанет вопрос: регулировать, а не бить людей. Это две разные проблемы. Нам всем, даже в этих тяжелых условиях, нужно стараться закладывать какой-то фундамент, чтобы тут действительно пошло регулирование жизни, а не насилие над ней. Это просто одна из гражданских инициатив, которая будет иметь продолжение.

СПРАВКА «БелГазеты». Антон Астапович родился в 1964г. в Осиповичах. Историк-этнолог. В области истории, культурологии и охраны историко-культурного наследия работает более 18 лет. На протяжении 17 лет работал в Музее народной архитектуры и быта. С июня 2007г. возглавляет президиум республиканского совета Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры.
Добавить комментарий
Проверочный код