Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№25 (646) 23 июня 2008 г. События. Оценки

Утром - равенство, вечером - братство

23.06.2008
Надежды белорусского руководства перед встречей с Дмитрием Медведевым

Сергей ЖБАНОВ

Подготовка к встрече и грядущим переговорам с дорогим гостем - российским президентом Дмитрием Медведевым, видимо, не отняла много времени у белорусского правительства. Вице-премьер Андрей Кобяков рассказал в интервью «Интерфаксу» о принципиальной и неизменной позиции официального Минска в развитии двусторонних белорусско-российских взаимоотношений. Тем не менее прагматизма во взглядах белорусского правительства явно прибавилось.

Сначала Андрей Кобяков сообщил о самом главном - единой валюте. «Актуальность введения единой валюты сохраняется. Но белорусская сторона стоит на том, что введение единой валюты является вершиной айсберга в работе по созданию единого экономического пространства», - воспроизвел вице-премьер хорошо известную со слов белорусского президента концепцию венца, сооружаемого над зданием. Затем он пояснил последовательность действий: «Сначала создается зона свободной торговли как самый простой элемент интеграции, потом создается Таможенный союз, потом единое экономическое пространство, а потом - единая валюта».

Таким образом, приведена старая схема движения к единению, хорошо известная с 2005г.: утром - равенство, вечером - братство. Причем, как выяснилось, взаимопонимания в этом вопросе за истекшие годы явно не прибавилось. Белорусское руководство, как и прежде, лукаво недоумевает: «Почему нам в рамках союзного государства предлагается поступить в иной последовательности?» Хотя точно знает ответ на поставленный вопрос, поскольку российская внешнеполитическая стратегия формально тоже не изменилась: сначала одно государство, а потом равные цены - и никаких дополнительных экономических авансов.

Для недостроенного союзного государства без единого государственного и правового устройства и эмиссионного центра вполне хватит даже тех миллиардных льгот в поставках энергоносителей, которые дарованы Беларуси, полагают в Кремле. Белорусский вице-премьер тоже не отрицал наличия некоторых льгот и преференций. «Если бы на нас распространялись общие правила, цена (газа. - С.Ж.)была бы на 30% выше. Можно посчитать, какой фактический экономический эффект для экономики страны имеет таможенный союз», - заявил Кобяков. И тем не менее белорусское правительство уже сегодня рассчитывает на нечто большее.

Пока Россия энергично продвигалась по пути к ВТО и декларировала союзникам по СНГ и единому экономическому пространству, что встречное движение должно проходить по рыночным рельсам и цены на энергоносители обязательно выравняются, достигнув мирового уровня, серьезных возражений подобная позиция Москвы не вызывала. Но «российская сторона пересматривает свои собственные планы по изменению цен на газ внутри страны», - справедливо замечает Кобяков. Из-за стремительного роста мировых цен на нефть сроки перехода российских потребителей на рыночные равнодоходные цены отодвинуты Минэкономразвития с 2011г. на 2015г. И по этой же причине белорусское правительство предлагает «сделать соответствующие коррективы и в торговле газом с Беларусью».

«Сегодня это является предметом переговоров, - замечает Кобяков. - Мы считаем, что в рамках единого экономического пространства условия для субъектов хозяйствования должны быть равными. Если РФ применяет у себя госрегулирование в отношении своих собственных потребителей на такой важнейший энергетический ресурс, как газ, такое же отношение должно распространяться и на тех, кто находится в экономическом союзе. Иначе это может восприниматься как та же самая политика субсидирования и нарушения принципов равной конкуренции на едином экономическом пространстве».

Очевидно, из соображений обеспечения равных условий конкуренции, союзный Совмин принял решение «приостановить работу над соглашением о применении субсидий в сельском хозяйстве до вступления одной из сторон, скорее всего России, в ВТО». «Потом с учетом тех обязательств, которые будут приняты в рамках вступления в ВТО, урегулировать и наши торгово-экономические отношения, чтобы не нарушать конкурентных преимуществ или принципов конкуренции наших партнеров», - описывает планы на будущее замглавы белорусского правительства. Россия на этом пути продвинулась дальше Беларуси, но когда и на каких условиях произойдет ее присоединение к ВТО, определенно пока сказать нельзя.

Между тем в торговле с Россией белорусское отрицательное сальдо из-за роста цен на энергоносители в 2007г. перевалило за $8 млрд. Но если преждевременно отменить еще и субсидии, получаемые от государства основными белорусскими экспортерами, то их товарам будет трудно конкурировать на российском рынке, и рост отрицательного сальдо ускорится еще больше. За I квартал, по словам Кобякова, «импорт энергетических товаров из России достиг $3,8 млрд., что в 1,5 раза больше, чем весь объем экспорта белорусских товаров в Россию за тот же период». Даже наращиванием экспорта товаров в дальнее зарубежье такой объем отрицательного сальдо «отыграть» за короткое время нельзя.

Из интервью Кобякова следует, что Беларусь обречена на интеграцию с Россией. К этому ее подталкивает рост отрицательного сальдо и совокупного внешнего долга, увеличивающегося на $1 млрд. ежеквартально. Ведь вместе с независимостью в наследство нашей стране досталась и советская отраслевая структура экономики, заточенная на дешевые энергоносители из России. Поэтому ничего не остается, кроме как добиваться от Москвы равных цен на нефть и газ, а также свободы транзита и доступа белорусских товаров на российский рынок. И все это в обмен на братство, поскольку ничего более ценного предложить нельзя.
Добавить комментарий
Проверочный код