Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Специальные кружки и занятия для подготовки ребенка к школе выборгский район www.cdr-svetlana.ru
№25 (646) 23 июня 2008 г. События. Оценки

Минские щитоносцы

23.06.2008
Начался суд по делу «живого щита»

Ирина ВАСИЛЬЕВА

19 июня начался суд по делу «живого щита». Судят двух сотрудников ГАИ Октябрьского РУВД столицы, обвиняемых в создании аварии на трассе Минск-Микашевичи.

На скамье подсудимых - старший лейтенант милиции Алексей Лихторович и майор милиции Геннадий Дорогокупец. Их участие следствие прокуратуры Минска оценило по статье УК «превышение власти или служебных полномочий».

Уголовное дело возбуждено 14 марта. Первоначально по нему проходили четверо сотрудников ГАИ, выехавших из Минска на задержание автомобиля-нарушителя -VW Golf, за рулем которого сидел Роман Ментюк. Однако, как заявил позже министр внутренних дел Владимир Наумов, «два сотрудника ГАИ в ходе следствия были оправданы и вернулись к исполнению своих служебных обязанностей».

Как следует из обвинения, 2 марта около 21.25 Лихторович и Дорогокупец несли службу «с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений ПДД». По указанию дежурного на служебном автомобиле ВАЗ-2109 они отправились к выезду из Минска по Слуцкому направлению «для оказания помощи сотрудникам ГАИ Слуцкого РУВД по пресечению противоправных действий водителя автомобиля VW Golf, который, не выполнив требования об остановке, продолжал движение по направлению Минска». Оба гаишника имели право «в пределах своей компетенции отдавать распоряжения и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе», что позволило им, «действуя по предварительному сговору, создавая реальную угрозу жизни и здоровью граждан, умышленно совершить действия, явно выходящие за пределы прав и полномочий». Чтобы остановить нарушителя, обвиняемые «приняли решение об установке на проезжей части личного легкового транспорта граждан для создания искусственной преграды и воспрепятствования проезду автомашины VW Golf».

Около 21.30-21.35 Лихторович и Дорогокупец «остановили автомобили BMW 525, Toyota RAV 4, Нonda Аccord, а также неустановленный автомобиль BMW и заблокировали автотранспортными средствами все полосы движения». При этом «не разрешили выйти из указанных автомобилей водителям и пассажирам… Не приняли необходимых мер по охране жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов». Поскольку все полосы дороги заняты, водитель VW Golf «совершил наезд на стоящие на полосах движения автомобили BMW 525, Toyota RAV 4, а также на спецмашины ГАИ ВАЗ-2109 и ВАЗ-2110». От удара водитель серебристой BMW Юрий Пашкевич получил легкое телесное повреждение - кровоподтек на левом предплечье.

Материальный ущерб от столкновения авто, по подсчетам следствия, составил Br25.432.887. Разбитую BMW Пашкевича оценили в Br15.830.557, поломки в авто Toyota RAV 4 Елены Колпаковой потянули на Br5.508.820. ГУВД Мингорисполкома нанесен урон за повреждение служебных машин на Br4.903.510. Все шесть человек, проходящие по делу в качестве пострадавших, подали гражданский иск в отношении сотрудников ГАИ на Br50 млн. каждый в качестве возмещения морального ущерба.

«СИДЕТЬ В МАШИНЕ!»

Потерпевший Пашкевич первым дал показания суду, повторив рассказ о воскресном возвращении с семьей из Слуцка в Минск и приказании сотрудника ГАИ остановиться: «Я начал съезжать к крайней правой стороне. Лихторович перешел во вторую полосу, указал стать на нее. Жестом руки и словами дал понять: «Сидеть в машине!» По словам Пашкевича, до удара прошло около двух минут. Этого времени ему хватило, чтобы обменяться несколькими фразами с женой, сидящей на заднем сиденье автомобиля с трехлетней дочкой на руках. От удара Пашкевич потерял сознание, нога, по его словам, соскочила на педаль газа. BMW отбросило вперед - на автомобили ГАИ. BMW не подлежит восстановлению, но «Белгосстрах» не торопится возмещать ущерб, ожидая решения суда.

Жена Пашкевича Мария уточнила: ее супруг находился без сознания пару минут, лежал, откинувшись на кресле с открытыми глазами. Выскочив из машины, Мария успокаивала плачущую дочку, которая на следующий день «отказалась вставать, хотя обычно встает рано и начинает играть с игрушками, и полдня пролежала на диване». Продукты, которые везли от бабушки в багажнике, пришли в негодность.

После остановки ее RAV 4 потерпевшая Колпакова«ожидала объяснений». Она не заметила фар VW, и удар для нее оказался абсолютно неожиданным. По словам Колпаковой, сотрудники ГАИ тоже «стояли какое-то время как завороженные».

За рулем Honda Аccord, не пострадавшей от удара, находился Константин Белогубцев. Сразу после остановки он обратился к пассажиру Алексею Бересневу: «Может, сотрудники ГАИ решили какой стритрейсинг устроить?» Последний заявил в суде: «Надо пропустить колонну или представителей власти - такой была одна из версий нашей остановки».

BMW черного цвета, остановившийся справа, установить не удалось. По словам потерпевших, водитель торопился и не стал задерживаться на месте ДТП.

ГАИ СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ

Отвечая на вопросы суда, майор Геннадий Дорогокупец, находившийся за рулем ВАЗ-2109, сообщил: он принял от дежурного информацию о необходимости помощи. Экипаж выдвинулся в сторону нарушителя. «Дальше по радиосвязи поступила команда придержать движущийся транспорт, - вспоминал Дорогокупец. - Мы выдвинулись в район слуцкого поста». По его словам, дежурный просил «придержать движение за пределами кольцевой дороги», что в понимании майора означало создать плотный поток медленно движущегося транспорта. Поддерживали связь и с экипажем, преследовавшим VW Golf Ментюка, сообщили: «Мы создадим вам пробку». Но кто ее произнес, Дорогокупец не помнил. Делалось все это для того, чтобы водитель «движущейся автомашины VW увидел и снизил скорость».

Подъехав к 10-му километру трассы Минск-Микашевичи, майор заметил: «Впереди нас двигались три автомобиля. При подъезде данные автомашины начали сбрасывать скорость и приостанавливаться. Когда они были на расстоянии нескольких десятков метров возле моей машины, я увидел, что следом - метров 300-400 - движутся еще две машины на большой скорости. На одной горят сине-красные мигалки. Лихторович вышел из машины. Я также начал выходить из автомашины. Вышел. И в этот момент, прошло секунд пять, данная красная автомашина (VW. - Ред.) сразу совершает столкновение с Toyota RAV 4, потом с BMW и резко идет BMW в мою машину. Мне открытой дверкой ударяет по колену. Я отлетаю от машины. Когда вернулся, увидел, что на проезжей части стоит еще одна наша патрульная автомашина».

Напарник, старший лейтенант Лихторович, вышел на дорогу с жезлом «приостанавливать движение». За остановившимися машинами увидел свет фар, понял, что водитель VW не собирается притормаживать, и «отскочил, чтобы обезопасить свою жизнь».
Добавить комментарий
Проверочный код