Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№25 (646) 23 июня 2008 г. Портмоне

Один коммерческий объект на два жилых

23.06.2008
Обзор рынка недвижимости Минска

Татьяна ДОЛГИХ

Два ключевых направления деятельности компаний-застройщиков - жилое строительство и коммерческая недвижимость - отличаются рентабельностью и, соответственно, динамикой. Рентабельность жилой застройки выше в силу сокращенного по сравнению с коммерческой недвижимостью цикла реализации и меньших затрат. Коммерческая недвижимость - сегмент «длинных денег» в сфере недвижимости. В этом сегменте торговая и административная недвижимость характеризуется большей рентабельностью и востребованностью по сравнению со складской и производственной, хотя наблюдается рост спроса и на две последние категории.

Очень значима информационная составляющая рынка недвижимости. Существует значительный информационный пробел в области анализа спроса и потребительского поведения на рынке недвижимости: доступны большие объемы информации, затрагивающей предложение и поведение продавцов, но чего же хочет потребитель, как меняются его запросы и предпочтения, остается тайной.

В Минске емкость рынка административной недвижимости в настоящее время ориентировочно составляет около 315,8 тыс. кв. м, неудовлетворенный спрос - около 250 тыс. кв. м.

Соотнести оценку деятельности компаний-застройщиков в области коммерческой и жилой недвижимости можно как 1 к 2, т.е. на один коммерческий объект у одной компании в среднем приходится два жилых объекта. Характеризуя активность компаний-застройщиков в области жилого и коммерческого строительства, можно отметить, что около 45% компаний имеют жилые объекты на разных стадиях строительства. Кроме того, у каждой из них есть те или иные объекты коммерческого строительства: у 18% - административные объекты, у 14% - торговые, у 8% - производственные, у 6% - складские.

В целом рынок очень активно заполняется объектами административной и торговой недвижимости, позиционируемыми застройщиками как недвижимость класса «А». Отсутствие информации о реальных потребностях компаний приводит к строительству дорогих комплексов, которые в итоге заполняются арендаторами или собственниками в лучшем случае на две трети.

В сегменте жилой недвижимости ситуация несколько более адекватна запросам потребителей. Это обусловлено не анализом застройщиками рынка и прогнозированием поведения потребителей, а тем, что ввиду острой нехватки жилья потребитель покупает то, что ему предлагают. Тем не менее знание потребительского поведения могло бы в разы оптимизировать прибыль компаний-застройщиков.

В среднем за год выставляется на продажу 18.876 новых квартир (сумма по 1-, 2-, 3- и 4-комнатным квартирам), при этом общая площадь квартир, ежемесячно выставляемых на продажу, составляет 1,29 млн. кв. м.

Среднегодовая структура предложения квартир любой площади, 2008



 

 

 

 

Оценив структуру предложения и ценовую динамику на различные виды квартир, можно отметить, что наибольший спрос на рынке нового жилья сейчас наблюдается на 2-комнатные квартиры. Это подтверждается ценовой динамикой: если цены на 1-комнатные и 3-комнатные квартиры в течение довольно длительного периода времени стабильно падают, то цена на 1 кв.м 2-комнатной квартиры стабилизировались и демонстрируются наименьшую отрицательную динамику по сравнению с 1-комнатными и 3-комнатными.

Фактический объем рынка рассчитан на основе данных, отражающих фактические строящиеся объемы компаний, предоставляющих информацию о своей деятельности в открытом доступе.

Площади строящихся объектов, 2008



 

 

 

 

Оценка сегментов рынка произведена на основе планов по строительству объектов недвижимости, заложенных в Программе развития строительной отрасли на 2008-12гг. от 28 декабря 2007г., т.е. фактических объемов рынка. Кроме того, в ходе исследования был произведен анализ предложений от основных застройщиков, предоставляющих информацию в открытом доступе.

Ожидаемая сегментация рынка, 2008-12гг.



 

 

 

В рамках проекта «БелБарометр» компания «Седьмой сантиметр» готовит исследование поведения потребителей на рынке жилья, результаты которого будут опубликованы на страницах «БелГазеты».

Автор - директор рейтингового агентства «Седьмой сантиметр».
Добавить комментарий
Проверочный код