Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№25 (646) 23 июня 2008 г. Портмоне

Бизнес в ожидании высоких оценок

23.06.2008
 

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Как только активизируются процессы приватизации, остро встает вопрос об оценке бизнеса, его рыночной стоимости. Объективная оценка - действенный механизм на службе эффективного собственника, заинтересованного в ликвидности компании. В разговоре о работе белорусских оценщиков экспертами «БелГазеты» выступили заместитель директора ЗАО «ИПМ-Консалт» Инесса ПАДУНОВИЧ и начальник отдела инвестиционных проектов Владимир УВАРОВ.

По словам Владимира Уварова, в «ИПМ-Консалт» основная масса заказов, связанных с оценкой бизнеса, касается частных предприятий или ОАО с долей государства. Инесса Падунович конкретизирует: оценка предприятия наиболее востребована в двух ситуациях: продажа предприятия и залог имущественных комплексов. В последнем случае нередко закладываются пакеты акций, определить стоимость которых без развитого фондового рынка можно только через оценку бизнеса в целом.

Люди несведущие нередко отождествляют рыночную стоимость с балансовой, хотя первая может многократно превышать вторую.

- Что касается рыночной стоимости, то существует три метода ее определения: затратный, сравнительный и доходный, - поясняет Падунович. - В рамках каждого из них есть различные методы расчета стоимости, описанные в

СТБ 52.1.01-2007 и, в принципе, не отличающиеся от международных стандартов. Национальные особенности, касающиеся налогового законодательства, бухгалтерского учета и т.п., есть, но они существенно не влияют на практику оценки бизнеса.


У каждого из трех методов свой инструментарий и своя сфера применения. Часто рыночную стоимость рассчитывают с учетом всех трех методов. В основе доходного метода - совокупность методик, основанных на анализе дисконтированных доходов, т.е. покупателю предлагается цена, сопоставимая с доходами, которые предприятие может принести в будущем. Затратный метод рассматривает стоимость предприятия как разницу между суммарной стоимостью его активов и заемными средствами. При этом величина активов и заемных средств зачастую корректируется. Сравнительный метод основан на анализе спроса и предложения, а также сделок с аналогичными компаниями. У каждого из методов свои сильные и слабые стороны, свои границы применения:

- Например, при оценке предприятия, находящегося в стадии роста (молодая компания либо компания, реализующая инвестиционный проект), потенциальные возможности, которые могут быть достигнуты в процессе роста, в балансе на дату оценки не отражаются, потому затратный метод тут применять нецелесообразно. И тогда главным методом оценки станет доходный - расчет перспектив, открываемых данным инвестиционным проектом.

Если затратный метод чреват потерей некоторых составляющих стоимости, то доходный нередко труднодоказуем и отчасти умозрителен, к тому же бесполезен при оценке бизнеса, находящегося в стадии ликвидации или банкротства. Есть проблемы и со сравнительным методом.

- Не всегда можно соотнести объект оценки с объектом-аналогом, - констатирует Падунович. - Часто мы не имеем полной информации об объекте-аналоге, поэтому делаем выводы о его стоимости, принимая определенные допущения. При такой процедуре оценки не всегда можно корректно использовать ряд стандартных мультипликаторов (например, цена/прибыль, цена/выручка, цена/денежный поток). Здесь важно понимать, что подразумевать под прибылью, выручкой, денежным потоком у объекта-аналога и объекта оценки.

Гибкий, вдумчивый подход не только к объекту оценки, но и к выбору предназначенных для этой процедуры методов определяет профессионализм оценщика. Естественно, собственник хочет гарантий того, что оценка его бизнеса взвешенная и объективная. Таких гарантий всего две, подчеркивает Уваров:

- Во-первых, оценщик проходит аттестацию, являющуюся гарантией его знаний, необходимых для проведения оценки. Вторая, не менее важная гарантия объективности оценщика - его опыт и репутация. Некоторые компании заказывают оценку бизнеса у двух-трех оценщиков одновременно, чтобы иметь возможность сравнения и коррекции результатов.

Результаты работы оценщика - не догма; в любом случае продавцу предприятия предстоит торг. Оценка бизнеса предполагает не столько фиксированную цену, сколько определенный ценовой диапазон, «от» и «до».

- Рыночная стоимость определяется как наиболее вероятная сумма сделки при определенных допущениях - говорит Уваров. - На основании рыночной стоимости, определенной оценщиком, партнеры ведут переговоры и договариваются о цене. Поэтому существует выражение: «Цена компании - это ее цена при заключении договоренностей о купле-продаже».

Заказчик чаще всего приходит к оценщику с собственным представлением о рыночной стоимости компании. Однако, в один голос поясняют эксперты, обычно их мнения совпадают:

- Понятно, что не с точностью до рубля или доллара, но если управляющий или собственник серьезно занимается бизнесом, то он имеет экспертное представление о стоимости своей компании. Уже в ходе расчетов оценщики проводят ряд встреч с руководителями предприятия, чтобы максимально учесть всю информацию, которая может повлиять на стоимость бизнеса. Нередко по мере получения дополнительной информации оценка стоимости меняется.

Эксперты-оценщики работают не внутри компании, а вне ее, поэтому их деятельность нуждается в информационной поддержке заказчика. Порой оценка входит в пакет предлагаемых предприятию услуг, порой заказывается отдельно. Однако в большинстве случаев ей предшествует due diligence - комплексный аудит в интересах собственника. Минимальный срок процедуры оценки - 30 рабочих дней. На практике же получается около двух месяцев после предоставления всей необходимой информации, а иногда и больше.

Срок серьезный, а рынок подвижен, и изменения на нем могут повлечь за собой перерасчет стоимости. Однако, по словам Уварова, оценщики стремятся учесть и это:

- При оценке всегда закладываются риски, связанные с изменением будущего, хотя предсказать какой-нибудь «черный вторник» практически невозможно. Закладываемые в оценки риски основываются на том, что рынки резко как минимум в течение полугода-года не меняются. Если компания устойчива, то в период кризиса она может потерять какую-то долю своей стоимости, но затем, в фазе роста, наверстает упущенное.

Иногда организация-оценщик содействует продаже бизнеса, хотя и без особого рвения: у нее иные задачи. По оценке Инессы Падунович, «есть на нашем рынке непонимание того, что продать предприятие не то же самое, что продать кофточку в бутике: разные объемы инвестиций, разный покупатель, разные сроки экспозиции». Так что дело не только в профессионализме оценщика, но и в самом собственнике, которому, по мере развития в Беларуси рыночных институтов, предстоит еще многому научиться.
Добавить комментарий
Проверочный код