Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Рекомендуем: продвижение сайта визитки. Доступно и качественно.
№25 (646) 23 июня 2008 г. Портмоне

Отпускной подстрахуй

23.06.2008
В Беларуси страхование ответственности турфирм перед клиентами пока не получило развития

Сергей ФИЛАТОВ

Для наших сограждан отдых за рубежом входит в число тех немногих радостей, к которым они относятся особенно трепетно. Потому и готовятся к нему весьма тщательно. Приняв решение провести две недели в Тунисе или Турции, граждане влезают в долги, чтобы оплатить путевки, изнуряют себя голодом, чтобы, приехав в отель стройными и худыми, оторваться по полной программе «все включено» и восстановить утерянное, через день бегают в солярий, чтобы потом не обгореть на южном солнышке, и полностью обновляют гардероб, чтобы каждый день красоваться в новом наряде.

Тем болезненнее воспринимают они любые накладки, которые, к сожалению, иногда начинаются еще на родной земле. Перечень последних может занять не одну страницу, но чаще всего недовольство выезжающих за рубеж с экскурсионными турами и на отдых вызывают некачественные туристические услуги, недостоверная информация об условиях отдыха, несоответствие туристического продукта заявленным условиям, описанным в договоре, либо в листе бронирования (системы питания, места проживания или звездности отеля). Плюс несоответствие туров их основной специфике, срыв графика выезда, ошибки в оформлении виз.

Причины возникновения таких ситуаций могут быть самыми разными, однако, с точки зрения туристов как потребителей подобных услуг, во всем виновата турфирма. И когда дело доходит до суда, скидок на то, что фирма сама стала жертвой недобросовестных действий партнеров, не дают.

Понятно, что сам факт признания вины турфирмы служит слабым утешением пострадавшему туристу, ему нужна денежная компенсация за понесенные страдания и неудобства. Сегодняшний турист знает свои права, юридически неплохо подкован, поэтому количество жалоб исчисляется уже сотнями, несмотря на то, что объективно белорусские турфирмы стали работать лучше.

А работают они, как известно, на основании лицензии. Постоянная угроза лишения или приостановления лицензии стимулирует туроператора минимизировать риски возможных сбоев в работе, что, в конечном счете, ведет к удорожанию его услуг, однако полностью избежать возникновения непредвиденных ситуаций, как правило, не удается.

Если речь идет о неудобствах, доставленных одному-двум туристам, то, разумеется, турфирма в состоянии изыскать средства для возмещения понесенного ущерба. Если же речь о большой группе пострадавших, то суммарные иски могут исчисляться десятками тысяч долларов - и это уже проблема.

В Российской Федерации год назад вступил в силу закон, предусматривающий финансовые гарантии деятельности туроператоров, согласно которому система фингарантий заменила неэффективный механизм лицензирования туристической деятельности. Это способствовало защите прав туристов как от умышленных либо неумышленных действий туркомпаний, так и от рисков финансово неустойчивых предприятий.

В России объем финансовых гарантий для туроператоров в сфере международного туризма составляет RUR10 млн., для компаний, специализирующихся на внутреннем туризме, - RUR500 тыс. До 95% турфирм получили финансовые гарантии в страховых компаниях, остальные - в банках.

Кстати, еще 5 лет назад подобную норму предложили внести в закон «О туризме» и белорусские депутаты, однако она так и не была принята. Возможно, по тем же причинам, по которым сначала была принята, а потом упразднена законодательная норма о страховании ответственности застройщиков: по мнению строителей, 0,3% от страховой суммы были истинной причиной ежегодного 30-процентного роста цен на недвижимость.

Сегодня туроператоры и страховщики реально сотрудничают лишь в одном направлении - страховании от несчастных случаев и заболеваний в зарубежной поездке. Еще несколько лет назад имело место т.н. «страхование от невыезда», но полная статистическая непредсказуемость поведения консульских отделов и катастрофические волны отказов в визах поставили страховщиков перед выбором: либо резко увеличить тарифы, либо закрыть этот вид страхования вообще.

Кстати, сами турфирмы к идее страхования своей ответственности перед третьими лицами относятся с интересом. Следует оговориться, что речь идет не об обязательном, а о добровольном страховании. Во-первых, это позволит уменьшить стоимость путевок; во-вторых, увеличит приток клиентов, которые, покупая путевку, автоматически оказываются застрахованными.

Однако при наличии спроса серьезных предложений туроператорам со стороны страховщиков в этом плане не наблюдается. Можно, конечно, сетовать на то, что государство у нас не особенно заботится о развитии рынка страховых услуг. Но, как ни странно, что-то можно сделать и без участия государства. И всем это будет выгодно - и турфирмам, и их клиентам. Государству, кстати, тоже.
Добавить комментарий
Проверочный код