Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№25 (646) 23 июня 2008 г. Экономика

Нацбанк крепчает

23.06.2008
«Усиление факторов риска может негативным образом повлиять на устойчивость финансового сектора»

Ярослав РОМАНЧУК

Нацбанк обнародовал свой первый доклад «Финансовая стабильность в РБ, 2007». В нем самое продвинутое государственное ведомство анализирует внешние и внутренние макроэкономические риски, состояние нефинансового и финансового секторов, а также финансовой системы.

Нацбанк планирует регулярно публиковать доклады о финансовой отчетности белорусской экономики - в русле стандартной работы ведущих центробанков мира. Нет оснований видеть в появлении довольно смелого и объективного доклада некий субъективизм со стороны руководства Нацбанка. Интенсивная межведомственная борьба в стране идет, но начало серии публикаций о финансовой стабильности в Беларуси ни в коем разе нельзя сводить к разборкам между властными структурами. Серьезные инвесторы, международные организации явно позитивно оценят возможность узнать мнение профессионалов о состоянии экономики, банковского сектора, торговли, бюджета и т.д.

Обстоятельный разговор о финансовой стабильности нужен в любое время. На Западе в нем активно участвуют не только центральные банки, но и тысячи частных аналитических структур. Похоже, в Беларуси из всех структур госуправления адекватным интеллектуальным потенциалом для написания такого доклада обладает только Нацбанк. У структур Совмина слишком сильны политическая и идеологическая корректности и некритичная ориентация на выполнение валовых показателей третьей пятилетки.

ОЦЕНИЛИ И ПРЕДУПРЕДИЛИ

Большинство выводов экспертов Нацбанка относительно состояния экономики, финансовой стабильности и рисков тождественно выводам международных организаций. «Возникновение кризисных явлений на мировых финансовых рынках в 2007г. не оказало существенного влияния на финансовую стабильность в РБ», - пишут авторы доклада. В 2007г. внешний контекст стране явно благоволил. Средние долларовые цены экспорта на нефть выросли на 28,5%, на нефтепродукты - на 12,2%, на черные металлы - на 33,8%, на калийные удобрения - на 21,%, на азотные - на 57%. Замедление темпов роста мировой экономики было минимальным (с 5% ВВП в 2006г. до 4,9% в 2007г.).

Для Беларуси гораздо важнее сохранение энергетического гранта от России, чем динамика индекса Доу-Джонса. В 2007-08гг. объем помощи по газу вырос. Когда цена газа для Беларуси составляла $100 за 1 тыс. куб. м, Европе он обходился уже в $250. Сегодня Беларусь покупает газ почти за $130, Европа - уже за $400. Даже если в 2009г. цена газа для нас будет $200, все равно это более чем в 2 раза меньше европейской цены.

Причинами финансовой стабильности в 2007г., по мнению Нацбанка, были также благоприятная конъюнктура региональных рынков, рост спроса на белорусский экспорт со стороны России и других торговых партнеров, устойчивое состояние госфинансов, в первую очередь за счет налогов на экспорт минеральных продуктов.

По мнению Нацбанка, с девальвационным и инфляционным давлением власти Беларуси справились. Нацбанк прав наполовину: годовая инфляция выше 12% ставит под сомнение общие макроэкономические достижения. Тем не менее с выводом о том, что «финансовый сектор… в 2007г. характеризовался достаточно стабильным состоянием, большинство показателей его устойчивости находилось в приемлемых диапазонах», можно согласиться. Нацбанк хорошо понимает неустойчивость таких тенденций: «Усиление факторов риска может в среднесрочной перспективе негативным образом повлиять на устойчивость функционирования финансового сектора».

Это важное предупреждение. В конце 2010 - начале 2011гг. финансовые звезды могут выстроиться в такую конфигурацию, которая заставит власти принимать крайне непопулярные и болезненные решения. Признаки движения в этом тревожном направлении проявились в 2007г. Ухудшение условий торговли с Россией за счет роста цен на топливно-энергетические ресурсы (на 43,1%) привело к ухудшению платежного баланса и резкому росту совокупного долга. Именно это имел в виду Нацбанк, говоря о «нарастании отдельных макроэкономических рисков, связанных с увеличением отрицательного сальдо текущего счета и совокупного внешнего долга, ростом нагрузки на банковскую систему».

РИСКИ

Нацбанк сумел убедить руководство страны в важности стабильного курса рубля и низкой инфляции. Привязка рубля к доллару или к корзине валют должна быть якорем финансовой стабильности и фактором предсказуемости экономической политики. Однако только мерами монетарной политики добиться финансовой стабилизации нельзя. Есть еще бюджетно-налоговая политика. Помимо внешних обстоятельств есть мощный генератор рисков внутри страны.

Нацбанк напоминает, что в 2007г. «уровень налоговой нагрузки составил 47,3% и является самым высоким в регионе и одним из самых высоких в мире, что неблагоприятно отражается на конкурентоспособности белорусских предприятий и ограничивает экономический рост». Расходы бюджета в 2007г. составили 49,6% ВВП. «В 2007г. по сравнению с 2006г. наблюдалось менее равномерное расходование бюджетных средств по кварталам, что оказало негативное влияние на деловую и инвестиционную активность организаций, а также ликвидность банковского сектора».

В ситуации, когда стране благоволит внешняя конъюнктура, когда есть ресурсы для структурных реформ, правительство забирает себе все больше денег и не совсем четко представляет, как ими лучше распорядиться. В 2007г. расходная часть консолидированного бюджета по сравнению с 2006г. увеличилась на 27,5% при росте номинального ВВП на 21,2%. Это «способствовало увеличению совокупного спроса и тем самым - усилению инфляционных процессов и нарастанию отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса».

ПРОВАЛ

Нацбанк вновь констатирует провал программ импортозамещения: «Наблюдался стабильный рост неэнергетического импорта, опережающий развитие производства, обусловленный в основном внутренними экономическими факторами (потребностью в обновлении машин и оборудования, высокой импортоемкостью производства и избыточным спросом). В этих условиях дефицит внешней торговли товарами и услугами составил $2,7 млрд., а текущего счета - $2,9 млрд., что составляет 6,6% ВВП по сравнению с 3,9% по итогам 2006г.».

Этот дефицит был профинансирован «преимущественно за счет привлечения средств нерезидентов». Беларусь не обременена внешними долгами. ВВП растет быстро. В политической сфере - стабильность. Продавать или брать в залог пока есть что. Вот и давали иностранцы взаймы - из-за высокой прибыли по дорогим кредитам. При этом за 2007г. совокупный внешний долг вырос с 18,4% до 28,4% ВВП - до $12,7млрд. Рост цен на сырье, энергоресурсы и комплектующие «обусловил ухудшение состояния предприятий нефинансового сектора. Увеличение запасов нереализованной продукции, снижение обеспеченности собственными оборотными средствами, низкая рентабельность вызвали необходимость расширенного использования заемных ресурсов для финансирования текущей деятельности и капитальных расходов в нефинансовом секторе экономики…»

Руководителей предприятий и министров гораздо в большей степени беспокоит выполнение годовых прогнозных показателей, чем рост долгов и давления на банковскую систему. В 2010-11гг. именно они будут требовать от Нацбанка дешевых кредитов или девальвации рубля, чтобы спастись от банкротства. В Нацбанке это прекрасно осознают, поэтому и предупреждают загодя, дабы финансовый кризис не подкрался незаметно.

ОТДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАТЁЖНОГО БАЛАНСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ





 

 

 

РОСТ ТРЕБОВАНИЙ БАНКОВ К ЭКОНОМИКЕ



* * *

В 2009-10гг. рост цен на энергоресурсы продолжится. Давление внешних конкурентов усилится. В контексте напряжения на мировом финансовом рынке кредиты будут дороже. Если не снизить налоговую нагрузку, административные издержки и не раскрепостить предпринимательство, то в 2009-11гг. ком проблем будет нарастать гораздо быстрее. Нацбанк пеняет на Совмин, считая его одним из виновников ускорения инфляции. Именно правительство разогревает совокупный внутренний спрос реального сектора. Именно директорат не может справиться с опережающим ростом затрат предприятий. Остановить рост долгов им тоже не под силу.

В такой ситуации Совмин и концерны стали мощными лоббистами по выбиванию кредитов из банков. В 2007г. требования банков к предприятиям выросли на 46,1%, или на Br7 трлн. При этом «суммарная кредиторская задолженность предприятий экономики в целом увеличилась на Br15,2 трлн., или на 34,2%, и составила на начало 2008г. Br59,5 трлн.».

Рост рисков для финансовой устойчивости налицо. В 2007г. отношение накопленной кредиторской задолженности к выручке ухудшилось во всех секторах, кроме ЖКХ, и составило от 2,5 до 4,4 среднемесячного объема выручки.

Нацбанк явно обеспокоен такой тенденцией, поскольку несет большую долю ответственности за финансовую устойчивость страны. В 2007г. депозиты в валюте выросли в рублевом эквиваленте на Br1,3 трлн. (на 51,2%), а требования банков к предприятиям в инвалюте - на Br3,8 трлн. (на 60,4%). «В результате превышение задолженности субъектов хозяйствования перед банками в иностранной валюте над их валютными депозитами за 2007г. возросло до Br6,2 трлн., или на 66,8%. Значительный рост данного показателя характеризует увеличение рисков неисполнения требований банков к субъектам хозяйствования в иностранной валюте».

Это одно из самых тревожных предупреждений Нацбанка вкладчикам, которые традиционно остаются лояльным кредитором планов министерств и правительства. Домашние хозяйства сами наращивают объем долгов, увеличивают потребление и сберегают все меньше. Склонность к сбережению сократилась с 10,1% в 2006г. до 7,9% в 2007г. За 2007г. депозиты населения увеличились в реальном выражении на 20,6% - на 12,3 п.п. меньше, чем с 2006г. Отметим, что темпы роста валютных депозитов (51,8%) были существенно выше рублевых (13,4%).
Добавить комментарий
Проверочный код