Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№23 (644) 09 июня 2008 г. Визави

Откуда растут руки

09.06.2008
у механизаторов и производителей сельхозтехники

Кирилл БОРИСЕНКО

На пресс-конференции, приуроченной к выставке сельхозтехники «БелАгро», Вячеслав Семашко, главный конструктор предприятия ОАО «Амкодор», специализирующегося теперь и на производстве техники сельхозпредназначения, раскритиковал то, как обращаются с техникой, произведенной его предприятием, в хозяйствах страны. Отношение к отечественной и импортной технике существенно отличается в пользу последней, более дорогостоящей, отметил Вячеслав Семашко. Для белорусской же техники обязательные регулировочные работы вовремя не проводятся, машины не поддерживаются в надлежащем состоянии, подводит квалификация механизаторов, которые садятся за руль наших машин. Именно такое отношение приводит к быстрому выходу отечественной техники из строя и дискредитирует отечественное машиностроение.

Вопрос споров и взаимных претензий между производителем и потребителем - вечный вопрос, но в свете напряженных летних сельхозработ «БелГазета» решила разобраться, что же становится причиной быстрого выхода из строя машин отечественных производителей - низкое их качество или недостаток квалификации механизаторов на местах. Об этом корреспондент «БелГазеты» беседовал с главным конструктором «Амкодора» Вячеславом СЕМАШКО и механизатором ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» Владимиром ТИШКОВЫМ.

Вячеслав СЕМАШКО: «А ПОЧЕМУ ВЫ JOHN DEERE В НАВОЗ НЕ ЗАСАДИЛИ?»

- Сельхозтехникой мы никогда не занимались. Мы занимались строительно-дорожной техникой, и основной нашей продукцией были фронтальные погрузчики. С 2004г. пошла работать программа «Возрождение села» - вот тогда мы обратили внимание и на сельхозтехнику. К этому времени у нас уже было несколько модификаций погрузчиков, на их базе мы создали многофункциональные шасси. Разработали специальные сменные органы для сельскохозяйственных машин, и с 2004г. машины пошли уже сотнями. На сегодняшний день поставлено около 2 тыс. Помимо фронтальных погрузчиков и шасси разработаны зерноочистительные комплексы и зерносушилки.

Кроме классических моделей шасси и погрузчиков, которые выпускаются уже не один десяток лет, разработана первая в СНГ машина с телескопической стрелой - «Амкодор-527». Мы уже изготавливаем ее серийно и поставляем по программе «Лен».

- А как обстоят дела с эксплуатацией вашей техники на селе?

- Это серьезный вопрос, и чем дальше, тем серьезнее. Сегодня потребитель требует весь комплекс услуг: от получения машины и предпродажной подготовки до наличия запчастей и организации сервисных центров. А требования рынка все ужесточаются. Если раньше мы не обращали внимания на такие выходы из строя, как перегорание лампочки или предохранителя, датчика дешевого, то сегодня по любому такому поводу к нам идут претензии.

СПК, колхозы оказались не готовы к приему машин в массовом количестве, машин, довольно сложных в эксплуатации и по конструкции. У них просто не оказалось специалистов. Сажали обычных трактористов, которые работали на МТЗ. А для работы на нашей машине необходима высшая квалификация тракториста, категория «Д».

Пошли массовые выходы из строя различных узлов и систем. Начали разбираться - оказалось, что большая доля этих поломок связана с незнанием специалистами конструкции машин, правил эксплуатации, правил ремонта и т.д. По нашей просьбе были организованы курсы Минсельхозпрода, на этих курсах мы читаем лекции. И здесь проблемы: отсутствие наглядного материала, плакатов, разрезных моделей узлов и агрегатов. Разработка комплекта цветных плакатов на одну машину стоит от $20 тыс. до $40 тыс. А у нас 80 модификаций машин, вот и посчитайте, какая сумма это будет. Передать курсы Минсельхозпрода в университеты мы не можем, т.к. должны отдать по какой-то стоимости, заплатить налоги государству, плюс колледж или университет должны заплатить деньги и налоги. Получается, что стоимость этих изделий возрастает во много раз.

Еще проблема: сегодня профессиональный уровень и подготовка преподавательского состава вузов, колледжей и курсов отстает от уровня техники. Большинство преподавателей - пенсионного и предпенсионного возраста, молодежь не идет. Толковые ребята либо на машиностроительных предприятиях, где хорошо платят, либо в коммерции.

- Только ли отсутствием должной квалификации механизаторов объясняется неудовлетворительное обращение с машинами?

- Отношение в СПК и кооперативах к нашим машинам просто жестокое. К импортным машинам все требования по инструкции выдерживаются неукоснительно, как и сроки регламентных работ. На эти машины садятся специалисты самого высокого уровня - те, у которых руки растут оттуда, откуда должны расти. Техника работает без проблем.

На наши машины (не только амкодоровские - и МТЗ, и МАЗа) садится молодежь или пенсионеры, любые трактористы, имеющиеся в наличии в СПК. Самое главное, никто не читает наших инструкций, а если читают, то не заливают вовремя масла. Машины выполняют работы, не соответствующие их назначению. Производят доработки: увеличивают объем ковшей, приваривают крючья. Естественно, процент выхода из строя наших машин значительно увеличивается.

Происходит дискредитация отечественного производителя. Это не во всех предприятих, чаще в СПК ниже среднего уровня. Отношение усугубляется и тем, что наши машины покупают там по лизингу - они достаются им легко.

-… и стоят меньше импортных…

- И в цене различие, и в том, что мы-то - свои. Пример: выезжает в СПК наша бригада и видит, что подойти к машине невозможно, она вся в навозе. Говорим: ребята, вы бы уж хоть помыли ее... А они в ответ: зачем мыть, вы же приедете. Рядом из John Deere выходит водитель, сам чистенький, машину платочком протирает. Спрашиваем: почему вы John Deere в навоз не засадили, как наш погрузчик? Вы что, говорит, нельзя: приедет дилер и снимет с нас гарантию. Но мы тоже можем снять гарантию! Нет, говорит, вы не снимете: мы «батьке» позвоним, а уж он вас на место поставит. Так сейчас и идет. Доходит до того, что мне поступают угрозы и предупреждения, что будут обращаться к президенту, в Минсельхоз-прод - в общем, кляузничать.

- А вот жалуются, что металл плохой у наших машин…

- Да, жалуются, и на нас жалуются. К сожалению, качество металла не улучшается. В России на экспорт в Европу, Америку и Китай отправляют металл более качественный, а белорусским и российским производителям металл поступает бросовый. С марта-апреля металл подорожал на 30-60%.

- Может быть, не стоит всю вину за выход из строя вашей техники перекладывать на отечественных потребителей?

- Мы всю вину и не перекладываем. Вина есть и наша, и их. На качество своей продукции мы влияем следующим образом: приобретаем новое оборудование, уменьшаем себестоимость. И процент наших отказов постоянно падает. Мы анализируем все выходы из строя, идет обучение технического персонала. Есть проблема в отношении комплектующих: белорусский производитель выпускает дешевую продукцию, не всегда сочетая дешевизну с качеством и надежностью.

- Вы ратуете за то, чтобы на технике «Амкодора» работали высококлассные специалисты. А как же проблема оттока молодежи из села?

- Что сегодня в колхозе реально есть? Молодежи нет, механизаторов нет. Заставить молодого человека сесть за трактор можно, только если предложить ему нормальные условия работы: высокопроизводительную машину, на которой он мог бы заработать хорошие деньги, нормальные условия работы (низкий шум, виброустойчивость, комфорт). Чтобы отработал от темна до темна - и у него хватило сил и с детьми пообщаться, и с женой пообщаться, и на работу по дому. Чтобы человек полюбил свою машину, каждое утро с радостью шел на работу. Полюбить машину он может, если она полностью соответствует его требованиям: машина должна быть привлекательной, удобной и для обслуживания, и для ремонта. Но человека этого нужно обучать, а базы в колледжах и университетах нет. Замкнутый круг, который можно разрубить только на уровне министерств.

СПРАВКА «БелГазеты». Вячеслав Семашко родился в 1956г. в Калинковичах (Гомельская обл.). В 1978г. окончил Могилевский машиностроительный институт по специальности «строительно-дорожные машины и оборудование». С тех пор работает в ОАО «Амкодор». Сейчас занимает должность главного конструктора фронтальных погрузчиков.

Владимир ТИШКОВ: «А ОН И ГОВОРИТ ТОГДА: ДЛЯ ЧЕГО ЭТА ЛАМПОЧКА?»

- Как вы, профессионал, оцениваете белорусскую технику в целом?

- Именно белорусскую? Как вам честно сказать... Ну, техника хорошая - белорусская. Это во-первых. Во-вторых, импортная - лучше. И металл хороший. На импортной технике я отдыхаю.

- А какие вы предъявляете требования к технике, выходя в поле?

- Я люблю работать. Я люблю работать в поле. Техника у меня - Fend и МТЗ, техника хорошая, я пока еще не жалуюсь. Я гляжу за ней, четыре года работаю, и техника клевая у меня сейчас!

- А вам приходилось работать на импортной технике, чтобы сравнить с отечественной?

- Я вот как раз на импортной технике и работаю - на Fend-930 - и на белорусской. Это две большие разницы. Во-первых, удобно на импортной технике. В жару кондиционер - вообще лепота работать. Комфорт! Компьютер - это все, это уже техника не обманет. Во-вторых, гектары идут, а там все пишется: расход солярки, например, списывается. Проблем никаких нет.

А белорусская техника только немножко к этому стандарту подходит. Трохи что-то смахивает - тоже уже пошла белорусская техника с кондиционером, компьютеры тоже начали ставить. Но пока по карману бьет. А так техника хорошая. И еще у белорусской техники слабый металл. Начинаешь откручивать - она ломается. У импортной металл лучше. Всунул там звездочку или шестигранник - и крутишь, а в белорусскую всунул, начинаешь крутить - и он гнется, проворачивается. А белорусский даже набор ключей купили, отдали Br60 тыс. - и ерунда. Гнется, головка лопается. А импортная - да: что взял, то взял.

Техника «Амкодор» у нас есть в парке, нормально вроде себя ведет. У некоторых машин там цилиндр подтекает - так делают замену. А так без проблем, хорошая техника.

- А если сравнивать требования по ремонту импортной и отечественной техники?

- Зарубежная больше ходячая. Дольше ходит техника зарубежная, чем наша. Вот я четыре года работаю, и только один раз с ней, на Fend`е, на ремонт стал. Ну и за два дня нашли запчасти. Fend - немецкий трактор, он сеет, пашет... Запчасти сейчас уже по Беларуси есть, каждая фирма закупает, инженер у нас рекламку дает и где дешевле покупает запчасти. Фирменные запчасти именно этого производителя - без проблем. А обслуживанию мы уже научились: поглядели на них, что они делали, и я уже сам научился. Мы только заказываем масла - и все. А техобслуживание делаем сами. Я четыре года работаю, а техобслуживание научился делать за год…

- Одинаково ли вы относитесь к импортной и отечественной технике во время эксплуатации?

- И белорусская, и импортная мне нравится. Внимание и к той, и к другой проявляю одинаковое. Белорусская техника - она тоже радует. Я отношусь к ней с вниманием, без проблем. У нас каждый стремится работать, делать свою работу, каждый за техникой закреплен, каждому нравится своя техника.

- Насколько на селе развита система сервис-центров по обслуживанию техники?

- Это есть, но мы и сами все делаем. Зарубежную - только заказываем запчасти, фильтры, масла, диагностику и регулировку клапанов. А клапаны регулируют на станции. Там свой набор инструмента: наше, белорусское, не подходит. Они сами регулируют, мы только платим деньги за это. А так, масла-фильтры - это мы сами... Чтобы лишнее не переплачивать!

А свою машину я знаю досконально, с закрытыми и открытыми глазами могу разобрать и собрать. Правда, только белорусскую. Немецкую я уже начинаю разбирать понемножку, пытаюсь - ну, большую часть. То, что мне запчастями привозили, я сам снимал и ставил.

- А как обстоят дела в вашем хозяйстве с кадрами, молодежью?

- Э, молодежи сейчас нету… Вообще нету! Если городские приходят на практику, у них никакой гарантии нет, они даже прибыли никакой не дадут. А некоторые деревенские приходят - да, у них заинтересованность есть, у молодежи. Они больше стараются даже по-слесарному помочь. Вот трактор приехал в ремонт - и он уже старается помочь. А каждый инженер смотрит, кто где старается, тому и трактор даст хороший.

А из сельской молодежи мало кто остается - один из двух, не больше. Иногда возвращаются в колхозы, кто практику проходил, даже из города. Сейчас много молодежи на это лето пошло - вообще легко стало. И практиканты, и старые механизаторы начали возвращаться. В прошлые годы этого меньше было, нас было 18 механизаторов, а сейчас уже - 26. Они заинтересованы: работали слесарями, а сейчас людей не хватает, надо воду коровам подлить - они на трактор их посадили: работай, молодежь! Кто заинтересован из деревенских, тот работает, а другой - гляди, где уже он, ему погулять сразу… Есть и такие… Покормили - и все, он уходит домой… А так дисциплина у нас хорошая.

- Молодежи, которая приходит к вам на практику, многое приходится объяснять?

- Да, есть, есть… Позавчера собирал пресс, подошел один и спрашивает: а для чего эта веревка? И я ему объясняю. Он заинтересовался, этот парень. Ему трактор дали, слесарю, и вот он спрашивает, для чего эта веревка. Я натягиваю шпагат, говорю ему: у меня лампочка загорелась - и я этот шпагат подал. А он говорит тогда: а для чего лампочка? Загорелась - значит, бункер у меня полный, говорю, надо подать шпагат. Вот так я ему и объясняю, для чего эта веревочка.

- А что, в техникумах этому не учат?

- Нет, он говорит, что им показывали, но не объяснили, для чего этот шпагат. А я ему рассказал, он посмотрел, и теперь понял, говорит. Он деревенский был, заинтересовался. Молодежь, которая деревенская, больше советуется с механизаторами, а которая городская - не очень. Нам с деревенскими лучше и приятнее работать. Один подойдет помочь, а потом стесняется спросить, боится неправильно что-то назвать.

СПРАВКА «БелГазеты».Владимир Тишков родился в 197Зг., окончил СПТУ N912 (Дзержинск). С 2004г. - механизатор в ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский».
Добавить комментарий
Проверочный код