Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№23 (644) 09 июня 2008 г. Визави

Откуда растут руки

09.06.2008
у механизаторов и производителей сельхозтехники

Кирилл БОРИСЕНКО

На пресс-конференции, приуроченной к выставке сельхозтехники «БелАгро», Вячеслав Семашко, главный конструктор предприятия ОАО «Амкодор», специализирующегося теперь и на производстве техники сельхозпредназначения, раскритиковал то, как обращаются с техникой, произведенной его предприятием, в хозяйствах страны. Отношение к отечественной и импортной технике существенно отличается в пользу последней, более дорогостоящей, отметил Вячеслав Семашко. Для белорусской же техники обязательные регулировочные работы вовремя не проводятся, машины не поддерживаются в надлежащем состоянии, подводит квалификация механизаторов, которые садятся за руль наших машин. Именно такое отношение приводит к быстрому выходу отечественной техники из строя и дискредитирует отечественное машиностроение.

Вопрос споров и взаимных претензий между производителем и потребителем - вечный вопрос, но в свете напряженных летних сельхозработ «БелГазета» решила разобраться, что же становится причиной быстрого выхода из строя машин отечественных производителей - низкое их качество или недостаток квалификации механизаторов на местах. Об этом корреспондент «БелГазеты» беседовал с главным конструктором «Амкодора» Вячеславом СЕМАШКО и механизатором ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» Владимиром ТИШКОВЫМ.

Вячеслав СЕМАШКО: «А ПОЧЕМУ ВЫ JOHN DEERE В НАВОЗ НЕ ЗАСАДИЛИ?»

- Сельхозтехникой мы никогда не занимались. Мы занимались строительно-дорожной техникой, и основной нашей продукцией были фронтальные погрузчики. С 2004г. пошла работать программа «Возрождение села» - вот тогда мы обратили внимание и на сельхозтехнику. К этому времени у нас уже было несколько модификаций погрузчиков, на их базе мы создали многофункциональные шасси. Разработали специальные сменные органы для сельскохозяйственных машин, и с 2004г. машины пошли уже сотнями. На сегодняшний день поставлено около 2 тыс. Помимо фронтальных погрузчиков и шасси разработаны зерноочистительные комплексы и зерносушилки.

Кроме классических моделей шасси и погрузчиков, которые выпускаются уже не один десяток лет, разработана первая в СНГ машина с телескопической стрелой - «Амкодор-527». Мы уже изготавливаем ее серийно и поставляем по программе «Лен».

- А как обстоят дела с эксплуатацией вашей техники на селе?

- Это серьезный вопрос, и чем дальше, тем серьезнее. Сегодня потребитель требует весь комплекс услуг: от получения машины и предпродажной подготовки до наличия запчастей и организации сервисных центров. А требования рынка все ужесточаются. Если раньше мы не обращали внимания на такие выходы из строя, как перегорание лампочки или предохранителя, датчика дешевого, то сегодня по любому такому поводу к нам идут претензии.

СПК, колхозы оказались не готовы к приему машин в массовом количестве, машин, довольно сложных в эксплуатации и по конструкции. У них просто не оказалось специалистов. Сажали обычных трактористов, которые работали на МТЗ. А для работы на нашей машине необходима высшая квалификация тракториста, категория «Д».

Пошли массовые выходы из строя различных узлов и систем. Начали разбираться - оказалось, что большая доля этих поломок связана с незнанием специалистами конструкции машин, правил эксплуатации, правил ремонта и т.д. По нашей просьбе были организованы курсы Минсельхозпрода, на этих курсах мы читаем лекции. И здесь проблемы: отсутствие наглядного материала, плакатов, разрезных моделей узлов и агрегатов. Разработка комплекта цветных плакатов на одну машину стоит от $20 тыс. до $40 тыс. А у нас 80 модификаций машин, вот и посчитайте, какая сумма это будет. Передать курсы Минсельхозпрода в университеты мы не можем, т.к. должны отдать по какой-то стоимости, заплатить налоги государству, плюс колледж или университет должны заплатить деньги и налоги. Получается, что стоимость этих изделий возрастает во много раз.

Еще проблема: сегодня профессиональный уровень и подготовка преподавательского состава вузов, колледжей и курсов отстает от уровня техники. Большинство преподавателей - пенсионного и предпенсионного возраста, молодежь не идет. Толковые ребята либо на машиностроительных предприятиях, где хорошо платят, либо в коммерции.

- Только ли отсутствием должной квалификации механизаторов объясняется неудовлетворительное обращение с машинами?

- Отношение в СПК и кооперативах к нашим машинам просто жестокое. К импортным машинам все требования по инструкции выдерживаются неукоснительно, как и сроки регламентных работ. На эти машины садятся специалисты самого высокого уровня - те, у которых руки растут оттуда, откуда должны расти. Техника работает без проблем.

На наши машины (не только амкодоровские - и МТЗ, и МАЗа) садится молодежь или пенсионеры, любые трактористы, имеющиеся в наличии в СПК. Самое главное, никто не читает наших инструкций, а если читают, то не заливают вовремя масла. Машины выполняют работы, не соответствующие их назначению. Производят доработки: увеличивают объем ковшей, приваривают крючья. Естественно, процент выхода из строя наших машин значительно увеличивается.

Происходит дискредитация отечественного производителя. Это не во всех предприятих, чаще в СПК ниже среднего уровня. Отношение усугубляется и тем, что наши машины покупают там по лизингу - они достаются им легко.

-… и стоят меньше импортных…

- И в цене различие, и в том, что мы-то - свои. Пример: выезжает в СПК наша бригада и видит, что подойти к машине невозможно, она вся в навозе. Говорим: ребята, вы бы уж хоть помыли ее... А они в ответ: зачем мыть, вы же приедете. Рядом из John Deere выходит водитель, сам чистенький, машину платочком протирает. Спрашиваем: почему вы John Deere в навоз не засадили, как наш погрузчик? Вы что, говорит, нельзя: приедет дилер и снимет с нас гарантию. Но мы тоже можем снять гарантию! Нет, говорит, вы не снимете: мы «батьке» позвоним, а уж он вас на место поставит. Так сейчас и идет. Доходит до того, что мне поступают угрозы и предупреждения, что будут обращаться к президенту, в Минсельхоз-прод - в общем, кляузничать.

- А вот жалуются, что металл плохой у наших машин…

- Да, жалуются, и на нас жалуются. К сожалению, качество металла не улучшается. В России на экспорт в Европу, Америку и Китай отправляют металл более качественный, а белорусским и российским производителям металл поступает бросовый. С марта-апреля металл подорожал на 30-60%.

- Может быть, не стоит всю вину за выход из строя вашей техники перекладывать на отечественных потребителей?

- Мы всю вину и не перекладываем. Вина есть и наша, и их. На качество своей продукции мы влияем следующим образом: приобретаем новое оборудование, уменьшаем себестоимость. И процент наших отказов постоянно падает. Мы анализируем все выходы из строя, идет обучение технического персонала. Есть проблема в отношении комплектующих: белорусский производитель выпускает дешевую продукцию, не всегда сочетая дешевизну с качеством и надежностью.

- Вы ратуете за то, чтобы на технике «Амкодора» работали высококлассные специалисты. А как же проблема оттока молодежи из села?

- Что сегодня в колхозе реально есть? Молодежи нет, механизаторов нет. Заставить молодого человека сесть за трактор можно, только если предложить ему нормальные условия работы: высокопроизводительную машину, на которой он мог бы заработать хорошие деньги, нормальные условия работы (низкий шум, виброустойчивость, комфорт). Чтобы отработал от темна до темна - и у него хватило сил и с детьми пообщаться, и с женой пообщаться, и на работу по дому. Чтобы человек полюбил свою машину, каждое утро с радостью шел на работу. Полюбить машину он может, если она полностью соответствует его требованиям: машина должна быть привлекательной, удобной и для обслуживания, и для ремонта. Но человека этого нужно обучать, а базы в колледжах и университетах нет. Замкнутый круг, который можно разрубить только на уровне министерств.

СПРАВКА «БелГазеты». Вячеслав Семашко родился в 1956г. в Калинковичах (Гомельская обл.). В 1978г. окончил Могилевский машиностроительный институт по специальности «строительно-дорожные машины и оборудование». С тех пор работает в ОАО «Амкодор». Сейчас занимает должность главного конструктора фронтальных погрузчиков.

Владимир ТИШКОВ: «А ОН И ГОВОРИТ ТОГДА: ДЛЯ ЧЕГО ЭТА ЛАМПОЧКА?»

- Как вы, профессионал, оцениваете белорусскую технику в целом?

- Именно белорусскую? Как вам честно сказать... Ну, техника хорошая - белорусская. Это во-первых. Во-вторых, импортная - лучше. И металл хороший. На импортной технике я отдыхаю.

- А какие вы предъявляете требования к технике, выходя в поле?

- Я люблю работать. Я люблю работать в поле. Техника у меня - Fend и МТЗ, техника хорошая, я пока еще не жалуюсь. Я гляжу за ней, четыре года работаю, и техника клевая у меня сейчас!

- А вам приходилось работать на импортной технике, чтобы сравнить с отечественной?

- Я вот как раз на импортной технике и работаю - на Fend-930 - и на белорусской. Это две большие разницы. Во-первых, удобно на импортной технике. В жару кондиционер - вообще лепота работать. Комфорт! Компьютер - это все, это уже техника не обманет. Во-вторых, гектары идут, а там все пишется: расход солярки, например, списывается. Проблем никаких нет.

А белорусская техника только немножко к этому стандарту подходит. Трохи что-то смахивает - тоже уже пошла белорусская техника с кондиционером, компьютеры тоже начали ставить. Но пока по карману бьет. А так техника хорошая. И еще у белорусской техники слабый металл. Начинаешь откручивать - она ломается. У импортной металл лучше. Всунул там звездочку или шестигранник - и крутишь, а в белорусскую всунул, начинаешь крутить - и он гнется, проворачивается. А белорусский даже набор ключей купили, отдали Br60 тыс. - и ерунда. Гнется, головка лопается. А импортная - да: что взял, то взял.

Техника «Амкодор» у нас есть в парке, нормально вроде себя ведет. У некоторых машин там цилиндр подтекает - так делают замену. А так без проблем, хорошая техника.

- А если сравнивать требования по ремонту импортной и отечественной техники?

- Зарубежная больше ходячая. Дольше ходит техника зарубежная, чем наша. Вот я четыре года работаю, и только один раз с ней, на Fend`е, на ремонт стал. Ну и за два дня нашли запчасти. Fend - немецкий трактор, он сеет, пашет... Запчасти сейчас уже по Беларуси есть, каждая фирма закупает, инженер у нас рекламку дает и где дешевле покупает запчасти. Фирменные запчасти именно этого производителя - без проблем. А обслуживанию мы уже научились: поглядели на них, что они делали, и я уже сам научился. Мы только заказываем масла - и все. А техобслуживание делаем сами. Я четыре года работаю, а техобслуживание научился делать за год…

- Одинаково ли вы относитесь к импортной и отечественной технике во время эксплуатации?

- И белорусская, и импортная мне нравится. Внимание и к той, и к другой проявляю одинаковое. Белорусская техника - она тоже радует. Я отношусь к ней с вниманием, без проблем. У нас каждый стремится работать, делать свою работу, каждый за техникой закреплен, каждому нравится своя техника.

- Насколько на селе развита система сервис-центров по обслуживанию техники?

- Это есть, но мы и сами все делаем. Зарубежную - только заказываем запчасти, фильтры, масла, диагностику и регулировку клапанов. А клапаны регулируют на станции. Там свой набор инструмента: наше, белорусское, не подходит. Они сами регулируют, мы только платим деньги за это. А так, масла-фильтры - это мы сами... Чтобы лишнее не переплачивать!

А свою машину я знаю досконально, с закрытыми и открытыми глазами могу разобрать и собрать. Правда, только белорусскую. Немецкую я уже начинаю разбирать понемножку, пытаюсь - ну, большую часть. То, что мне запчастями привозили, я сам снимал и ставил.

- А как обстоят дела в вашем хозяйстве с кадрами, молодежью?

- Э, молодежи сейчас нету… Вообще нету! Если городские приходят на практику, у них никакой гарантии нет, они даже прибыли никакой не дадут. А некоторые деревенские приходят - да, у них заинтересованность есть, у молодежи. Они больше стараются даже по-слесарному помочь. Вот трактор приехал в ремонт - и он уже старается помочь. А каждый инженер смотрит, кто где старается, тому и трактор даст хороший.

А из сельской молодежи мало кто остается - один из двух, не больше. Иногда возвращаются в колхозы, кто практику проходил, даже из города. Сейчас много молодежи на это лето пошло - вообще легко стало. И практиканты, и старые механизаторы начали возвращаться. В прошлые годы этого меньше было, нас было 18 механизаторов, а сейчас уже - 26. Они заинтересованы: работали слесарями, а сейчас людей не хватает, надо воду коровам подлить - они на трактор их посадили: работай, молодежь! Кто заинтересован из деревенских, тот работает, а другой - гляди, где уже он, ему погулять сразу… Есть и такие… Покормили - и все, он уходит домой… А так дисциплина у нас хорошая.

- Молодежи, которая приходит к вам на практику, многое приходится объяснять?

- Да, есть, есть… Позавчера собирал пресс, подошел один и спрашивает: а для чего эта веревка? И я ему объясняю. Он заинтересовался, этот парень. Ему трактор дали, слесарю, и вот он спрашивает, для чего эта веревка. Я натягиваю шпагат, говорю ему: у меня лампочка загорелась - и я этот шпагат подал. А он говорит тогда: а для чего лампочка? Загорелась - значит, бункер у меня полный, говорю, надо подать шпагат. Вот так я ему и объясняю, для чего эта веревочка.

- А что, в техникумах этому не учат?

- Нет, он говорит, что им показывали, но не объяснили, для чего этот шпагат. А я ему рассказал, он посмотрел, и теперь понял, говорит. Он деревенский был, заинтересовался. Молодежь, которая деревенская, больше советуется с механизаторами, а которая городская - не очень. Нам с деревенскими лучше и приятнее работать. Один подойдет помочь, а потом стесняется спросить, боится неправильно что-то назвать.

СПРАВКА «БелГазеты».Владимир Тишков родился в 197Зг., окончил СПТУ N912 (Дзержинск). С 2004г. - механизатор в ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский».
Добавить комментарий
Проверочный код