Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
Количество проголосовавших: 58
от призыва в армию
 41.38%
от бедных родственников
 15.52%
от оплаты коммунальных услуг
 12.07%
от вредных привычек
 6.90%
от прохождения флюрографии
 24.14%
№23 (644) 09 июня 2008 г. События. Оценки

Смягчить нельзя ужесточить

09.06.2008
Готовятся изменения в «коррупционные» статьи УК

Иван ДУБОВЕЙ

Похоже, в ближайшее время тема коррупции снова окажется в центре внимания общества. Готовятся изменения в УК РБ, смягчающие наказания за преступления, относимые к коррупционным. Изменения уже стали предметом дискуссии, пока, правда, ведущейся между самими правоохранительными ведомствами.

По информации интернет-издания «Ежедневник», предлагаемые изменения в УК еще до обсуждения спровоцировали споры в правоохранительных ведомствах. Генпрокуратура выступает за либерализацию законодательства о коррупции, Госконтроль - против, особенно возражая против пересмотра подходов к правовой оценке незаконной предпринимательской деятельности.

По мнению интернет-издания, законопроект коренным образом смягчает оценку коррупционных преступлений. В качестве примеров приводится предложение снизить с 6 до 3 лет заключения и с 8 до 5 лет для ранее судимых за подобные преступления нижний порог ответственности за повторную взятку «либо за заведомо незаконное действие (бездействие), либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере (ч.2 ст.430 УК РБ)». Из ст.424 УК «злоупотребление властью или служебными полномочиями» предлагается убрать ч.1, и тогда привлечение госслужащих к ответственности станет возможным лишь в случаях доказанной личной заинтересованности. Предусматривается гораздо более широкое использование штрафов, размер которых будет определяться судьей, а также «освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим».

Очевидно, что различия в подходах к законопроекту Генпрокуратуры и Госконтроля носят концептуальный характер. Прокуратура, по мнению ее оппонентов, не только пытается смягчить назначаемые коррупционерам наказания, но и слишком много полномочий дает судьям, создавая условия для коррупции среди них. Противники точки зрения КГК аргументируют свою позицию тем, что чересчур жесткие нормы уголовного законодательства в отношении коррупционных преступлений становятся скорее инструментом в руках дознания для продуцирования новых уголовных дел, чем способом наказания. Эта аргументация нашла отражение в том, как ведомства на прошедшей неделе информировали общество о своей деятельности.

Как сообщил в интервью «КП» в Белоруссии» директор ДФР КГК Сергей Барановский, в 2008г. его подчиненными возбуждено 59 уголовных дел в отношении должностных лиц. Барановский подчеркнул, что, «как правило, экономические преступления в той или иной степени связаны с коррупцией», и конкретизировал: «Когда раскручиваем цепочку, все равно выходим на чиновника».

Как сообщает БелаПАН, Гомельская областная прокуратура тоже отчиталась об антикоррупционных деяниях: отмечено сокращение на 9,6% хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, на 63% - злоупотреблений властью, на 28,6% - взяточничества. Кроме того, гомельчане огласили результаты проведенного местным университетом соцопроса, согласно которому 58% респондентов считают эффективными мерами по борьбе с коррупцией усиление контроля общества за госаппаратом, 43% - совершенствование законодательства. Почти треть - за легализацию «наименее социально опасных видов коррупции (чаевых, подарков врачам и учителям)». 60,4% опрошенных считают коррупцию неискоренимой.

На фоне антикоррупционной кампании в России, бьющей по интересам силовиков, спор об изменениях в УК выглядит симптоматично. Разворачивающаяся приватизация требует смягчения действующих по отношению к коррупционным преступлениям законодательных норм. С одной стороны, и власть, и общество созрели до того, чтобы не считать чаевые взятками и повысить порог «незаконной предпринимательской деятельности» со стоимости белорусского набора мебели до стоимости итальянского. С другой - полтора десятилетия ужесточения ответственности за преступления и просто проступки подобного рода породили опасения, что резкое откручивание гаек в обратную сторону чревато срывом резьбы. От того, какая позиция возобладает при коррекции УК - ведомства Григория Василевича или Зенона Ломатя, - по сути, зависит характер начавшейся приватизации и участия в ней белорусской номенклатуры.
Добавить комментарий
Проверочный код