Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№23 (644) 09 июня 2008 г. События. Оценки

Смягчить нельзя ужесточить

09.06.2008
Готовятся изменения в «коррупционные» статьи УК

Иван ДУБОВЕЙ

Похоже, в ближайшее время тема коррупции снова окажется в центре внимания общества. Готовятся изменения в УК РБ, смягчающие наказания за преступления, относимые к коррупционным. Изменения уже стали предметом дискуссии, пока, правда, ведущейся между самими правоохранительными ведомствами.

По информации интернет-издания «Ежедневник», предлагаемые изменения в УК еще до обсуждения спровоцировали споры в правоохранительных ведомствах. Генпрокуратура выступает за либерализацию законодательства о коррупции, Госконтроль - против, особенно возражая против пересмотра подходов к правовой оценке незаконной предпринимательской деятельности.

По мнению интернет-издания, законопроект коренным образом смягчает оценку коррупционных преступлений. В качестве примеров приводится предложение снизить с 6 до 3 лет заключения и с 8 до 5 лет для ранее судимых за подобные преступления нижний порог ответственности за повторную взятку «либо за заведомо незаконное действие (бездействие), либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере (ч.2 ст.430 УК РБ)». Из ст.424 УК «злоупотребление властью или служебными полномочиями» предлагается убрать ч.1, и тогда привлечение госслужащих к ответственности станет возможным лишь в случаях доказанной личной заинтересованности. Предусматривается гораздо более широкое использование штрафов, размер которых будет определяться судьей, а также «освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим».

Очевидно, что различия в подходах к законопроекту Генпрокуратуры и Госконтроля носят концептуальный характер. Прокуратура, по мнению ее оппонентов, не только пытается смягчить назначаемые коррупционерам наказания, но и слишком много полномочий дает судьям, создавая условия для коррупции среди них. Противники точки зрения КГК аргументируют свою позицию тем, что чересчур жесткие нормы уголовного законодательства в отношении коррупционных преступлений становятся скорее инструментом в руках дознания для продуцирования новых уголовных дел, чем способом наказания. Эта аргументация нашла отражение в том, как ведомства на прошедшей неделе информировали общество о своей деятельности.

Как сообщил в интервью «КП» в Белоруссии» директор ДФР КГК Сергей Барановский, в 2008г. его подчиненными возбуждено 59 уголовных дел в отношении должностных лиц. Барановский подчеркнул, что, «как правило, экономические преступления в той или иной степени связаны с коррупцией», и конкретизировал: «Когда раскручиваем цепочку, все равно выходим на чиновника».

Как сообщает БелаПАН, Гомельская областная прокуратура тоже отчиталась об антикоррупционных деяниях: отмечено сокращение на 9,6% хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, на 63% - злоупотреблений властью, на 28,6% - взяточничества. Кроме того, гомельчане огласили результаты проведенного местным университетом соцопроса, согласно которому 58% респондентов считают эффективными мерами по борьбе с коррупцией усиление контроля общества за госаппаратом, 43% - совершенствование законодательства. Почти треть - за легализацию «наименее социально опасных видов коррупции (чаевых, подарков врачам и учителям)». 60,4% опрошенных считают коррупцию неискоренимой.

На фоне антикоррупционной кампании в России, бьющей по интересам силовиков, спор об изменениях в УК выглядит симптоматично. Разворачивающаяся приватизация требует смягчения действующих по отношению к коррупционным преступлениям законодательных норм. С одной стороны, и власть, и общество созрели до того, чтобы не считать чаевые взятками и повысить порог «незаконной предпринимательской деятельности» со стоимости белорусского набора мебели до стоимости итальянского. С другой - полтора десятилетия ужесточения ответственности за преступления и просто проступки подобного рода породили опасения, что резкое откручивание гаек в обратную сторону чревато срывом резьбы. От того, какая позиция возобладает при коррекции УК - ведомства Григория Василевича или Зенона Ломатя, - по сути, зависит характер начавшейся приватизации и участия в ней белорусской номенклатуры.
Добавить комментарий
Проверочный код