Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№23 (644) 09 июня 2008 г. Sexus

Малиновая свинья приходит и уходит

09.06.2008
 

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

Каждый хочет хорошо провести лето, но лето не проведешь: избитая банальность. На память о недолгих теплых временах остаются однотипные фотокарточки из отпуска, два-три слоя облезшего загара (память эпителия до обидного коротка!) да однообразные воспоминания о том, «как мы круто с пацанами сплавлялись на катамаране». С годами убеждаешься: ни одна поездка на море не сохранится в подсознании призрачной метафорой «того самого лета».

Отпуск дается человеку для того, чтобы отдохнуть от работы и притвориться кем-то другим. Лето же дается для другого - возможно, для лучшей ориентации во времени и пространстве. Чтобы попробовать побыть самим собой. Лето - бессмысленный, буддистский, пустотный подарок, не имеющий ни цели, ни высокого предназначения. Чтобы оно действительно запомнилось, необходимо провести его неформатным образом, например остаться в городе.

Такое часто случалось с каждым из нас: все уехали в отпуск, а вы остались один на один с царством раскаленного асфальта. Таких асфальтовых принцев и принцесс вокруг хоть пруд пруди. Разумеется, вам с такими же «попавшими» друзьями надо держаться вместе. И знайте, что ни совместные вылазки «на Цнянку позагорать», ни палаточные городки в сосновом бору за кольцевой, ни дачный шашлык из пластмассового ведерка не спасут вас от ощущения бездарно исчезающего лета. Чтобы удержать в памяти ускользающие дни, требуется изобретать более изощренные формы бытия. В конце-то концов, существуют такие вещи, которые можно сделать только летом! В любое другое время года они будут смотреться глупо. Например, недавно я видела прекрасную картину: девушки студенческого возраста после холодного майского ливня скачут, как дети, по лужам близ Дворца Республики, а потом с хохотом валятся в фонтан, выбегая из него грязными, мокрыми, преображенными. Выглядит это все странновато. Рассматривая происходящее глазами девушек, видишь события как бы на расстоянии потенциальных десяти лет спустя: «Помнишь то самое лето, когда мы прыгали по лужам и грохнулись в фонтан?» У всех у нас было «то самое» лето, только мы побоялись его использовать. А если не бояться?

Человеческая память дольше всего хранит странные действия, предпринятые вами собственноручно. Экспериментируйте, разбивайте шаблоны, действуйте нестандартно. И упаси вас бог участвовать во флэшмобах и прочих массовых акциях, инспирированных интернет-активностью уставших офисных работников. Придумывайте свои локальные флэшмобы на пять-шесть человек! Изобретайте разовые художественные акции, не загрязняющие окружающую среду и не создающие проблем для здоровья. Создавайте на пустом месте объекты современного искусства (у нас ведь так плохо с современным искусством!), но не зовите прессу, не устраивайте шумихи, ничего не фиксируйте. Нон-спектакулярное искусство - это искусство будущего. Творческий акт, лишенный зрительского одобрения и не требующий его, - самый искренний. А случайные свидетели пусть думают, что у них не все в порядке с психикой, и мучительно запоминают, будучи не в силах осмыслить и благостно забыть.

Как-то среди ночи в летнем Будапеште я увидела, как небольшая группка молодежи подбегает к безлюдной базилике св.Иштвана, валится на брусчатку площади и берется за руки, образуя магический круг. Секта? Уличный перфоманс? А где зрители? Зрители не нужны. Лично я запомню это далеко не самое рядовое городское событие надолго. Жанр легкого нервного потрясения для случайного прохожего, пусть даже одного - один из лучших жанров искусства, рождающегося из невозможности смириться с несовершенством человеческой памяти.

Однажды у нас с друзьями выдалось грустное городское лето: половина нашей компании разъехалась, оставшаяся половина слонялась по городу и переживала. От грусти мы начали устраивать странные вещи. Придумали арт-перфоманс «Все малиновое» (рабочее название «Малиновая свинья приходит и уходит»). Сценарий таков: приходите толпой в супермаркет и покупаете там все малиновое. Мороженое, печенье, желе-полуфабрикат, рассыпной польский кисель, лимонад, настойку, конфеты «Мишка в малине», молоко с малиновым вкусом, круассаны с малиновым джемом. Долго следите за взглядом продавщицы, полчаса пробивающей парад малинового безумия. Потом идете к кому-нибудь домой и при помощи блендера смешиваете все малиновое в однородную малиновую массу, которую потом поедаете при свечах. Данное упражнение на намеренное пресыщение каким-либо конкретным свойством материи развивает презрение к свойствам материи в принципе. Лично я до сих пор не могу употреблять в пищу продукты с малиновым вкусом и не доверяю прилагательным. Любая атрибутивность, возвеличенная до состояния абсурда, превращается в черную дыру. Если не верите, попробуйте перфоманс «Все кокосовое» - поймете, о чем речь.

Вообще с супермаркетами можно придумать множество интересных арт-акций (нет, в тележках сейчас катаются решительно все, я о другом). Например, тем же летом мы придумали грустное развлечение «Арт-хаус в супермаркете: прямой эфир». Все очень просто: вы находите специальное место, где сидит охранник перед мониторами. На мониторах показывают то, что фиксируют видеокамеры в мясных рядах, рыбных, молочных и, допустим, алкогольных. Дальше необходимо разделиться (лучше, если вас много), и самые одаренные отправляются в молочные ряды играть любовную пантомиму с кровавым шекспировским сюжетом. Кто-то идет к алкогольным прилавкам и начинает складывать из пивных бутылок отчетливо просматривающееся на экране слово «вечность». Кто-то идет в мирное царство йогуртов и изображает там приступ падучей. Кому-то желательно исполнить немую, но выразительную арию у колбасных рядов - возможно, речь идет о бюджетном мюзикле

«N-ский мясокомбинат - потому что настоящая!» (можно придумать душераздирающий сюжет о палке колбасы, наделенной сознанием и мечтающей превратиться в настоящего мальчика или девочку). Если все правильно рассчитать, в мониторной рубке охранника можно будет устраивать артхаус-вечеринку. К сожалению, единственным зрителем мероприятия, которое будет не слишком отличаться от кинопоказов «4 х 4», станет слегка ошалевший охранник. С другой стороны, мы умудрялись по очереди становиться у него за спиной и подсматривать: нет ничего приятнее, чем осознавать себя единственным наблюдателем произведения искусства, которое существует только в то мгновение, пока ты его наблюдаешь.

Еще одна прекрасная уличная акция - спонтанная выставка чего угодно. Если у вас под рукой есть скотч, небольшая галерейка современного арта может возникнуть буквально на пустом месте. Как правило, в мире современного искусства все приблизительно так и происходит. Если грамотным образом распределить в пространстве всевозможную ерунду, найденную вами в карманах, ваша мини-галерейка имеет шанс привлечь внушительное количество зрителей и обзавестись куратором-меценатом, случайно, как в голливудских success stories, пробегавшим неподалеку. Если же вы стесняетесь дурачиться прямо на улице, попробуйте собраться у кого-нибудь дома и смастерить своими руками белорусский народный театр «Батлейка». Батлейка делается крайне просто: соберите по квартире всякие ненужные предметы и сделайте из них кукол (желательно, чтобы куклы напоминали ваших друзей, уехавших на воды в крымский санаторий, - это привнесет в ваш досуг мистический элемент). Можете объявить конкурс на самую неадекватную куклу. Разыгрывайте друг перед другом небольшие, но содержательные сценки светского и религиозного толка (не забывайте, что среди персонажей батлейки непременно должны быть Иисус, Черт и как минимум два-три ангела!). Разумеется, инфантилизм - штука стыдная. Но если уж его демонстрировать (а его когда-нибудь в любом случае придется демонстрировать!), то лучше летом. Нет ничего страшнее осеннего инфантилизма (от него даже, кажется, лечат специальными таблетками).

Вначале вам будет страшно, потом станет весело. И ваше скучное городское лето непременно превратится в «помнишь то самое лето 2008г., когда мы…». Потому что, по большому счету, всю жизнь мы помним только вещи из детства, а все остальное - просто декорации.
Добавить комментарий
Проверочный код