Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№23 (644) 09 июня 2008 г. Sexus

Малиновая свинья приходит и уходит

09.06.2008
 

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

Каждый хочет хорошо провести лето, но лето не проведешь: избитая банальность. На память о недолгих теплых временах остаются однотипные фотокарточки из отпуска, два-три слоя облезшего загара (память эпителия до обидного коротка!) да однообразные воспоминания о том, «как мы круто с пацанами сплавлялись на катамаране». С годами убеждаешься: ни одна поездка на море не сохранится в подсознании призрачной метафорой «того самого лета».

Отпуск дается человеку для того, чтобы отдохнуть от работы и притвориться кем-то другим. Лето же дается для другого - возможно, для лучшей ориентации во времени и пространстве. Чтобы попробовать побыть самим собой. Лето - бессмысленный, буддистский, пустотный подарок, не имеющий ни цели, ни высокого предназначения. Чтобы оно действительно запомнилось, необходимо провести его неформатным образом, например остаться в городе.

Такое часто случалось с каждым из нас: все уехали в отпуск, а вы остались один на один с царством раскаленного асфальта. Таких асфальтовых принцев и принцесс вокруг хоть пруд пруди. Разумеется, вам с такими же «попавшими» друзьями надо держаться вместе. И знайте, что ни совместные вылазки «на Цнянку позагорать», ни палаточные городки в сосновом бору за кольцевой, ни дачный шашлык из пластмассового ведерка не спасут вас от ощущения бездарно исчезающего лета. Чтобы удержать в памяти ускользающие дни, требуется изобретать более изощренные формы бытия. В конце-то концов, существуют такие вещи, которые можно сделать только летом! В любое другое время года они будут смотреться глупо. Например, недавно я видела прекрасную картину: девушки студенческого возраста после холодного майского ливня скачут, как дети, по лужам близ Дворца Республики, а потом с хохотом валятся в фонтан, выбегая из него грязными, мокрыми, преображенными. Выглядит это все странновато. Рассматривая происходящее глазами девушек, видишь события как бы на расстоянии потенциальных десяти лет спустя: «Помнишь то самое лето, когда мы прыгали по лужам и грохнулись в фонтан?» У всех у нас было «то самое» лето, только мы побоялись его использовать. А если не бояться?

Человеческая память дольше всего хранит странные действия, предпринятые вами собственноручно. Экспериментируйте, разбивайте шаблоны, действуйте нестандартно. И упаси вас бог участвовать во флэшмобах и прочих массовых акциях, инспирированных интернет-активностью уставших офисных работников. Придумывайте свои локальные флэшмобы на пять-шесть человек! Изобретайте разовые художественные акции, не загрязняющие окружающую среду и не создающие проблем для здоровья. Создавайте на пустом месте объекты современного искусства (у нас ведь так плохо с современным искусством!), но не зовите прессу, не устраивайте шумихи, ничего не фиксируйте. Нон-спектакулярное искусство - это искусство будущего. Творческий акт, лишенный зрительского одобрения и не требующий его, - самый искренний. А случайные свидетели пусть думают, что у них не все в порядке с психикой, и мучительно запоминают, будучи не в силах осмыслить и благостно забыть.

Как-то среди ночи в летнем Будапеште я увидела, как небольшая группка молодежи подбегает к безлюдной базилике св.Иштвана, валится на брусчатку площади и берется за руки, образуя магический круг. Секта? Уличный перфоманс? А где зрители? Зрители не нужны. Лично я запомню это далеко не самое рядовое городское событие надолго. Жанр легкого нервного потрясения для случайного прохожего, пусть даже одного - один из лучших жанров искусства, рождающегося из невозможности смириться с несовершенством человеческой памяти.

Однажды у нас с друзьями выдалось грустное городское лето: половина нашей компании разъехалась, оставшаяся половина слонялась по городу и переживала. От грусти мы начали устраивать странные вещи. Придумали арт-перфоманс «Все малиновое» (рабочее название «Малиновая свинья приходит и уходит»). Сценарий таков: приходите толпой в супермаркет и покупаете там все малиновое. Мороженое, печенье, желе-полуфабрикат, рассыпной польский кисель, лимонад, настойку, конфеты «Мишка в малине», молоко с малиновым вкусом, круассаны с малиновым джемом. Долго следите за взглядом продавщицы, полчаса пробивающей парад малинового безумия. Потом идете к кому-нибудь домой и при помощи блендера смешиваете все малиновое в однородную малиновую массу, которую потом поедаете при свечах. Данное упражнение на намеренное пресыщение каким-либо конкретным свойством материи развивает презрение к свойствам материи в принципе. Лично я до сих пор не могу употреблять в пищу продукты с малиновым вкусом и не доверяю прилагательным. Любая атрибутивность, возвеличенная до состояния абсурда, превращается в черную дыру. Если не верите, попробуйте перфоманс «Все кокосовое» - поймете, о чем речь.

Вообще с супермаркетами можно придумать множество интересных арт-акций (нет, в тележках сейчас катаются решительно все, я о другом). Например, тем же летом мы придумали грустное развлечение «Арт-хаус в супермаркете: прямой эфир». Все очень просто: вы находите специальное место, где сидит охранник перед мониторами. На мониторах показывают то, что фиксируют видеокамеры в мясных рядах, рыбных, молочных и, допустим, алкогольных. Дальше необходимо разделиться (лучше, если вас много), и самые одаренные отправляются в молочные ряды играть любовную пантомиму с кровавым шекспировским сюжетом. Кто-то идет к алкогольным прилавкам и начинает складывать из пивных бутылок отчетливо просматривающееся на экране слово «вечность». Кто-то идет в мирное царство йогуртов и изображает там приступ падучей. Кому-то желательно исполнить немую, но выразительную арию у колбасных рядов - возможно, речь идет о бюджетном мюзикле

«N-ский мясокомбинат - потому что настоящая!» (можно придумать душераздирающий сюжет о палке колбасы, наделенной сознанием и мечтающей превратиться в настоящего мальчика или девочку). Если все правильно рассчитать, в мониторной рубке охранника можно будет устраивать артхаус-вечеринку. К сожалению, единственным зрителем мероприятия, которое будет не слишком отличаться от кинопоказов «4 х 4», станет слегка ошалевший охранник. С другой стороны, мы умудрялись по очереди становиться у него за спиной и подсматривать: нет ничего приятнее, чем осознавать себя единственным наблюдателем произведения искусства, которое существует только в то мгновение, пока ты его наблюдаешь.

Еще одна прекрасная уличная акция - спонтанная выставка чего угодно. Если у вас под рукой есть скотч, небольшая галерейка современного арта может возникнуть буквально на пустом месте. Как правило, в мире современного искусства все приблизительно так и происходит. Если грамотным образом распределить в пространстве всевозможную ерунду, найденную вами в карманах, ваша мини-галерейка имеет шанс привлечь внушительное количество зрителей и обзавестись куратором-меценатом, случайно, как в голливудских success stories, пробегавшим неподалеку. Если же вы стесняетесь дурачиться прямо на улице, попробуйте собраться у кого-нибудь дома и смастерить своими руками белорусский народный театр «Батлейка». Батлейка делается крайне просто: соберите по квартире всякие ненужные предметы и сделайте из них кукол (желательно, чтобы куклы напоминали ваших друзей, уехавших на воды в крымский санаторий, - это привнесет в ваш досуг мистический элемент). Можете объявить конкурс на самую неадекватную куклу. Разыгрывайте друг перед другом небольшие, но содержательные сценки светского и религиозного толка (не забывайте, что среди персонажей батлейки непременно должны быть Иисус, Черт и как минимум два-три ангела!). Разумеется, инфантилизм - штука стыдная. Но если уж его демонстрировать (а его когда-нибудь в любом случае придется демонстрировать!), то лучше летом. Нет ничего страшнее осеннего инфантилизма (от него даже, кажется, лечат специальными таблетками).

Вначале вам будет страшно, потом станет весело. И ваше скучное городское лето непременно превратится в «помнишь то самое лето 2008г., когда мы…». Потому что, по большому счету, всю жизнь мы помним только вещи из детства, а все остальное - просто декорации.
Добавить комментарий
Проверочный код