Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№23 (644) 09 июня 2008 г. Радости жизни

Жыве Beаtleрусь!

09.06.2008
Пикник на горнолыжной трассе

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

Под Логойском отшумел пятый фестиваль Beatles Forever, почему-то посвященный февральскому дню рождения Джорджа Харрисона.

Музыка Beatles давно является всенародным достоянием, не использовать который в рамках скудного белорусского культурного кон-

текста - непозволительная роскошь. Вначале у белорусов появилось «Битлз-кафе», потом - фестиваль Beatles Forever, в нынешнем году случившийся уже в пятый раз. Фестиваль, традиционно проходящий близ Логойска, на территории зеленеющих лыжных склонов, больше напоминал не привычный для здешних мест съезд хиппи, а масштабное мероприятие ранга «народнае свята» с многотысячными толпами, дурацкими шуточками радио-ди-джеев, ведущих церемонию в эстетике свадебного тамады, рекламными джинглами и пивными двориками. Получился праздник пива и «Битлз»: под чарующие песнопения малоизвестных, но задорных tribute-бендов минчане целыми семьями устраивают пикники на склонах, а битломаны прыгают перед сценой, раскрашивая друг друга зеленой гуашью.

«Битлз-фест» прекрасно справляется со своей функцией - дарить ощущение редкого праздника. Что именно праздновать - не важно. В этот раз все отмечали неслучившееся 65-летие Джорджа Харрисона, который родился 25 февраля. Никого не волновало расхождение в датах и временах года. Главное - праздник, в честь которого на один из горнолыжных туристских домиков даже повесили гигантское фото Джорджа в черной рамке: мол, самый мистический «битл» смотрит на нас с небес и радуется.

Радоваться бедолаге Джорджу нечему: «Битлз-фест» не отличается от любого народного празднества. Шкворчит на мангале шашлык, пьяные подростки запускают воздушного змея, газоны кишат семейными пикниками, шаловливые студенты на спор переплывают озеро, пластиковые пивные бутылки не помещаются в мусорных баках. Радует разве что интеллигентность мероприятия: вместо обязательных народных поп-шлягеров звучат хиты Beatles. Пьяные девочки не орут дурными голосами: «По полю танки грохота-а-али!», а поют (впрочем, не менее дурными голосами) Yellow Submarine. В Беларуси «Битлз» более известны, чем всякий отдельный белорусский поп-музыкант, поэтому фестиваль собирает огромное количество зрителей. Музыка Beatles несет на себе мучительное бремя «новой классики», и настоящие «битлы» к этому не имеют никакого отношения. Никто не будет пытаться позвать на подобный фестиваль живого Пола Маккартни или, допустим, белорусские группы, имеющие в своем репертуаре несколько битлз-каверов: это ненужное расширение формата доброй сказки. Людям без разницы, в чьем исполнении слушать песни Beatles, поэтому флайеры, приглашающие на «автобусный тур на бесплатный концерт Маккартни в Киеве», разбираются неохотно - вот же он, Маккартни, поет Band On The Run!

Магия песен Beatles - в том, что их пели Beatles. Этими песнями можно проиллюстрировать что угодно - очень уж они универсальны. Beatles символизируют рок-н-ролл, природу, очарование юности. Раньше студенты ездили пить пиво в Вязынку, теперь - на Beatles. Юные хиппи жутко веселят посетителей постарше. «Галя, во фигня, что я фотик не взял, - жалуется полуголый мужчина своей спутнице, разложившей в теньке клетчатый плед-самобранку с материализовывающимися на нем яствами, - так бы пофоткался с этими чудиками!» Чудиков вокруг немало, и каждый изо всех сил старается организовать подобие персонального Вудстока (особо ловкие пытаются устроить Вудсток, катаясь на подъемнике - одни курят «травку», раскачиваясь, как на качелях, другие пытаются заняться сексом прямо на жестком сиденье подъемника, рискуя упасть на заросли вереска). И даже хитч-хайкинг изобретательная молодежь превратила в китч-хайкинг, выходя на трассу в сумасшедших костюмах (у «прикольного чувака» больше шансов найти попутку). Автостопщик, переодевшийся Иисусом, наверняка уехал в Логойск раньше всех.

Музыкальная программа фестиваля балансирует между добротным музыкальным театром (попытка максимально скопировать манеру «Битлз») и сомнительной изобретательностью (музыканты пытаются выжать что-то новенькое из песен, которые, как и любой канонический текст, не поддаются обработке). Зрителям хочется подпевать, поэтому все радуются несуразному московскому парню с гитарой, надрывно, но трогательно орущему в микрофон, а его более профессиональных и интересных земляков «Оптимальный вариант» воспринимают более прохладно. Порадовало всех и костюмированное шоу от ливерпульского бэнда The Beatlemaniacs, играющего на том, что огромная часть «битловского» наследия никогда не исполнялась группой на сцене (в какой-то момент Beatles перестали выступать живьем и сосредоточились на студийной работе): вот спектаклик на тему «как бы «Битлз» сыграли на сцене альбом «Сержант Пеппер», вот - уже в других костюмах! - презентация альбома Let It Be. Это было настоящее шоу двойни-

ков - у музыкантов были лица и голоса Джона, Пола, Джорджа и Ринго, они говорили с умилительным ливерпульским акцентом, во всем этом не было ни капли искренности, поэтому шоу смотрелось приятно и аутентично, будто магнитофонная запись. На фоне этого костюмированного буйства белорусские музыканты (группа Artefact) смотрелись живее всех - очень уж искренне они презентовали свое видение любимых песен.

Довольно натужно выглядела девичья версия Beatles («Квинт-Ю»), не вызвала ожидаемых оваций виртуозная группа Puttin’ On The Beatles Style, чересчур свадебно и прямолинейно играющая Beatles на баяне. Музыке Beatles идут разве что джазовые обработки. Но джаза на фестивале не было, поскольку фестиваль не был музыкальным. Да и Beatles давно перестали быть музыкой.



* * *

Когда великолепные американские музыканты Liquid Blue - карнавальные, разодетые в гротескные цилиндры и разукрашенные демоническим боди-артом - говорят, что в Беларуси все на редкость трепетно относятся к рок-н-роллу и 60-м, зрители впадают в экстаз. Звучат на «ура» и речевки американцев насчет того, как «битловские» песни когда-то чуть ли не остановили войну во Вьетнаме с указаниями на то, что «сейчас в США происходит что-то похожее, и с этим тоже пытаются бороться, но магия этой борьбы совсем не такая, как тогда, в 60-е». Мифические контексты смешиваются: молодые белорусы одинаково искренне кричат «Жыве Беларусь!», «Хей, Джуд!» и «Nothing’s gonna change my mind!», если человек в ленноновских очках со сцены всего лишь попросит: «Come together! А теперь все вместе!»
Добавить комментарий
Проверочный код