Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№21 (642) 26 мая 2008 г. События. Оценки

Cообразили на двоих

26.05.2008
Во время саммита глав правительств СНГ

Сергей ЖБАНОВ

Состоявшееся 23 мая в Минске заседание Совета глав правительств государств - участников СНГ относится к разряду мероприятий, на которых эпохальных решений обычно не принимают. Но сам факт подобных встреч становится отличным поводом для оценки достигнутого уровня торгово-экономических взаимоотношений между странами СНГ и Россией.

Открыл заседание Александр Лукашенко, поставив перед участниками грандиозную цель: «Сделать Содружество одной из мировых зон мощного экономического роста». Для начала СНГ предстоит обрести «второе дыхание». И особую роль в этом процессе белорусский президент отвел, конечно, России, обладающей наибольшим территориальным, ресурсным и экономическим потенциалом.

Однако Россия не спешит снижать транзитные тарифы по своей территории и приучает страны СНГ к мысли, что с 2011г. им придется покупать нефть и газ по европейским рыночным ценам. Какие уж тут мощные резервы роста? Сохранить бы к обозначенной дате те, что имеются.

Но глава Беларуси учитывает российские интересы: «Беларусь уважительно относится к национальным интересам стран - экспортеров энергоресурсов, но весьма разумной была бы организация совместной деятельности по добыче, переработке, транспортировке на внешние рынки газа, нефти и электроэнергии». Для чего «уже давно пора активизировать работу в транспортной и транзитной областях». Хотя пока в этой области похвастать особо нечем. То же самое происходит и с торгово-экономическим сотрудничеством, являющимся «стержнем нашего взаимодействия».

Формально межгосударственный товарооборот растет как на дрожжах. Но только слепой не видит, что в основе этой торговой активности лежит безудержный рост мировых цен на энергоносители. В I квартале отрицательное сальдо Беларуси в торговле с Россией составило гигантскую сумму - минус $3,1 млрд.

На эту цифру можно взглянуть и с другой стороны. С точки зрения выравнивания платежного баланса между странами Беларусь вполне может хоть сейчас начинать просить у России второй кредит, чтобы в конце т.г. получить помощь в размере $2 млрд. И российские правительственные источники не исключали такой возможности. Вопрос лишь в том, на какие уступки придется согласиться Минску ради получения денег.

Президент Беларуси своевременно напомнил о «давно зависшем вопросе завершения формирования полномасштабной зоны свободной торговли СНГ». А премьер Сергей Сидорский сформулировал задачу: «Введение полномасштабного режима свободной торговли между нашими странами должно стать основой для сближения национальных экономик в приоритетных отраслях». Однако даже в таких банальных вопросах, как создание единого таможенного пространства, дело движется очень неспешно.

В 2007г. сторонам удалось подписать торгово-экономическое соглашение, которое должно было вскрыть рынки обеих стран. Каждая из договаривающихся сторон обязалась полностью снять все нетарифные ограничения, используемые во взаимной торговле. В результате Минск должен был ликвидировать более 100 ограничений и отменить субсидии, запрещенные по правилам ВТО. Однако и по сей день Беларусь сохраняет 22 ограничительные меры в торговле с Россией. Об этом сообщил «Прайм-ТАСС» источник в российских органах госуправления. Российская сторона высказала эти претензии на состоявшемся в Москве 16 мая заседании Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию при Совмине союзного государства.

Поэтому Москва настаиваетна выполнении белорусской стороной обязательств, вытекающих из соглашения между правительствами двух стран о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества от 23 марта 2007г. От Беларуси требуют создания равных условий доступа российской техники на белорусский рынок и предоставления российским производителям других товаров национального режима участия в госзакупках. Есть претензии к действиям института специмпортеров, с успехом заменившего механизм квотирования, практике взимания платежей с хозяйствующих субъектов с российскими инвестициями, напоминающей налоги и сборы. Отдельной строкой при этом проходят претензии к практике предоставления промышленных субсидий и применения мер господдержки в отношении белорусского сельского хозяйства. Но Беларусь упорно отказывается снимать ограничения, ссылаясь на неравные условия доступа к энергоносителям.

В общем, не обманулась «БелГазета», когда высказала сомнения в полноценной реализации белорусско-российского торгово-экономического соглашения сразу после подписания. Ведь подобный вариант вскрытия белорусского рынка мог оказаться смертельным для целых отраслей национальной экономики. К счастью, этого не произошло. И теперь опять можно призывать к чему угодно, в т.ч. и «к введению полномасштабного режима свободной торговли между нашими странами». Главное, не спешить воплощать в жизнь столь неоднозначные интеграционные планы.
Добавить комментарий
Проверочный код