Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№21 (642) 26 мая 2008 г. События. Оценки

Cообразили на двоих

26.05.2008
Во время саммита глав правительств СНГ

Сергей ЖБАНОВ

Состоявшееся 23 мая в Минске заседание Совета глав правительств государств - участников СНГ относится к разряду мероприятий, на которых эпохальных решений обычно не принимают. Но сам факт подобных встреч становится отличным поводом для оценки достигнутого уровня торгово-экономических взаимоотношений между странами СНГ и Россией.

Открыл заседание Александр Лукашенко, поставив перед участниками грандиозную цель: «Сделать Содружество одной из мировых зон мощного экономического роста». Для начала СНГ предстоит обрести «второе дыхание». И особую роль в этом процессе белорусский президент отвел, конечно, России, обладающей наибольшим территориальным, ресурсным и экономическим потенциалом.

Однако Россия не спешит снижать транзитные тарифы по своей территории и приучает страны СНГ к мысли, что с 2011г. им придется покупать нефть и газ по европейским рыночным ценам. Какие уж тут мощные резервы роста? Сохранить бы к обозначенной дате те, что имеются.

Но глава Беларуси учитывает российские интересы: «Беларусь уважительно относится к национальным интересам стран - экспортеров энергоресурсов, но весьма разумной была бы организация совместной деятельности по добыче, переработке, транспортировке на внешние рынки газа, нефти и электроэнергии». Для чего «уже давно пора активизировать работу в транспортной и транзитной областях». Хотя пока в этой области похвастать особо нечем. То же самое происходит и с торгово-экономическим сотрудничеством, являющимся «стержнем нашего взаимодействия».

Формально межгосударственный товарооборот растет как на дрожжах. Но только слепой не видит, что в основе этой торговой активности лежит безудержный рост мировых цен на энергоносители. В I квартале отрицательное сальдо Беларуси в торговле с Россией составило гигантскую сумму - минус $3,1 млрд.

На эту цифру можно взглянуть и с другой стороны. С точки зрения выравнивания платежного баланса между странами Беларусь вполне может хоть сейчас начинать просить у России второй кредит, чтобы в конце т.г. получить помощь в размере $2 млрд. И российские правительственные источники не исключали такой возможности. Вопрос лишь в том, на какие уступки придется согласиться Минску ради получения денег.

Президент Беларуси своевременно напомнил о «давно зависшем вопросе завершения формирования полномасштабной зоны свободной торговли СНГ». А премьер Сергей Сидорский сформулировал задачу: «Введение полномасштабного режима свободной торговли между нашими странами должно стать основой для сближения национальных экономик в приоритетных отраслях». Однако даже в таких банальных вопросах, как создание единого таможенного пространства, дело движется очень неспешно.

В 2007г. сторонам удалось подписать торгово-экономическое соглашение, которое должно было вскрыть рынки обеих стран. Каждая из договаривающихся сторон обязалась полностью снять все нетарифные ограничения, используемые во взаимной торговле. В результате Минск должен был ликвидировать более 100 ограничений и отменить субсидии, запрещенные по правилам ВТО. Однако и по сей день Беларусь сохраняет 22 ограничительные меры в торговле с Россией. Об этом сообщил «Прайм-ТАСС» источник в российских органах госуправления. Российская сторона высказала эти претензии на состоявшемся в Москве 16 мая заседании Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию при Совмине союзного государства.

Поэтому Москва настаиваетна выполнении белорусской стороной обязательств, вытекающих из соглашения между правительствами двух стран о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества от 23 марта 2007г. От Беларуси требуют создания равных условий доступа российской техники на белорусский рынок и предоставления российским производителям других товаров национального режима участия в госзакупках. Есть претензии к действиям института специмпортеров, с успехом заменившего механизм квотирования, практике взимания платежей с хозяйствующих субъектов с российскими инвестициями, напоминающей налоги и сборы. Отдельной строкой при этом проходят претензии к практике предоставления промышленных субсидий и применения мер господдержки в отношении белорусского сельского хозяйства. Но Беларусь упорно отказывается снимать ограничения, ссылаясь на неравные условия доступа к энергоносителям.

В общем, не обманулась «БелГазета», когда высказала сомнения в полноценной реализации белорусско-российского торгово-экономического соглашения сразу после подписания. Ведь подобный вариант вскрытия белорусского рынка мог оказаться смертельным для целых отраслей национальной экономики. К счастью, этого не произошло. И теперь опять можно призывать к чему угодно, в т.ч. и «к введению полномасштабного режима свободной торговли между нашими странами». Главное, не спешить воплощать в жизнь столь неоднозначные интеграционные планы.
Добавить комментарий
Проверочный код