Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№21 (642) 26 мая 2008 г. Радости жизни

Талисман из шагреневой кожи

26.05.2008
Андрею Мдивани от Оноре де Бальзака

Кирилл БОРИСЕНКО

№ 21 [642] от 26.05.08 - Большой премьерой на правах юбиляра одарил своего слушателя Государственный академический симфонический оркестр. Со сцены Большого зала филармонии впервые прозвучала симфоническая сюита «Шагрень» по мотивам романа Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа» - сочинение заслуженного деятеля искусств Беларуси композитора Андрея Мдивани.

На пресс-конференции, посвященной 80-летию Государственного симфонического оркестра, Андрей Мдивани, отметив вклад в историю оркестра нынешнего дирижера Александра Анисимова, сказал прямо: «Для нашего брата-композитора самым главным является бережное отношение исполнителя к детищу, которое композитором написано». И назвал оркестр своим «драгоценным талисманом». В свете готовящейся премьеры это звучало даже зловеще. Ведь именно как «талисман» фигурирует в романе Бальзака шагреневая кожа, исполняющая любые желания своего владельца, но, к ужасу последнего, неизменно уменьшающаяся с исполнением каждого из них. Вокруг этого же талисмана великий Бальзак с азартом третьеразрядного писаки на протяжении всего романа нагнетает атмосферу ужаса и страха.

Действительно, какой другой институт, как не симфонический оркестр, является «талисманом из шагреневой кожи» для нынешнего композитора, воплощая его фантазии и мечты во всей их красе и масштабности? Убывает ли что-то при этом от симфонического оркестра - судить трудно, но его готовность стать бальзаковским талисманом для своего Рафаэля де Валентена не может не вызывать уважения.

К премьере симфонический оркестр готовился почти год. «Это мой стиль, - отметил Анисимов.- Так работалось и с «Концертом для оркестра» Галины Гореловой, так готовились премьеры сочинений Смольского. Проиграли, прочитали, что-то переделали, записали, прослушали. Этот стиль кажется мне уместным, он нам нравится, он дает хорошие плоды».

Новое сочинение сначала задумывалось композитором как балет «Шагреневая кожа» - по мотивам одноименного романа Бальзака. Но по просьбе оркестра-юбиляра была сделана специальная симфоническая редакция произведения, получившая название «Шагрень». Она-то и прозвучала 4 мая в Большом зале филармонии в рамках программы «Воскресение классики» (цикла дневных воскресных концертов, обращенных прежде всего к социально незащищенным поклонникам серьезной музыки, что отразилось в первую очередь на цене входного билета - до Br5 тыс.).

Зал на премьере был не то чтобы переполнен, но число тех, кто пожертвовал погожим солнечным майским деньком ради премьеры маститого современного белорусского композитора, было впечатляющим. Пусть даже и не набралось 688 человек (число мест в Большом зале). Какое бы количество слушателей ни собрала на премьеру «Шагрени» филармония, каждый слушатель являл собой живое свидетельство: наша публика, помимо Чайковского и Моцарта, желает слушать и своих, белорусских композиторов, тем более - современников, тем более - такого уровня, как Мдивани.

«Сочинение интересное и необычное, - так охарактеризовал «Шагрень» дирижер Государственного оркестра на пресс-конференции и добавил: - Эта музыка сама скажет вам все». В самом деле, после ознакомления с сюитой, никаких вопросов у публики остаться просто не могло. Вопрос «Почему Бальзак?» сам собой разбивался о неопровержимый довод: ну, обратился один классик, белорусский, к произведению другого классика, пусть и французского - что же здесь странного?

Краткая энциклопедия БССР за 1982г. в очерке о Мдивани отмечает: «Творческая индивидуальность композитора наиболее полно проявилась в сфере инструментальной программной музыки». Так что от «Шагрени» вполне можно было ожидать взвешенной и одновременно яркой транскрипции оригинального текста, демонстрирующей весь потенциал советской школы белорусского симфонизма, доставшейся по наследству нынешней Беларуси.

«Шагрень» покоряла сразу. Первая же сцена «Шагреневой кожи», с ее бешеным визгом рулетки и оглушительным перестуком отчаянных сердец прожженных игроков, была представлена Мдивани продолжительной партией одной только перкуссионной группы симфонического оркестра. Эта тщательно выписанная сцена игорного дома, к которой Бальзак со всей расточительностью гения больше не возвращается, контрастирует с тканью романа в целом. Точно так же и в «Шагрени» Мдивани к ней нет больше ни одной отсылки; она остается в памяти читателя и слушателя как отправная точка, когда все еще можно было если не изменить, то решительно поставить крест на истории, позже ставшей известной всему миру как «Шагреневая кожа».

Наряду с редкими умиротворенно-идиллическими сценами, удачно вышли в «Шагрени» и сцены кутежей, в которые пускается после обретения талисмана главный герой: подчеркнуто балаганные, шумные, близкие по мелодике и стилю скорее к классическому французскому шансону с его аккордеонной поэтикой. Общая планка высокой симфонической музыки здесь выглядит намеренно сниженной, демонстрируя всю глубину той блестящей пропасти, в которой поверг себя герой.

«Шагрень» можно считать современным прочтением романа: композитор оперирует уже носящей отметку времени, поблекшей палитрой красок «Шагреневой кожи»; роман здесь уже не бестселлер, но образчик классики. В драматизме и внутреннем напряжении музыки «Шагрени» (переделанной из балета, предполагающего еще и зрительный образ) во многом слышен шелест переворачиваемых с большой скоростью книжных листов романа, сжатого до получаса симфонической сюиты. Этот образ в качестве внутреннего двигателя произведения выглядит вполне современно, оригинально и к месту.

Все нюансы, заложенные в произведение композитором, симфоническим оркестром были представлены наилучшим образом и, главное, «бережно», как просил Мдивани.

Композитор и сам поднялся на сцену: по всему было видно, что премьерой он остался доволен.
Добавить комментарий
Проверочный код