Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№21 (642) 26 мая 2008 г. Накоротке

Марк Калесник: «В ответ: «Не хотите - не берите!»

26.05.2008
Накоротке 

Татьяна КАРЮХИНА

На прошлой неделе в Комитете госконтроля заговорили о необходимости проверки механизма ценообразования на отечественную овощную продукцию. Поводом для этого послужил поход председателя КГК Зенона Ломатя за помидорами. «Я ведь тоже, представьте, покупатель. Живу в Малиновке, хожу в обычные магазины», - заметил он в интервью «СБ». В итоге «в одном месте - испанские, во втором и третьем - тоже. Но я-то искал наши. Наконец нашел - Br8,2 тыс.! А испанские - Br7,4 тыс.».

«Почему импортные, проехавшие всю Европу, дешевле тех, которые выросли под Минском?» - задался Зенон Ломать вопросом, который зампредседателя КГК Сергей Барановский позже назвал «очень серьезным». «Никакой житейской и даже экономической логикой это не объяснить. Наутро же поручил разобраться, как формируется отпускная цена на продукцию агрокомбинатов. Выясним!» - пригрозил Зенон Ломать.

Корреспондент «БелГазеты» с этим «серьезным вопросом» отправилась к зампредседателя по коммерческим вопросам ПК «Слайд», в недавнем прошлом директору магазина SL Market Марку КАЛЕСНИКУ. Но и тот лишь только развел руками: «К нам приходят цены, к которым мы можем только добавить наценку в пределах рекомендованных управлением потребительского рынка: до 30%, а на некоторые овощи - до 11%».

О ЦЕНАХ И «ВЫКРУЧИВАНИИ РУК»

Марк Калесник признается откровенно, что не понимает, из чего складывается цена на некоторые продукты: «Порой овощи и фрукты, привезенные из дальнего зарубежья, гораздо дешевле белорусских».

«Пару раз заходил такой разговор: а почему так дорого-то?» В ответ: «Наши экономисты с учетом всех затрат сформировали такую цену...» Или даже: «Не хотите - не берите!» По словам Марка Калесника, отечественный производитель «не торгуется» и«не снижает цены»: «Или так - или никак...»

«Чтобы как-то повлиять на поставщика - не важно, белорусского или импортера, - нужно иметь большие объемы закупок: тогда можно диктовать свои условия. Для этого должны объединиться покупатели разных магазинов или сетей и договориться о политике снижения цены».

«Или же это могут себе позволить крупные гипермаркеты, у которых большие объемы покупок, и они могут как-то влиять на поставщиков: как говорят в простонародье, «выкручивать руки»
. Все гипермаркеты обрабатывают поставщиков - каждого без исключения - на предмет программы лояльности», - говорит Калесник.

При этом «общий уровень цен в крупных гиперах в результате может быть и ниже, но разница в ценах примерно такая же. Т.е. если какая-то позиция по городу дороже, чем аналогичная импортная, то и в гипермаркетах эта пропорция соблюдается».

ОБ ЭВОЛЮЦИИ ПОКУПАТЕЛЯ

В такой ситуации, когда лук-перо в универсаме «Рублевский» на бульваре Шевченко оценивается в Br28,88 тыс. за кило, а в «Соседях» на ул. Сурганова свежие петрушка и укроп стоят больше Br35 тыс. за кило, можно предположить, что потребитель потянется на рынок, где бабушки, торгующие с собственного огорода, продадут дешевле.

«Не факт! - вставляет Марк Калесник. - На самом деле цена для многих - не определяющий фактор: люди стали жить лучше, они стали себя больше ценить. Ходить по рынку под дождем, шлепать по лужам ради того, чтобы сэкономить Br1 тыс., они сочтут недопустимым для себя».

«Народ себя зауважал: он хочет делать покупки красиво, цивилизованно... Мы работаем с 1999г., и я вижу разницу: если 9 лет назад продавцы не улыбались, это было не хорошо и не плохо - обычная картина. Сейчас, если кто-то из персонала стоит с хмурым лицом, замечание сделают как минимум три человека за смену. Они расскажут об этом мне, администратору или самому продавцу. Некоторые показывают вот так», - растягивает пальцами улыбку Марк Калесник.

«Вообще, VIP-покупатели никогда никому ничего не говорят. Они просто не приходят, наступает такая латентная потеря спроса». И иллюстрирует своей тезис реальной историей: «Я своими глазами видел, как в очереди стояли маргинального вида товарищи, от которых шел тот еще запах, и человек в костюме. В какой-то момент он сказал: «Куда я пришел?!» Оставил корзину с покупками - и ушел».

О ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ С РЫНКОМ

Ценовую конкуренцию с рынком магазину выдерживать трудно, признается Калесник: «Будем говорить прямо: магазин платит все налоги, работает через кассу, платит зарплату персоналу... В магазине вообще степень подготовленности товара высокая: его фасуют, отбирают по сортам. Это все сказывается на цене. Но взамен высокой цены предлагается ряд сервисных опций. На рынке все гораздо проще: арендовал место, разложил товар в ящики - и продавай! Можно с минимальной наценкой, потому накладные расходы существенно ниже».

«Рынок продовольствия настолько емкий, что, в принципе, места хватает всем: просто разные люди ходят в разные места. Магазин и базар друг другу условные конкуренты»,
- считает зампредседателя по коммерческим вопросам ПК «Слайд». «Но с освоением новых форматов торговли значение и обороты рынков будут неуклонно снижаться», - прогнозирует ритейлер.

О КАЧЕСТВЕ БЕЛОРУССКИХ ПРОДУКТОВ

Если спросить, не возмущает ли его самого непомерно высокая цена отечественных продуктов, Марк Калесник ответит в духе производителей: «Никто не принуждает: не хочешь - не покупай! Это вообще не повод для возмущения».

«Сейчас, слава богу, есть из чего выбирать, поэтому SL Market каждый день отказывается от тех или иных продуктов: от дорогого мяса для кулинарии, потому что стоимость блюд была бы неподъемной, от консервов, возможно, и от лука по Br30 тыс. за кг».

«Может быть, белорусские продукты лучше импортных»
, - наивно предположил кто-то на форуме. Экс-директор SL Market отказывается комментировать тезис «дорого - значит качественно», но высоко оценивает «белорусскую зелень: салат, укроп», которые «и покупатель любит: еще утром они были на грядке, а днем уже оказались в магазине».

«У нас капуста неплохая, огурцы грунтовые хорошие, не горькие. Лук нормально идет, картошка, особенно чищенная; сейчас есть фирмы, которые уже продают очищенный картофель - помытый и упакованный в вакуум. Очень красиво смотрится. Хозяйки покупают. Свекла, морковь, яблоки белорусские неплохие, они более ароматные, и вкус у них есть.
А импортные при всех внешних признаках безвкусные, водянистые. Как видите, не все так печально», - делает вывод Марк Калесник.

ПРОГНОЗ

По оценкам специалистов, в Беларуси «слабо развит не то что элитный, но и обычный вид супермаркета». Лишь малая часть «универсамов» в Минске вытягивают почетное звание супермаркетов. Если попросить Марка Калесника составить прогноз, как скоро в Беларуси появятся гастрономические бутики - такие, как сеть магазинов «Азбука вкуса» в Москве, он ответит, что это «вопрос государственный». «Цены регулируются государством. Наверное, с точки зрения спроса, такие бутики и могли бы существовать, ведь есть люди, которые покупают в сети «Мономах» бриллианты за $5 тыс.».

БЛИЦ

- Какова пропорция белорусских и иностранных продуктов у вас в магазине?

- 80% белорусских и 20% иностранных.

- Вы хотели бы, чтобы белорусских продуктов было больше?

- Конечно, как патриот я не хочу, чтобы капитал уходил из страны.

- Одна из наших собеседниц в недавнем интервью «БелГазете» сказала: «Выбирая между испанскими помидорами, турецкими и ждановичскими, я куплю импортные: они вкуснее, они видели больше солнца...»

- О, неплохо сказано: можно использовать как слоган! На самом деле она в чем-то права: эти овощи впитали в себя больше энергии, ведь все на земле от солнца. Но, с другой стороны, существует теория, согласно которой нужно питаться продуктами, выращенными в той зоне, где ты живешь, где жили твои предки. Такие продукты для тебя полезнее - они впитали соки твоей земли.

- Где вы покупаете продукты?

- У меня этим занимается жена. Но в основном в своем магазине.

- Какие продукты импортного производства вы покупаете за отсутствием отечественных аналогов?

- Только экзотические фрукты, которые в Беларуси не произрастают: киви, ананасы...

- Сколько сортов картошки продается в SL Market?

- Порядка трех. При наличии площадей можно было бы и больше - сортов восемь. Но картошка как еда становится все менее популярной. Люди следят за своим здоровьем: «Фу! Это чистый крахмал», - говорят некоторые.

- Какой отечественный продукт представлен у вас во всем своем многообразии?

- Хлеб, колбасные изделия.
Добавить комментарий
Проверочный код