Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№21 (642) 26 мая 2008 г. Мнения

Напрячься туда и обратно

26.05.2008
Размышления о текущем

Александр ГРИЦАНОВ

Сильную, процветающую и стабильную Беларусь снова (как после газовой эпопеи) совсем не слегка залихорадило. Как сообщили официальные СМИ, в ближайшие дни на рассмотрение президента будет представлен проект декрета о среднем образовании, который должен изменить жизнь школы уже с 1 сентября т.г.

С разъяснениями по этому поводу уже выступил в формате интервью «Советской Белоруссии» первый замглавы президентской администрации академик Анатолий Рубинов. Наиболее любопытное в его выступлении - удивительная способность невозмутимого отношения к вороху проблем, которые в последнее время не дают спокойно спать сотням тысяч людей.

В частности, высокопоставленный чиновник подчеркнул: «Как можно меньше ломать, не отказываться от того, что прижилось, что работает и дает хорошие результаты, - именно этими принципами руководствовалась наша комиссия». В этом - безусловно! - никто бы и не позволил себе усомниться.

Оказывается, совершенно неожиданно для всех «в этом году предстоял переход к 12-летке. И встал принципиальный вопрос: нужно ли детей-акселератов, как правильно заметил президент, оставлять в школе еще на год? По поручению главы государства было проведено совещание с широким представительством. И, в общем-то, стало ясно: резона вводить 12-летку нет».

К переходу на модель 12-летки чиновники от образования начали активно готовиться и прицениваться давно - минимум 7-8 лет назад. Были написаны многие тонны программ, обоснований, диссертаций (надо полагать, не только кандидатских, но и докторских), образовательных стандартов и учебных планов самых различных форматов, проведены сотни теоретических и научно-практических конференций. Особого разнобоя во мнениях на предмет того, что «12-летке - быть!», обществу предъявлено не было. Минобразования подготовило громоздкую бюрократическую машину к историческому прорыву к новым вершинам просвещения.

Но скоропостижно случился облом: выяснилось, что в 12-х классах ученицам уже давно пора рожать строителей агрогородков и борцов с оппозицией. Правда, чему надо было бы посвятить себя их ровесникам - «юношам, обдумывающим житье», - было обозначено не сразу.

Ситуация моментально прояснилась после личного вмешательства президента: по Рубинову, сегодня «ни у кого не вызывает сомнений: 11 лет в школе вполне достаточно…» Для всех. И была дана команда: «Вперед - назад!»

При этом подобный радикализм у нас вовсе не обязателен. О перспективе возвращения к старой доброй 5-балльной системе оценок было сказано: «По большому счету, не было надобности переходить на 10-балльную шкалу, но уж коль скоро она введена, все привыкли, зачем опять что-то менять?»

Одновременно стала более определенной ситуация и с содержанием школьных знаний: «Зачем, спрашивается, в школе изучать то, что потом станут преподавать на 1-м курсе вуза, но на ином качественном уровне?! Квалификация после окончания среднего специального или высшего учебного заведения очень мало зависит от школьного багажа…» Классический советский анекдот о специалистах с «высшим образованием, но без среднего», как выясняется, весьма рано списывать в архив.

И на самый больной вопрос о тех, для кого «следующий год окажется весьма непростым, - для 9- и 11-классников, которые учатся по 12-летней программе и которые нежданно-негаданно станут выпускниками», последовал потрясающий по силе и ясности ответ: «Согласен, придется напрячься. За год предстоит освоить учебный материал полутора лет». Абсолютно верно: напрячься в дороге опять придется, но уже следуя в прямо противоположном направлении.
Добавить комментарий
Проверочный код