Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№21 (642) 26 мая 2008 г. Личный вкус

CD-обзор

26.05.2008
 

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

* «Троіца». «Сон-трава» * «Кассиопея» (2001-2008)

«ТРОІЦА». «СОН-ТРАВА». West Records, 2008

Иван Иванович Кирчук, наиглавнейший шаман белорусской музыкальной культуры, сознательно или бессознательно отделяет свои научные фолк-исследования от творчества, предназначенного для широких масс. Новый диск «Троіцы» - уже не сложносочиненные мультиинструментальные вариации на аутентичные мотивы, а минималистичное и самодостаточное произведение в жанрах world-music и эмбиент-фолк. Когда возможная лубочная калейдоскопичность приносится в жертву атмосфере и глубине, получается нечто невероятное - правда, имеющее минимальное отношение к первоисточникам, на которые указывают разве что тексты в буклете диска.

Избегая в саунде альбома украшений и ярких лакированных вставок (многочисленные дудочки-жалейки, колокольчики и прочие трогательные предметики, участвующие во всяком концерте «Троiцы», здесь не более чем аккуратные редкие гости), концентрируясь на атмосферности звучания и в основном прибегая к аккомпанементу акустических струнных инструментов (от гитары до цимбал), Кирчук получил продукт, полностью избавленный от поднадоевшего в world-music налета глобализма и коллажной мультикультурности. В звучании группы появились своеобразная джазово-арт-роковая мелодика (напоминающая сольные проекты некоторых участников King Crimson) и некоторый крен в сторону современного американского апокалиптик-фолка, но опасный элемент «смешивания культур» отсутствует начисто. Есть музыкальный продукт - цельный, монолитный. Никаких коктейлей, никакого театра.

«Сон-трава» впечатлит и фанатов «Троiцы», и поклонников Питера Гэбриела, и даже тех, кто предпочитает Dead Can Dance (вот они-то точно будут в восторге!), - в нем хватает как глубоких, пронзительных эмбиент-пейзажей, так и мистического контекста. Кирчук, как настоящий эзотерический партизан, научился вещать будто из-под земли, будто с самой границы между тонким миром и нашей, материальной реальностью. Но тем не менее при всей потусторонности и тягучей, леденящей нездешнести «Сон-травы» альбом не кажется депрессивным или тяжелым - напротив, демонстрирует добродушную просветленность и легкость, свойственную истинной мудрости.

«КАССИОПЕЯ» (2001-2008). «Глория Media», 2008

Не каждый помнит, что в 90-е в Беларуси существовал гениальный инди-андеграундный коллектив «Кассиопея», ведомый Александром Либерзоном, человеком-анонимкой, известным как по проекту «Распилил И Выбросил», так и по дикому, опасному творческому сотрудничеству с Борисом Штерном. Но на волне идиотической театральной фрик-музыки, наводнившей новейшее белорусское медиа-пространство, обществу потребовалось робкое напоминание о том, что все это у нас уже было. Причем было замечательно, было так отлично, что до сих пор знающие люди вспоминают о «Кассиопее» исключительно как о предмете культа.

Поэтому тот факт, что в прошлом году группа воссоединилась, а в нынешнем - выпустила альбом лучших песен из ранних, тайных, нигде официально не выходивших альбомов «Земля-Луна-Транзит», «Поэзией Бредим» и «Гадкие Утята», безусловно, ярчайшее событие в мире белорусского андеграунда. Возвращение праотцев безумного космического синти-попа оформлено максимально помпезно: диск покрыт настоящей позолотой, буклеты из свиной кожи украшены жизнерадостными постапокалиптическими зарисовками из журнала «Сторожевая башня», а новые сценические костюмы музыкантов - марсиане, гигантские разноцветные бактерии и веселые космические черви из ранних кинофильмов Дэвида Линча. Песни «Кассиопеи» - ироничные, полные хрупких безумных образов баллады, выдержанные в эклектичной стилистике, смешивающей синти-поп, электро-клэш, техно, индастриел, наивный футуристический поп и психоделический easy-listening. «А это не пятна - это моя боевая раскраска, я Чингачгук любви! - поют они. - Смажу стрелы кровью Купидона, кровью Купидона, опасно меня не любить!» И даже о смерти они поют совсем трогательно: «Я подумал, что сосед принес пластинку Окуджавы, но ошибся: это был вор, бессовестный вор… Мне в белый бок кинжал ужасный злодей вогнал, а я сказал: какой прекрасный у вас кинжал, ля-ля-ля!» Этот диск просто обязаны иметь в фонотеке все белорусские поп- и рок-исполнители - просто как напоминание о том, что, даже не воспринимая себя всерьез, можно делать гениальную музыку.
Добавить комментарий
Проверочный код