Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№21 (642) 26 мая 2008 г. Личный вкус

CD-обзор

26.05.2008
 

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

* «Троіца». «Сон-трава» * «Кассиопея» (2001-2008)

«ТРОІЦА». «СОН-ТРАВА». West Records, 2008

Иван Иванович Кирчук, наиглавнейший шаман белорусской музыкальной культуры, сознательно или бессознательно отделяет свои научные фолк-исследования от творчества, предназначенного для широких масс. Новый диск «Троіцы» - уже не сложносочиненные мультиинструментальные вариации на аутентичные мотивы, а минималистичное и самодостаточное произведение в жанрах world-music и эмбиент-фолк. Когда возможная лубочная калейдоскопичность приносится в жертву атмосфере и глубине, получается нечто невероятное - правда, имеющее минимальное отношение к первоисточникам, на которые указывают разве что тексты в буклете диска.

Избегая в саунде альбома украшений и ярких лакированных вставок (многочисленные дудочки-жалейки, колокольчики и прочие трогательные предметики, участвующие во всяком концерте «Троiцы», здесь не более чем аккуратные редкие гости), концентрируясь на атмосферности звучания и в основном прибегая к аккомпанементу акустических струнных инструментов (от гитары до цимбал), Кирчук получил продукт, полностью избавленный от поднадоевшего в world-music налета глобализма и коллажной мультикультурности. В звучании группы появились своеобразная джазово-арт-роковая мелодика (напоминающая сольные проекты некоторых участников King Crimson) и некоторый крен в сторону современного американского апокалиптик-фолка, но опасный элемент «смешивания культур» отсутствует начисто. Есть музыкальный продукт - цельный, монолитный. Никаких коктейлей, никакого театра.

«Сон-трава» впечатлит и фанатов «Троiцы», и поклонников Питера Гэбриела, и даже тех, кто предпочитает Dead Can Dance (вот они-то точно будут в восторге!), - в нем хватает как глубоких, пронзительных эмбиент-пейзажей, так и мистического контекста. Кирчук, как настоящий эзотерический партизан, научился вещать будто из-под земли, будто с самой границы между тонким миром и нашей, материальной реальностью. Но тем не менее при всей потусторонности и тягучей, леденящей нездешнести «Сон-травы» альбом не кажется депрессивным или тяжелым - напротив, демонстрирует добродушную просветленность и легкость, свойственную истинной мудрости.

«КАССИОПЕЯ» (2001-2008). «Глория Media», 2008

Не каждый помнит, что в 90-е в Беларуси существовал гениальный инди-андеграундный коллектив «Кассиопея», ведомый Александром Либерзоном, человеком-анонимкой, известным как по проекту «Распилил И Выбросил», так и по дикому, опасному творческому сотрудничеству с Борисом Штерном. Но на волне идиотической театральной фрик-музыки, наводнившей новейшее белорусское медиа-пространство, обществу потребовалось робкое напоминание о том, что все это у нас уже было. Причем было замечательно, было так отлично, что до сих пор знающие люди вспоминают о «Кассиопее» исключительно как о предмете культа.

Поэтому тот факт, что в прошлом году группа воссоединилась, а в нынешнем - выпустила альбом лучших песен из ранних, тайных, нигде официально не выходивших альбомов «Земля-Луна-Транзит», «Поэзией Бредим» и «Гадкие Утята», безусловно, ярчайшее событие в мире белорусского андеграунда. Возвращение праотцев безумного космического синти-попа оформлено максимально помпезно: диск покрыт настоящей позолотой, буклеты из свиной кожи украшены жизнерадостными постапокалиптическими зарисовками из журнала «Сторожевая башня», а новые сценические костюмы музыкантов - марсиане, гигантские разноцветные бактерии и веселые космические черви из ранних кинофильмов Дэвида Линча. Песни «Кассиопеи» - ироничные, полные хрупких безумных образов баллады, выдержанные в эклектичной стилистике, смешивающей синти-поп, электро-клэш, техно, индастриел, наивный футуристический поп и психоделический easy-listening. «А это не пятна - это моя боевая раскраска, я Чингачгук любви! - поют они. - Смажу стрелы кровью Купидона, кровью Купидона, опасно меня не любить!» И даже о смерти они поют совсем трогательно: «Я подумал, что сосед принес пластинку Окуджавы, но ошибся: это был вор, бессовестный вор… Мне в белый бок кинжал ужасный злодей вогнал, а я сказал: какой прекрасный у вас кинжал, ля-ля-ля!» Этот диск просто обязаны иметь в фонотеке все белорусские поп- и рок-исполнители - просто как напоминание о том, что, даже не воспринимая себя всерьез, можно делать гениальную музыку.
Добавить комментарий
Проверочный код