Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Переоборудование и тюнинг фургонов www.master-bus.ru.
№21 (642) 26 мая 2008 г. Личный вкус

Phantasticus в Минске

26.05.2008
камерТОН

Боря ВЕБЕР

21 мая в рамках постоянного цикла Белгосфилармонии «Шедевры мирового органного искусства» большой энтузиаст и популяризатор органной музыки заслуженный артист России Александр Фисейский представил программу «Stylus Phantasticus в органном искусстве».

Stylus phantasticus, являясь наиболее свободной музыкальной формацией раннего барокко, позже оказался заключен в жесткие временные, стилевые и даже географические рамки. Снятию этого недоразумения, герметики stylus phantasticus, и была, кажется, посвящена программа Александра Фисейского. «Кажется» - потому как со сцены, с молчаливого согласия самого музыканта-органиста, в этот вечер так и не прозвучало ни слова о stylus phantasticus. Все больше факты из биографий Баха, Мендельсона-Бартольди и Мессиана. Так что основанием для восприятия этой программы как крайне любопытной реновации «фантастического стиля» в органном ключе служило только название программы; еще, может быть, структура вошедших в программу произведений, полностью выдержанных, даже если и не нарочно, в духе stylus phantasticus.

Вычурность, насыщенность, эклектику stylus phantasticus позаимствовал у барокко. Краткость, абсолют контраста, абсолют свободы композиции - уже отличительные черты музыки «фантастического стиля», автономной единицы в пышущем здоровьем и пышностью барокко. Второе отделение концерта, особенно заключающая его авангардная часть в лице Софии Губайдулиной и Оливье Мессиана, удивительно хорошо подходило под реновацию stylus phantasticus, полностью соответствуя характеристикам «потерянного стиля».

Первое отделение, отданное произведениям Иоганна Себастьяна Баха, может быть, как раз и не самым лучшим образом демонстрировало особенности «фантастического стиля». Все-таки барочный Бах, тем более Бах в stylus phantasticus - это не столько Бах-гений, сколько всего лишь одна из значимых фигур в ряду «Генрих Бибер, Дитрих Букстехуде, Иоганн Шмельцер». Зато представляло Александра Фисейского как крупного специалиста по органному наследию Баха, как органиста, который в 2001г. в Дюссельдорфе за один день сыграл все проиведения великого Баха с неизменно высоким качеством исполнения, на чем настаивает сам музыкант.

На концерте в Минске Фисейский представил три баховских хоральных фантазии, заключив их между широкоизвестными («заигранными» или «незаигранными») «Фантазией и фугой ля минор» и «Токкатой и фугой ре минор».

Варианты исполнения Баха исчисляются тысячами, многие из них под силу оценить только специалисту. Однако интерпретация Фисейского вполне может быть адресована самой широкой публике. Не в последнюю очередь - за счет контраста с широкоизвестным «плавно-текучим» вариантом: Фисейский играл Баха в подчеркнуто резкой, отрывистой манере.

Вслед за хоралом и вариацией Мендельсона-Бартольди прозвучала короткая поэма Софии Губайдулиной «Светлое и темное». Версия «Светлого и темного» Фисейского выгодно отличалась от более известного варианта Арво Пярта, выигрывая в бескомпромиссности и отсутствии рафинированности. У Фисейского тьма гудела, шипела и грохотала с точной, документальной монотонностью; перед глазами вставал тяжелый, давлеющий образ гиганта (промышленного, административного - какого угодно), покрывающего все вокруг себя холодной, смертоносной тенью. У Губайдулиной светлое и темное лишены однозначной оценки. Не менее зловещей выглядела иногда мелкая, почти бесноватая игра звуков, изображающих светлое начало. Позитивно подается лишь их контакт - краткая, неуловимая вспышка согласия начал в завершении пьесы. Хрупкие и глубоко религиозные «Птицы и источники» Мессиана даже несколько терялись в следах столь серьезных космогонических экспериментов.
Добавить комментарий
Проверочный код