Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№21 (642) 26 мая 2008 г. Экономика

Трудовой кодекс объяснят

26.05.2008
«Что они имели в виду под этой запятой?»

Марина ГУЛЯЕВА

В ближайшее время агентство «Регистр» представит официальный постатейный комментарий к Трудовому кодексу, который вступил в силу 26 января и уже вызвал массу вопросов еще до вступления в действие.

Авторский коллектив под руководством Григория Василевича насчитывает 46 авторов - разработчиков кодекса, представителей почти всех министерств, ученых и практикующих юристов. По словам председателя совета директоров «Регистра» Андрея Карпунина, «это комментарий к каждому слову кодекса».

СПРАВКА «БелГазеты». Информационно-правовое агентство «Регистр» работает в информационной и издательской области с 1990г., издает журналы «Юридический мир», «Налоговый вестник», «Валютное регулирование и ВЭД», «Финансовый директор», «Обзор судебной практики», «Кадровик. Управление персоналом», «Секретарское дело». Сегодня услугами «Регистра» пользуются свыше 20 тыс. госучреждений и субъектов хозяйствования государственной и частной форм собственности в разных регионах страны.

Говоря о главных принципах стратегии «Регистра», председатель совета директоров агентства мгновенно отвечает: «Мы на передовой». За что приходится воевать, обозревателю «БелГазеты» рассказал глава агентства «Регистр» Андрей КАРПУНИН.

О НАЛОГАХ

- В портфеле у «Регистра» семь журналов, и все они довольно давно на рынке (самому старшему, «Юридическому миру» - 17 лет, последнему проекту «Финансовый директор» - 4 года. -М.Г.). Как меняется аудитория изданий, например «Налогового вестника», учитывая постоянный интерактив с подписчиками?

- Аудитория меняется и количественно, и качественно. Мы исходим из того, что все мы являемся налогоплательщиками, и поэтому, открыв «Налоговый вестник», вы найдете материалы о налогах как очень крупных предприятий, так и мелких, с упрощенной системой налогообложения. Хотя она вызывает такое количество вопросов, что назвать ее упрощенной пока нельзя. Кроме того, «Налоговый вестник» отличается от своих конкурентов тем, что мы не боимся говорить о вещах, о которых другие издания предпочитают не писать, - скажем, об ошибках, связанных с оптимизацией налогов. Тема оптимизации налогов, которая может быть абсолютно легальной, законной и предусмотренной, волнует всех. Мы говорим о правильной, красивой бухгалтерии, в т.ч. той, которая предусмотрена между строк нормативных актов.

- Чтение между строк большинства законодательных актов, не только касающихся налогов, вполне конкретно характеризует уровень отечественного нормотворчества…

- После развала СССР белорусская наука не была готова к самостоятельности в разработке методик. Процесс был очень трудный и болезненный, и, разумеется, ошибок избежать не удалось. Например, в законе о налоге на прибыль было написано одно, а в инструкциях - несколько другое. Да, закон выше, но налог-то нужно считать и по инструкциям. В «Налоговом вестнике» мы постоянно разбираем подобные ситуации.

- Учитывая двойственность трактовок либо просто неясность определений, на что журнал опирается, предлагая решения?

- Опираемся на наше прочтение, комментарии разработчиков и мнения экспертов, иерархию нормативных актов.

- Ставя оценку редакции журнала на первое место, вы тем самым утверждаете ее верность?

- Мы не заявляем, что наше прочтение верное и что прочтение того или иного независимого эксперта в лице аудитора, чиновника тоже является верным. Мы предлагаем несколько выходов из проблемы. А налогоплательщик, исходя из своей ситуации, измерив свою температуру и давление, сам принимает решение, какую таблетку ему принимать. Как говорят наши читатели: «Нормативные акты мы можем прочитать везде! Дайте нам информацию о том, как их читать, а еще лучше - объясните, что они имели в виду под этой запятой».

Нашими преимуществами мы считаем проработанность материалов, конкретные примеры, смелость в поднятии тем и нормальный человеческий язык изложения.

- Кто выступает экспертами «Налогового вестника»?

- У журнала более 300 авторов. В первую очередь это сами разработчики документов, члены комиссий парламента и межведомственных комиссий, работники министерств. Я сам часто выступаю в разных комиссиях с теми или иными предложениями. С нами работают независимые аудиторы и юристы с большим опытом, представители Высшего хозяйственного суда, которые являются конечной инстанцией, решая споры между налоговыми органами и налогоплательщиками.

- Можно говорить о том, что контент «Налогового вестника» в определенной степени характеризует уровень налогового законодательства страны?

- Я бы сказал, что «Налоговый вестник» - это зеркало изменений. А зеркало таково, какова действительность. Когда все начиналось, в конце 90-х, налоговая система была в абсолютном зазеркалье. Сегодня практики с ужасом вспоминают те времена, когда изменения сыпались каждый день, при этом нужно было как-то выжить и не попасть в тюрьму. Сегодня ситуация иная, остается сделать всего несколько шагов, но они связаны с налоговой нагрузкой и формированием бюджета страны. Я всегда придерживался позиции, что чем проще, тем лучше! А у нас иногда чем больше, тем лучше. Но налогоплательщику-то не лучше! В этом и заключается сложность или простота налогового законодательства. У нас же десятки налогов и сборов, да еще и разные ставки по стране!

- Как вы охарактеризуете Трудовой кодекс, постатейный комментарий к которому издал «Регистр», если «к каждому слову», по вашим словам, дается пояснение?

- Если есть основополагающий документ, то каждое ведомство впоследствии хочет разработать свою инструкцию по его применению: скажем, по рабочему времени на МТЗ, по сезонным сельхозработам, отпускам учителей, аттестации рабочих мест и т.д. Подобные вещи могут расходиться с позицией главного документа, в данном случае Трудового кодекса, поэтому комментарий необходим. Это глобальный труд объемом 1300 стр.

- Помимо двойственности, а то и тройственности трактовок, одна из проблем отечественного законодательства - его нестабильность. Насколько высока эффективность ваших рекомендаций, учитывая скорость изменения нормативной базы?

- Все зависит от сферы. Если говорить о бухучете, то, слава богу, Минфин уважает труд бухгалтеров и не делает революций каждый понедельник. Есть вообще неохваченные вопросы, но иногда думаешь, что лучше пусть они вообще не будут прописаны, чем зарегулированы и занормированы. Например, аутсорсинг - ни в одном нормативном акте нет такого термина. Но около 15% предприятий страны откровенно используют аутсорсинг в своей работе. В отсутствие нормативной базы это пока легко делать, но как только появятся инструкции, начнутся проблемы. Еще важна и скорость разработки нормативного акта: если его испекут, как блинчик, это не значит, что потом вся страна его сможет съесть.

Мы, кстати, первыми в стране написали, как оценивать гудвил и что с ним можно делать. И таких примеров много, едва ли не в каждом номере «Налогового вестника».

Страна-то движется вперед, особенно пограничные районы. Оттуда, кстати, все время поступают вопросы: а почему в Польше это вот так, а у нас нет? Например, tax-free. Почему у нас нет ни одного магазина, работающего по международной системе tax-free? Брестский подписчик задает вопрос: можно ли открыть магазин ювелирных украшений или других товаров, работающий по этой системе? И что ему ответить? Страна уже созрела для этого, но государство говорит: нет. Нет нормативной базы. А значит, нельзя.

О НЕДВИЖИМОСТИ

- «Финансовый директор» - самый «юный» журнал компании. Чем было вызвано его появление?

- Как только у нас в классификаторе была ликвидирована должность «финансовый директор», у меня родилась идея сделать журнал для тех, кто считает себя финансовым директором. Наши методологи приняли решение, что эта должность должна называться «замдиректора по экономике и финансам». В отношении классификатора по профессии оно вообще все вот такое… Нет такой должности «администратор офиса» - есть администратор ресторана, игрового зала, но администратора офиса не может быть. Финансовый директор - это сердце предприятия. И это отнюдь не главный бухгалтер. Главный бухгалтер отражает свершившиеся финансовые операции, финансовый директор их делает.

- Насколько востребован журнал?

- Страна привыкает к нему, тираж растет. В рамках журнала сложился клуб финансовых директоров, где обсуждаются интересующие всех вещи. Например, сейчас идет работа над классификатором основных средств. До сих пор действует временный классификатор. Насколько я понимаю, временный - это максимум год, но не 5-10 лет. В этом «временном» классификаторе много недочетов и вообще «анахренизмов». Например, есть два понятия: мебельный гарнитур как основное средство и стол с шестью стульями, которые являются «малоценными быстро изнашивающимися предметами». Чем отличается мебельный гарнитур от стола и шести стульев? Но мебельный гарнитур списывается через 10 лет, а «малоценный быстро изнашивающийся предмет» - 50 на 50. В итоге за мебельный гарнитур 10 лет нужно платить налог на недвижимость. И вообще, стул - какая это «недвижимость»? И что, это не «анахренизм»?

Или термин «персональная электронно-вычислительная машина». Этим словом насыщено наше законодательство, но, во-первых, его никто не использует, а во-вторых, и главное, срок амортизации на нее составляет 5-10 лет!

У нас вообще налогом на недвижимость облагается все, даже автотранспорт. Такого нет ни в одной стране мира! Недвижимость - это здания, сооружения и забор вокруг них. Это стандартное мировое определение. Но не стул и не шкаф!

- Как вы оцениваете уровень эффективности сотрудничества с госорганами?

- Я рад тому, что это сотрудничество есть. Я рад тому, что иногда к нам прислушиваются и просят сделать экспертизу того или иного законопроекта. Это очень важно - мы говорим не только от себя, но и в первую очередь от лица нашей читательской аудитории. На самом деле, участниками экспертизы выступает не только экспертный совет журналов, но и сами операторы рынков.

О РЕСНИЦАХ

- В одном из последних номеров журнала «Секретарское дело» неожиданный подбор тем, в т.ч. о романе с женатым мужчиной, сериалах…

- Да, и о том, как накрасить ресницы, мы тоже пишем. Но большая часть журнала посвящена профессиональным вопросам - делопроизводству и т.д.

- А что касается профессиональных тем, то складывается впечатление, что читательница вашего журнала вообще ничего не знает о профессии…

- А у нас не так много мест, где готовят профессиональных секретарей, - женский институт «Энвила» и все. Курсы? Но чему можно научить за три месяца? В лучшем случае - азам профессии. Но ведь мы говорим о деловом этикете и дресс-коде. И то, как накрасить ресницы, очень важно. Ведь некоторые так накрасят, что «хлопай и взлетай»!

Наш журнал - обучающий, помогающий и сопровождающий. Это поводырь, который берет за руку и секретаря-новичка, и опытного секретаря и акцентирует внимание на том, где и что меняется в профессиональной сфере. Она ведь тоже подвержена серьезным изменениям: сроки хранения бумаг, правила оформления трудовых книжек и т.д. О востребованности журнала говорят наши акции: конкурс «Мисс офис», конференция секретарей, которая пройдет этим летом. На нее запись идет очень активно.

А десять рецептов кофе, накрашенные ресницы, роман с женатым шефом - это тоже жизнь, и кто сказал, что она не важна?
Добавить комментарий
Проверочный код