Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№21 (642) 26 мая 2008 г. Экономика

Меню не приносите

26.05.2008
«Нас заставляют поддерживать лузеров»

Марина ГУЛЯЕВА

На минувшей неделе коллегия управления потребительского рынка Мингорисполкома оценивала деятельность и работу с обращениями граждан столичного общепита и торговли за 4 месяца. Как стало известно «БелГазете», по итогам коллегии 15 предприятий, в числе которых есть и крупнейшие заведения Минска, возможно, будут лишены лицензии.

Неопределенный белорусский потребитель, права которого защищает управление потребительского рынка и с которым, видимо, хотели бы познакомиться те, кто, по мнению чиновников, не заботится о его потребностях, может быть доволен: вся проводимая работа на рынке общепита не позволит в ближайшее время появиться новым ресторанам с дорогой изысканной кухней. Зато в каждом заведении обязательно будут блюда белорусской кухни, отечественная водка, соки, печенье и шоколад.

Работа ведется настолько напряженная и активная, что в бездеятельности и отсутствии «потребительского патриотизма», о чем неоднократно говорилось на прошедшей коллегии, упрекнуть специалистов управления невозможно. Достаточно оценить перечень рекомендаций, разосланных хотя бы за последние два месяца.

6 марта появилось письмо за подписью начальника управления потребительского рынка Михаила Евтуховского организациям торговли: «В результате проведенного мониторинга в организациях торговли и на рынках Минска установлен значительный рост розничных цен на яблоки, бананы и цитрусовые, а также огурцы и помидоры иностранного производства. Основной причиной роста цен является закуп продукции у коммерческих структур по повышенным отпускным ценам и невыполнение требований правительства о регулировании цен за счет торговых надбавок. В то же время на УП «Минский оптовый рынок» и в других организациях имеется указанная продукция по более низким ценам в достаточном количестве».

Но, как беспомощно оправдывались в одном из пока называющих себя «ресторанами» заведений, «нас в первую очередь все-таки интересует качество продукта, нам не нужны зеленые помидоры!» Буквально на днях они пытались искать перец по требуемым адресам, но так и не нашли. А недавно вынуждены были отказать солидному гостю, который заказал банкет с обязательным условием: свежая клубника на десерт. Учитывая то, что, скажем, в Польше уже вовсю торгуют клубникой и цены падают ежедневно, желание этого гостя не кажется исключительным, но там, где ресторан обязывают закупать овощи и фрукты, клубники он не нашел.

В этом же письме в зловещей стилистике сообщается: «Обращаем ваше внимание, что в исключительных случаях допускается получение товаров от производителей, оптовых организаций и импортеров по отпускным ценам сверх прогнозного параметра инфляции (0,5% в среднем в месяц) при соответствующем снижении размеров торговой надбавки».

Никаких иных вариантов снижения цен не предлагается в принципе, и вообще, что традиционно, не анализируются объективные причины сложившейся ситуации - идет борьба со следствием с использованием привычной терминологии: «В противном случае рост цен является экономически необоснованным и будет рассматриваться как грубейшее нарушение ценовой политики».

Письмо от 3 апреля за подписью председателя городского кулинарного совета при главном управлении потребительского рынка Мингорисполкома Сталевской. Руководителям объектов общепита «всех форм собственности и ведомственной принадлежности рекомендуется принять неотложные меры по увеличению выпуска и реализации блюд белорусской национальной кухни, обеспечив их постоянное наличие как в обеденном, так и общем меню». Т.е. независимо от того, что ресторан предлагает, например тибетскую кухню, он обязан иметь в меню белорусские блюда. Кроме того, у него практически нет выбора при использовании продуктов: он «обязан обеспечить преимущественное использование продукции местных производителей». Естественное стремление повара выбрать лучший картофель для драников и лучшую муку для мачанки, чтобы максимально удовлетворить запросы потребителя, подав эти блюда наилучшим образом, исключается. Повар отечественного ресторана призван решать иные, далекие от его профессиональных обязанностей задачи. «Потребительский патриотизм» - вот главное блюдо белорусского общепита. Рестораторы, как и представители торговли, не отказываются есть его сами и предлагать своим потребителям, но просят элементарного: дайте качественный продукт!

«Почему никого не нужно заставлять брать «Савушкин продукт»? Потому что это качественно! На самом деле это не торговля саботирует продукцию отечественных производителей, а потребитель не хочет ее покупать. Но нас заставляют поддерживать лузеров, не способных выпустить конкурентный продукт и обеспечить хороший маркетинг своему изделию, а все это должна сделать торговля. Получается, что мы должны навязывать потребителю неконкурентоспособный продукт, который по разным параметрам проигрывает другим продуктам, в т.ч. по качественным характеристикам. Почему мы должны продавать некачественный продукт?» - поделился своим видением ситуации источник «БелГазеты».

Блюда белорусской кухни сейчас не просто будут представлены в меню каждого ресторана: «в целях популяризации блюд национальной кухни» должно быть обеспечено «проведение дней, декад белорусской кухни» с«широкой рекламой».

Чиновники управления вновь возвращаются к давней теме, рекомендуя «провести анализ меню по нормам выхода блюд и привести их в соответствие с физиологическими нормами потребления». И все это под флагом борьбы за интересы некоего белоруса, который должен есть не только то, что ему скажут, но и столько, сколько скажут. Он не хочет разнообразия, изысков, он вообще не требователен к качеству блюд даже своей родной белорусской кухни. И, похоже, он ест не для того, чтобы получить удовольствие, и даже не для того, чтобы элементарно насытить желудок, - он решает глобальную задачу по поддержке отечественного производителя.

Как говорят в одном из ресторанов, «несмотря на то, что мы предлагаем другую кухню, мы готовы делать белорусские блюда, но ведь мы не имеем права даже название изменить! Если салат называется «Папараць-кветка» - никак иначе он не должен быть представлен».

Письмо от 22 апреля за подписью замначальника управления потребительского рынка Лагойко «О реализации пива отечественных производителей» гласит: «По данным концерна «Белгоспищепром» и Министерства статистики, резко возросла доля и увеличился темп роста импортного разливного пива в общем объеме реализации пива». И дальше предельно конкретно: «Анализ работы объектов общественного питания Минска выявил факты отсутствия реализации пива на разлив таких отечественных производителей, как ОАО «Пивзавод «Оливария» и ОАО «Крынiца», и др.» Это неопределенное «др.» уже демонстрирует, с кем в первую очередь должны работать рестораны, но дальше сформулировано буквально: «Для удовлетворения спроса потребителей и популяризации отечественной продукции главное управление потребительского рынка рекомендует установить оборудование для реализации пива ОАО «Пивзавод «Оливария» и ОАО «Крынiца» и обеспечить его бесперебойное наличие».

Требования по наличию в ассортименте ресторана напитков, шоколада и печенья белорусского производителя сформулированы еще в декабрьском постановлении Минторга прошлого года. В соответствии с ним ресторан обязан иметь пять наименований водки, два - коньяка, три - ликеро-водочных изделий, одно - шампанского или игристого вина, два - виноградного вина, пять - пива. Ресторан должен также предлагать восемь-десять наименований соков, напитков, минеральной воды. В отношении соков 3 мая нынешнего года рестораны и кафетерии магазинов получили конкретное письмо: «Необходимо обеспечить постоянное наличие соков отечественного производства на разлив».

В перечне кондитерских изделий должно быть не менее шести-семи видов. Как признались в одном клубе, «кроме руководства, у нас белорусские конфеты и печенье больше никто не покупает».

ГОСПОДИ, КУДА Я ПОПАЛ?!

... По словам одного из участников коллегии, впервые присутствовавшего на таком мероприятии, «это напоминало партийный съезд. Я сидел и думал: Господи, куда я попал?! Директоров поднимали и отчитывали, как школьников…»

Рассказывают, что руководитель одного предприятия пытался объяснить, что происходит на самом деле. Что выполнить требование - работать только с белорусским мясом - невозможно: мясокомбинаты не заинтересованы в поставках маленьких объемов. И почему от ресторанов требуют реализации белорусской водки, в то время как в стране объявлен Год здоровья.

Как сказал собеседник «БелГазеты», «получается, что, требуя бесперебойного наличия у нас белорусской водки, управление потребительского рынка настаивает на необходимости этого продукта в заказе нашего гостя. На самом деле так и получается: вместо того чтобы пить по чуть-чуть красивые дорогие напитки, они пьют дешевую водку, превращая наш ресторан в забегаловку».
Добавить комментарий
Проверочный код