Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№21 (642) 26 мая 2008 г. Автостоп

Разобрать на части

26.05.2008
«Серые» запчасти - это бич»

Елена АНКУДО

Всплеск интереса покупателей к автомобилям из Америки встряхнул белорусский авторынок. Дешевая «бэушка» made in USA с комплектацией побогаче европейской заставила всерьез полюбить американское. По прогнозам специалистов, уже через пару лет «американцы» займут четверть автопарка подержанных автомобилей и продолжат рост. Если только заморские машины не станут посреди дороги, ведь к запчастям для американских автомобилей в Беларуси есть вопросы.

Несколько лет автолюбители Беларуси возбужденно перебирают еще недавно незнакомые иномарки. Chrysler, Dodge, Chevrolet - все это стало доступнее, чем знакомые Mercedes или BMW. Европейские бренды на западном континенте тоже дешевле, чем в странах ЕС. Нужно лишь обратиться в одну из компаний, оказывающих услуги по приобретению «американца», определиться с маркой и ценой, зайти на интернет-аукцион - и в сторону Беларуси отправится контейнер с машиной, сделанной для Америки. Отечественные импортеры в панике: из салонов уходят потенциальные покупатели. Отмечая увеличение количества «американцев» на белорусских дорогах, они предупреждают автовладельцев: эти машины иногда ломаются.

«Нет и не будет»

«Бэушка» из Америки не предназначена для европейских дорог: машины отвечают иным стандартам. Защищая своих импортеров, Европа выставила жесткий барьер на пути автомобилей, произведенных для американцев. Это обстоятельство осложняет приобретение запчастей для данных автомобилей: не каждый белорусский дилер найдет на европейских складах необходимую деталь, если вообще разберется в американских каталогах запчастей.

Перебирая по просьбе корреспондента «БелГазеты» позиции запчастей к автомобилям Volkswagen, ведущий специалист по продажам запчастей и аксессуаров к этой немецкой марке холдинга «Атлант-М» Олег Артюшкевич смущенно разводит руками: «В нашей базе около 1,2 млн. позиций. Имея все для ремонта европейских VW, мы отмечаем: ряд деталей, произведенных для американских автомобилей, в нашей базе отсутствует. К примеру, из 440 позиций стекол отсутствует 217, из 4603 фар - 2666, из 918 передних бамперов - 667. Скорее всего, их и не будет».

По словам Артюшкевича, около 60% от всех запчастей, ввезенных холдингом, подойдет к американским VW. Не должно возникнуть проблем с ходовой частью: ремнями, подшипниками, роликами. Зато если в аварии пострадает другой элемент, скажем, фара или бампер, детали на складе может и не найтись.«Доходило до смешного, - рассказывает Артюшкевич, - не нашли лампочку для передней фары. Европейских - сколько угодно, но крепеж в американском VW не подходит. Остается ходить по рынку в надежде обнаружить запчасть или перепаивать разъем».

Вопросы с оптикой возникают и в других автосалонах. Как пояснил «Автостопу» директор импортера Opel, Chevrolet, Cadillac «Мультимоторс» Вячеслав Можако, если речь заходит о ремонте автомобилей, собранных для американских дорог, «с запчастями у клиентов «Мультимоторс» проблем не возникает. По кузову нет различий: стандарты американских автомобилей по бамперам намного выше, чем у европейских». Зато в оптике разница есть. Поэтому «мы завозим только ту оптику, которая предназначена для нашего рынка».

Официальные поставщики запчастей это мнение разделяют. По словам менеджера по продажам магазина «Шатэ-М», «железо, оптику и крепеж для «американцев» мы не ввозим. Кузовщина требует много места, оптика - осторожности. Для поставок понадобится много капиталовложений (одна фара - $300-400), а купят товар или он пролежит на складе год - большой вопрос. К тому же оптика легко повреждается при транспортировке или на складе».

Дешевле в 3 раза

По словам коммерческого директора «Nissan на Куприянова» Александра Чупригина, поставка запчастей и аксессуаров к «американцам» пока не интересует этого импортера. Для директора дилера Mitsubishi «Ред моторс» Вадима Бохана тема запчастей для американских автомобилей «не актуальна», хотя в салон и обращаются владельцы Mitsubishi, привезенных из Америки («Их доля - не более 10% от всего количества автомобилей»). Если какая-нибудь деталь для «американца» не совпадет с произведенной для европейского варианта японского бренда, «мы имеем возможность заказать эту запчасть под конкретную машину с ее номером шасси. Срок поставки порой составляет и два, и три месяца». Увеличение сроков поставки связано и с тем, что импортеры не владеют подробной информацией, какие именно автомобили поступают в страну: ГАИ не торопится делиться сведениями о регистрируемых транспортных средствах. Неотработанная логистика поставок удорожает и стоимость запчасти из Америки.

Далеко не всегда импортерам выгодно возить запчасти для «американцев»: автосалоны ориентированы на обслуживание проданных ими новых автомобилей. Кроме того, значительный объем деталей нуждается в сертификации. По логике импортеров, сначала сертификацию проходит автомобиль и только потом запчасти к нему. Поскольку автомобили, предназначенные для эксплуатации в Америке, в Беларусь не поставляются, не будет и сертифицированных деталей к ним.

«Обращения компаний с просьбой сертифицировать запчасти для введения их в легальных оборот пока исчисляются единицами, - свидетельствует куратор проекта «АвтоСерт» по сертификации и гигиенической регистрации автотранспортных средств, запчастей и принадлежностей Александр Сидоревич. - Пока доля таких запчастей на рынке невелика. Поставки автомобилей из Америки действительно увеличиваются, однако потребность их владельцев в запчастях наступит только через несколько лет. Пока имеет место ввоз «серых» запчастей».

С этим мнением согласен и Вадим Бохан: «Рынок всех запчастей в Беларуси оценивается примерно в $350 млн. Из них официальный рынок - меньше половины». Можно предположить, что детали из непрозрачной части рынка не имеют действительной сертификации: официальные поставщики уверены, что под одним сертификатом соответствия в страну ввозится несколько партий товара.

Директор «Мультимоторс» более категоричен: «Анализируя цены на рынке, я прихожу к выводу, что они нечестные. «Серые» запчасти - это бич. Их контейнерами привозят в Россию, уклоняются от таможенных платежей, а затем перетягивают в Беларусь. На рынке запчасть к американской машине можно купить в 3 раза дешевле, чем в нашем автосалоне».

«Это всегда лотерея»

Названия предприятий, работающих по «серым» схемам, официальным игрокам рынка известны от клиентов. «Жалуясь на дороговизну наших запчастей, клиенты хвалятся, у кого они нашли аналогичные запчасти, но дешевле, - рассказывает менеджер «Шатэ-М». - Мелких поставщиков мы не замечаем: партии завозимого ими товара слишком маленькие, чтобы конкурировать с нами. В последнее время набирают обороты интернет-магазины, предлагающие и оригинальные, и неоригинальные запчасти из большого количества каталогов».

Интернет-поставщики работают оперативнее и предлагают большее разнообразие. «В максимально короткие сроки мы можем доставить вам под заказ более 20 млн. наименований запчастей от более чем 500 производителей, - сообщает один из белорусских сайтов. - Мы поставляем авто- и мотозапчасти из Европы, Азии, США, Японии и ОАЭ, а также других стран». Зарегистрировавшись, посетитель получает доступ ко всему перечню запчастей, имеющихся на складе. Отдельные сайты проводят своеобразный ликбез, рассказывая о существовании оригинальных и неоригинальных запчастей, честно предупреждают: с последними могут возникнуть проблемы.

Цены на продукцию «разношерстных азиатских производителей в разы меньше цен на оригинальные и американские неоригинальные. Но если некоторые из них, к примеру Cyassis Pro, Crown или Falcon, производят мало-мальски качественные, то другие - MotorPro или DirectParts - выпускают продукцию, которая может выйти из строя через несколько километров после установки. Это всегда нужно иметь в виду при выборе и покупке копеечных азиатских запчастей. Вообще же, покупка азиатских запчастей для автомобиля - это всегда лотерея. Ее можно оправдать либо как временное средство, пока не будет установлена качественная оригинальная или американская неоригинальная деталь, либо если автомобиль выставляется на продажу».

Против лома нет приёма

Крепеж - еще одна проблема, с которой сталкивается владелец «американца», нуждающегося в ремонте. В американских автомобилях используются дюймовые стандарты крепежа, для работы с которыми необходимы дюймовые ключи, а некоторые детали можно снять или установить только при помощи специальных съемников. «Далеко не все механики, берущиеся за ремонт такой машины, понимают, с чем им предстоит работать, - предупреждает один из интернет-продавцов. - Многие вещи при таком ремонте делаются «на глазок», при помощи подручных инструментов и приспособлений, в роли которых выступают лом и монтировка. В результате - сорванные головки болтов и гаек, сломанные шкивы, которые попытались поставить на место молотком, треснувшие клапанные крышки». Остается научиться разбираться в устройстве автомобиля самому или обращаться на специализированную СТО, которых пока немного.

На гарантийные автомобили импортеры стараются поставить оригинальную деталь с собственного склада. Если речь идет о пяти-семилетней машине, клиент может попытаться предложить запчасть, купленную самостоятельно. «В этом случае он должен расписаться, что берет ответственность на себя, - говорит Вячеслав Можако. - Прецеденты имеются. Так, неоригинальные тормозные диски, установленные нами по желанию клиента, стерлись за 3 тыс. км пробега. К счастью, неисправность вовремя заметили и успели устранить».
Добавить комментарий
Проверочный код