Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№21 (642) 26 мая 2008 г. Автостоп

«Мы не каратели и не душегубы»

26.05.2008
 

Евгений КЕЧКО

О действенных мерах ГАИ по отношению к нарушителям, новых и старых, корреспонденту «БелГазеты» рассказал начальник ГАИ Фрунзенского района Минска Александр КОСЕНКО.

- Как вам планируемая балльная система оценки штрафов за нарушение ПДД?

- Мы возвращаемся в конец 90-х, когда за три действующие отметки в талоне водителя лишали права управления транспортным средством и отправляли учиться заново. Сейчас примерно такие же функции будут возложены на балльную систему, ведь мы сталкиваемся с категорией водителей, которые не обращают внимания на суммы административных штрафов даже после серьезного повышения. Лишиться водительского удостоверения и ходить пешком - для многих более серьезное наказание, чем штраф, даже в размере Br1 млн.

- После перебора штрафных баллов лишившийся прав водитель вновь может сесть за руль…

- Штраф за такое правонарушение - 5-20 базовых величин, за повторное в течение года - до 50. Водитель заплатит Br1,75 млн. в одном подразделении ГАИ, столько же - во втором, потом, если не будет средств оплатить штрафы, на его имущество наложат арест. Поэтому лучше ездить с водительским удостоверением и по правилам, хотя некоторые пойманные нами впервые водители признаются, что по 5 лет ездят без документов. Надеюсь, теперь им будет меньше везти.

- Резко возросшие суммы штрафов и без того повысили напряжение между водителями и инспекторами ГАИ. Не боитесь еще большего усиления конфликтов?

- Всегда можно найти как негодующих, так и понимающих водителей. Люди, которые получают штраф в размере 10 базовых величин, в большинстве случаев понимают, что это хороший урок, и дальше они будут ездить тише воды, т.к. финансовое положение не позволяет платить большие штрафы. С такими водителями мы находим понимание, однако люди с хорошим достатком внимания на штрафы не обращают. В нашей базе содержится информация обо всех действующих нарушениях, совершенных конкретным водителем. Есть такие, у которых от 16 до 20 нарушений. Для них даже максимальное наказание роли не играет.

Взаимоотношения между инспектором ГАИ и водителем можно сравнить с поведением на боксерском ринге. У одного участника этого спора больше полномочий, поэтому второй по определению будет приспосабливаться. Если инспектор вошел в ситуацию и сделал поблажку, о нем будут только лестные отзывы, если проявил принципиальность - каратель, душегуб. Нужно учитывать и человеческий фактор. Недавно пришлось разбирать ДТП на пересечении пр-та Пушкина и ул. Притыцкого: водитель из Гродненской области при повороте налево поехал не по кругу, а срезал угол, что привело к аварии. На вопрос, почему он нарушил правила, тот честно признался: «У нас в Сморгони нет кругового движения, поэтому я растерялся и посчитал, что поступаю правильно». Таким водителям можно пойти навстречу и уменьшить меру наказания.

- Какие правонарушения встречаются чаще всего?

- ДТП, превышение скоростных режимов, неправильная парковка, непропуск пешеходов. Причем к пешеходам тоже есть претензии, даже если в ДТП виноват водитель, - пешеход никогда не задумывается, кто сидит за рулем. В итоге получается, что 45% наездов на пешеходов совершается на пешеходных переходах.

Довольно часто на разбирательстве водители утверждают, что они не нарушали правил, хотя в протоколе инспектора стоит их подпись. Люди до последнего любят оправдываться, даже если они не правы. Возможно, из-за этого и складывается стереотип о плохих взаимоотношениях с ГАИ. Иногда доходит до курьезных ситуаций: человек требует книгу жалоб и предложений, а сам, судя по базе, в течение пяти лет регулярно нарушает правила.

Недавно рассматривал административный материал за нарушение скорости: водитель ехал утром по ул. Притыцкого со скоростью 140 км/ч. С начала 2007г. за ним числится 16 проступков, но у него четкая позиция: «Я спешил, дорога была пустая, и я никому не мешал».

- С какой категорией водителей сложнее всего общаться?

- Труднее всего с молодыми водителями, которые только получили водительское удостоверение, а их родители уже купили им дорогие иномарки. Нормального здравомыслящего человека может образумить поход в кинолекторий, где показывают фильмы о последствиях ДТП. Для тех же, кто по-прежнему этого не понимает, мы и вводим балльную систему штрафов.

- Не приведет ли введение

балльной системы к тому, что водители будут массово стремиться рассчитаться с пострадавшими по их вине на месте, чтобы не платить крупный штраф и не получить немалое количество штрафных баллов…


- Люди и раньше предпочитали разъезжаться полюбовно. Ведь если ДТП будет документально оформлено, водитель не получит скидку при последующем автостраховании. Часто инспекторы, приезжая на вызов, видят оставшиеся после аварии осколки, а самих машин уже нет. Хотя в последнее время вызов ГАИ для многих необходим: дорогие машины страхуются на полном каско, а страховка без материала не выплачивается.

- А как вам намерение МВД внести в законодательство норму о конфискации транспортных средств за повторное в течение года управление автомобилем в нетрезвом виде?

- Если это произойдет, гражданской войны точно не случится. Но в этом предложении есть рациональное зерно. Согласно нашей статистике, за первые 4 месяца 2007г. на территории Фрунзенского района задержано 197 водителей за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. В этом году, несмотря на ужесточение административной базы, это количество увеличилось на 10 человек. Люди все равно употребляют спиртное, садятся за руль, и их не пугает даже уголовная ответственность. Возможно, новая мера на что-то повлияет. Пусть штрафстоянки заполнятся конфискованными автомобилями, но мы будем знать, что снизим количество ДТП по вине нетрезвых водителей.

- Некоторые нововведения ГАИ позиционирует как опыт других стран. Что бы вы еще взяли на заметку из западной практики?

- На Западе не часто можно увидеть на дороге сотрудника полиции, но, если произошло ДТП, они вырастают как грибы после дождя. Этому способствует система видеонаблюдения, которую со временем неплохо было бы внедрить и в нашу практику. Для тотального контроля у нас все равно не хватит сил, а разбирать нарушения по факту видеофиксации значительно проще.

СПРАВКА «БелГазеты». Александр Косенко родился в Минске в 1973г. После окончания средней школы служил на Северном флоте на атомной подводной лодке. В 2000г. с отличием окончил среднюю школу милиции, в 2003г. - Академию МВД. Работу в ГАИ начал с должности инспектора ДПС, работал замначальника ГАИ Октябрьского района, с 2006г. - начальник ГАИ Фрунзенского района.
Добавить комментарий
Проверочный код