Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№21 (642) 26 мая 2008 г. Автостоп

Балловни судьбы

26.05.2008
 

Евгений КЕЧКО

Пеший 100-километровый марафон, который в начале мая проделал глава МВД Владимир Наумов, многие назвали символичным. Министр не только посвятил мероприятие Году здоровья, но и на личном примере показал, что ждет в будущем недисциплинированных водителей, систематически нарушающих ПДД.

В ходе марафона министр обсуждал с журналистами множество вопросов, в т.ч. подтвердил информацию о том, что в МВД приняли окончательное решение о вводе балльной системы оценки нарушений правил. В начале года все водители будут получать определенное количество баллов, сумма которых с каждым нарушением будет уменьшаться. Кроме того, министр отметил, что скоро за повторную езду в нетрезвом виде уголовную ответственность заменят административной - у таких водителей будут конфисковывать личные автомобили.

Тема нововведений вмиг стала популярной, и, если у сотрудников ГАИ уже сложилось четкое мнение насчет

балльной системы и конфискации автотранспорта, то мнения водителей на этот счет разделились. Кто-то сравнил введение балльной системы с продолжением программы «Минус 100», причем большинство приверженцев этой позиции уверены: цифры о снижении нарушений будут вырваны из контекста, а представленная МВД статистика впоследствии докажет правомерность принятия решений о балльной системе и конфискации автотранспорта.

К балбесам - со всей строгостью

Хватает и водителей, поддерживающих предложение ГАИ. Правда, в основном это касается введения балльной системы, идея с конфискацией автомобиля мало кому пока пришлась по душе, и это скорее проявление водительской солидарности даже по отношению к нетрезвым коллегам по рулю.

Столичный водитель с десятилетним стажем Дмитрий Ананьев, по его словам, за годы практики за превышение скорости был остановлен инспекторами более 20 раз (причем в талоне было сделано всего пять записей). Тем не менее инициативу ГАИ он считает правильной и своевременной, но полагает, что этот шаг должен быть тщательно продуманным. «Чиновникам надо все просчитать, ведь балльная система может как привить культуру на дорогах, так и наломать дров. Будет не совсем верно, если количество лишений прав перешагнет определенную грань. Сейчас поток автотранспорта заметно увеличился, а амбиции молодых водителей порой выходят за допустимые рамки. Балльной системой штрафов можно повлиять на юношеское подсознание и сбить спесь, людей же со сформированным водительским менталитетом переделать будет нелегко. От оплошностей не застрахован никто, поэтому если за случайное ДТП будут наказывать по всей строгости, напряжение на дорогах увеличится. Но к балбесам, которые ездят по кольцевой со скоростью 200 км/ч, надо подходить со всей строгостью. Я знаю несколько примеров, когда лишение водительского удостоверения даже из самых безбашенных водителей делало ягнят. Сейчас приходится слышать, что балльная система приведет к росту коррупции на дорогах: мол, у каждого количества сохраненных баллов появится свой тариф. В это верится с трудом, т.к. поведение инспекторов за последние годы сильно изменилось. Когда я был молодым, у меня даже была статья бюджета для «поощрений сотрудников ГАИ»: знал, что примерно пятую часть зарплаты отдам гаишникам. Теперь за такое можно хорошо влететь, да и сами инспекторы уже не намекают…»

«Уголовную ответственность необходимо усилить»

В прошлом году группа водителей-энтузиастов посетила руководство республиканской и городской ГАИ и передала список наиболее важных, по их мнению, проблем, возникающих на белорусских дорогах. Один из инициаторов создания группы Игорь Хаткевич довольно скептически относится к будущему введению балльной системы и конфискации автомобилей: «В этой системе для законопослушных водителей, каковыми себя считает большинство, не будет ни плюсов, ни минусов. Это может уменьшить число мелких нарушений: непристегнутый ремень, разговор по мобильному телефону, отсутствие аптечки и огнетушителя. Грубым нарушителям даже баллы не станут помехой. Сейчас у нас и так за повторное серьезное нарушение в течение года лишают прав, и многих это не останавливает. Не думаю, что балльная система заставит недисциплинированных водителей пересмотреть свои взгляды. А вот конфискация автотранспорта, практикуемое сейчас привлечение к уголовной ответственности - более действенные меры. Научить прижимистого белорусского водителя ударом по карману трудно, ведь автомобиль - те же деньги, только выраженные в железе. Заберут машину - купит себе новую. А, к примеру, заключение в колонию строгого режима заставит задуматься. Не исключено, что с введением конфискации станет больше случаев бегства пьяных водителей от сотрудников ГАИ. Человек лучше разобьет машину, чем отдаст ее государству. Тем более сейчас рекламируют будущую кампанию по конфискации, не делая четкого акцента на повторном нарушении правил. Пресса же представляет все так, будто конфискация будет проходить сразу, без суда и следствия».

«За вождение в нетрезвом виде предлагали расстрел»

Судя по комментариям представителей ГАИ, новый механизм начинает стремительно набирать обороты. На минувшей неделе в Генпрокуратуре состоялось заседание рабочей группы представителей различных министерств и ведомств. Главный вопрос заседания - декриминализация состава преступления за повторное управление автомобилем в нетрезвом виде. Предлагается ст.317 прим. УК («Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения») перевести в Административный кодекс.

Своим мнением по поводу балльной системы и возможной отмены уголовной ответственности с «БелГазетой» поделился участвовавший в заседании начальник отдела ДПС УГАИ МВД Юрий Литвин: «На цивилизованном водителе новая система штрафов никак не отразится - она будет направлена на 10% водителей, постоянно нарушающих ПДД. Насчет разговоров о возможной коррупции - инспектор ДПС никак не будет влиять на начисление баллов, он по-прежнему будет составлять протокол, а решение по каждому вопросу будет приниматься в подразделениях ГАИ. Пока еще не ясно, как инспектору поступать по отношению к водителю, который очередным нарушением исчерпал свою сумму баллов, - составлять второй протокол для изъятия водительского удостоверения или делать пометку в первом. Ныне уточняется много деталей. К примеру, с человека надо снимать последние баллы, а он нарушил, скажем, правила парковки или стоянки, за что лишение удостоверения не предусматривается. ГАИ предлагает не снимать баллы за неправильную парковку и стоянку - ограничиться лишь административным штрафом. Также мы предлагаем уменьшить минимальный срок лишения от полугода до двух-трех месяцев. Этого времени человеку вполне хватит, чтобы осознать свою вину. Если говорить о возможной конфискации, это будет сделано для смягчения наказания. Все-таки административная ответственность не уголовная. Тем более на данном этапе водитель знает, что будет осужден, получит два года исправительных работ, но это его не останавливает. Но и говорить о конфискации как о состоявшемся факте пока неверно. Перед вынесением решения мы учтем мнение граждан. В каждом подразделении автоинспекции будет установлен ящик, в который каждый желающий сможет бросить лист со своими предложениями. Таким способом мы уже пользовались, когда в конце 2005г. вносили поправки в ПДД. Но мы будем учитывать только рациональные предложения, потому что в прошлый раз примерно каждое четвертое предложение было нецивилизованным. За вождение в нетрезвом виде некоторые предлагали даже расстреливать нарушителей. Думаю, предложение о конфискации автотранспорта также будет поддержано населением».
Добавить комментарий
Проверочный код