Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№19 (640) 14 мая 2008 г. События. Оценки

Наговорились

14.05.2008
Оппозиция отказывается от диалога

Янка ГРЫЛЬ

Тема диалога в белорусской политике пока закрыта. Такой вывод напрашивается после ряда событий, идущих вразрез с декларировавшимся официальным Минском на протяжении 2007г. желанием улучшить отношения с Западом: от событий 25 марта и судебного процесса над 14 участниками протестных акций до последних заявлений идеологов диалога.

Тема диалога не прозвучала в послании Александра Лукашенко парламенту в 2008г., поскольку, как полагает большинство наблюдателей, в последний момент была изъята оттуда за ненадобностью.

На диалог махнули рукой и по другую сторону баррикад: на прошлой неделе координатор «Хартии-97» Дмитрий Бондаренко в интервью собственному веб-ресурсу подытожил результаты годичных попыток пофлиртовать с властью: «Пришло время и оппозиции отказаться от диалога». Несколько ностальгически он вспомнил момент зачатия оказавшейся мертворожденной идеи - начало 2007г.: «После решения России резко поднять цены на газ и нефть Беларусь оказалась на грани экономической катастрофы… Возникла угроза потери независимости. В этих условиях оппозиция совершенно сознательно протянула руку помощи белорусским властям». Почему в других странах в результате регулярного удорожания энергоносителей угроза утраты суверенитета не возникает, координатор «Хартии-97» умолчал.

Власти диалог был нужен для совершенно прагматических целей: компенсировать потери от сокращения российских дотаций дотациями ЕС в обмен если не на радикальную смену геополитической ориентации, то хотя бы на выравнивание восточного и западного векторов внешней политики. Оппозиция надеялась сыграть в диалоге роль переводчика и посредника между Минском и Брюсселем с Вашингтоном и, втягиваясь во флирт с властью, постепенно втянуться в саму власть.

Сложнее позиция Европы, доброго ментора белорусской демократии, и США, ее сурового контролера. Обнародовав в конце 2006г. 12 требований, ЕС прекрасно понимал, что они невыполнимы хотя бы в силу декларативности и расплывчатости. Отшатнувшись от России, Беларусь может прислониться только к Европе; к вступлению в ЕС она все равно не готова; ближайшее расширение Союза - через 10-15 лет. ЕС спешить некуда, важно попытаться обеспечить постепенное усвоение белорусской номенклатурой европейских стандартов при стабильном транзите энергоносителей. США, требуя освобождения заключенных и грозя санкциями, выступали в качестве внешнего катализатора диалога.

Судя по словам Бондаренко, часть программы по выправлению извилин белорусских чиновников на европейский манер выполнена: «В ходе многочисленных контактов белорусских демократов с госслужащими, как санкционированных сверху, так и неофициальных, мы еще раз убедились, что абсолютное большинство этих людей хочет позитивных изменений и связывает свои интересы с новой демократической Беларусью, с Европой». Если так, то внутри властных структур самое время создавать подпольные фан-клубы «диаложцев», в минуты, свободные от административного регулирования социально-экономической жизни страны, декламирующих друг другу что-нибудь о правовом государстве, рынке и демократии. Вместо заявленной популяризации среди белорусов европейских ценностей у оппозиции получилось нудное и беспредметное убалтывание бюрократии.

По мнению Бондаренко, диалог принес стране столько добра, что государство теперь в неоплатном долгу перед демсилами: «Предложение диалога со стороны демсил помогло реализации в Беларуси ряда инвестиционных проектов, значительно усилило позиции страны на переговорах с РФ, позволило открыть новые кредитные линии в Европе». В этой связи хотелось бы ознакомиться со списком инвест-проектов и кредитов, пролоббированных объединенной оппозицией, сетующей сегодня, что возвращать краткосрочные заимствования и проценты по ним белорусам придется очень долго.

Из интервью вытекает, что демсилы на добровольных началах чуть ли не выполняли работу МИДа и других госструктур: «В ходе международных визитов представители оппозиции говорили: в случае освобождения всех политзаключенных и США, и европейским странам необходимо будет сделать шаги навстречу белорусским властям. Недавно в Вашингтоне мы обсуждали с высокопоставленными представителями госдепартамента возможность визита министра иностранных дел Беларуси и представителя администрации Лукашенко в США». Обладали ли переговорщики достаточными для этого полномочиями, Бондаренко умалчивает.

Увы, отчетно-риторические «потемкинские деревни» оппозиции мало чем отличаются от возводимых властью. Когда Минск понял, что ЕС и США не компенсируют утраченные российские дотации, а уступки могут продолжаться как угодно долго, места выпущенных заключенных на тюремных шконках заняли новые, на смену заявлениям о добрососедстве пришла дипломатическая война с США.

Тем не менее ЕС продолжит профилактические собеседования с официальным Минском. Комиссар Евросоюза по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер, выразив разочарование окончанием оттепели, сделала существенную оговорку: «Очевидно, что для начала полноценного партнерства между Беларусью и ЕС понадобятся другие шаги в сторону демократизации, соблюдения прав человека и верховенства закона. С этой точки зрения проведение парламентских выборов 2008г. будет определяющим». Позиция отдельных европейских стран даже более сдержанная. Так, посол Германии Гебхардт Вайс еще в конце марта заявил: «Не может быть и речи об изменение нашей политики в отношениях с Беларусью. Мы продолжаем последовательно работать в направлении на укрепление диалога». Сохранив готовность к диалогу с ЕС, Лукашенко отсек от этого процесса как своих оппонентов внутри страны, так и США, демонстративно щелкнув Вашингтон по носу требованиями сократить штат посольства.

Диалог модели 2006-07гг. потерпел фиаско потому, что под одну упаковку попытались запихать сразу два диалога - «Беларусь-Запад» и «власть-оппозиция». Увы, в Беларуси маркетинговая модель «два в одном» не всегда работает: отечественная номенклатура готова поступиться принцами, но не властью. Зато поговорить - это всегда пожалуйста.
Добавить комментарий
Проверочный код