Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Профессиональные услуги по регистрации мед. техники в Росздравнадзоре
russcert.ru
№19 (640) 14 мая 2008 г. События. Оценки

Взять на карандаш

14.05.2008
Независимые СМИ помогут Госконтролю?

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

На прошлой неделе интернет-издание «Еже-дневник» сообщило, что администрация президента собирается подвергнуть редактуре давнишний указ N630 «О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных СМИ». Редактура якобы предполагает добавление к государственным негосударственных СМИ и даже не зарегистрированных как СМИ новостных сайтов.

Идею частичного уравнения критических публикаций в негосударственных и государственных СМИ и «Ежедневник», и другие источники приписывают новому замглавы администрации Всеволоду Янчевскому. Так это или не так, но у любого образованного и социально активного человека безглагольное информационное целомудрие белорусских учреждений и предприятий вызывает естественное недоумение: ни ответа, ни привета, ни комментария.

«Ежедневник» добавляет со ссылкой на КГК, что администрация президента дала комитету указание взять на карандаш все критические публикации на предмет выяснения реакции на них. Редактирование указа N630 коснется лишь той критики, которой подвергаются факты выполнения или невыполнения предприятиями и ведомствами основных прогнозных показателей социально-экономического развития РБ. Разгул гласности будет помещен в надежные рамки административно-плановой экономики.

Попытка подтолкнуть госучреждения к формированию нормальной информационной политики - это хорошо, хотя бы частичное выравнивание прав государственных и негосударственных СМИ - еще лучше. Но с действенностью у обновленного указа наверняка возникнут те же проблемы, что и с его редакцией десятилетней давности. Проблемы, зависящие не от Всеволода Янчевского и даже не от Александра Лукашенко, а от сложившейся в РБ управленческой практики.

Вернемся в 1997г., когда президент подписал первый вариант указа. Экономика тогда оставалась сплошь и рядом государственной, хотя указ предписывал предприятиям реагировать на критику независимо от формы собственности. Белорусские вертикально интегрированные производственные объединения, концерны, ведомства и т.п. изначально не были заинтересованы в том, чтобы давать ход критике входящих в их состав предприятий. Случаи снятия руководителей после критических публикаций так и остались единичными, обязательные ответы превратились в отписки, сами нещадно бичуемые журналистами СМИ пороки, как правило, оказывались следствием господствующей экономической и управленческой практики. Контролер с газетой под мышкой проигрывал слаженному сопротивлению критикуемых должностных лиц, не желающих не только выносить сор из избы, но и делиться этим сором с КГК. Указ N630 пал жертвой не формализма, а отсутствия мотивации к исполнению.

Вторую причину, по которой даже внесение изменений в указ вряд ли оживит его, называет «Ежедневник». Это сопротивление руководителей предприятий, и без того задыхающихся от контролеров и проверяющих. Если публикация влечет за собой проверку, стандартной реакцией директората станет привычное «Работать не дают!», не так уж далекое от истины.

Если упрощать, то, согласно указу N630, нерадивый топ-менеджер должен не только ответить на публикацию, но и устранить обнаруженную СМИ проблему, причем ответу подлежат все критические по отношению к данному предприятию выступления СМИ. В прошлом году приняты поправки к ряду законов, согласно которым целесообразность и содержание публичных выступлений и публикаций должностного лица определяется вышестоящим должностным лицом. Представим себе воображаемую критическую статью, сразу же растиражированную множеством печатных и электронных медиа. Каждая публикация требует ответа, каждый ответ в идеале нуждается в согласовании. Если этот многоступенчатый механизм заработает, то руководитель будет заниматься лишь устранением объектов критики и ответами критикующим.

Газета никогда не станет народным контролером: газета должна информировать, Госконтроль - контролировать, предприятие - предпринимать. Общественный контроль должен существовать параллельно с государственным, а не становиться встроенным пусковым механизмом последнего. Если в треугольнике «власть-предприятия-пресса» и нужен какой-то особый законодательный механизм, то лишь такой, который позволил бы каждому свободно заниматься своим делом.
Добавить комментарий
Проверочный код