Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№19 (640) 14 мая 2008 г. События. Оценки

Первый пошёл

14.05.2008
Сотрудники импортера Fiat Auto S.P.A. взяты под стражу в зале суда

Елена АНКУДО

В минувший четверг суд Фрунзенского района столицы принял решение по уголовному делу в отношении четверых сотрудников импортера автомобилей Fiat, Alfa Romeo и Lancia ООО «АвтоДинамо». Все признаны виновными в уклонении от таможенных платежей при поставке в страну новых автомобилей и взяты под стражу в зале суда.

8 мая суд в лице председательствующего по делу Петра Колубако огласил решение, ставшее первым в отношении «серых» схем поставок в страну автомобилей, возникших задолго до выравнивания ввозных таможенных пошлин для физлиц и юрлиц. Экс-директор «АвтоДинамо» Сергей Пуртов, директор сервис-центра автомобилей Fiat ИП «Италкар» Алексей Больдюсов, бывший водитель Петр Гончар и менеджер по продажам Кирилл Москвичев признаны виновными в уклонении от уплаты таможенных платежей, совершенном группой лиц по предварительному сговору в крупном размере.

Во время оглашения приговора в зал зашли конвоиры, чтобы защелкнуть на запястьях обвиняемых наручники: по мнению суда, поставка 118 новых автомобилей, за которые не в полном размере уплачены пошлины, стоит наказания в виде лишения свободы. В случае вступления решения суда в законную силу Пуртов и Больдюсов могут провести в колонии по 3 года, Гончар - 2,5 года, Москвичев - 2 года; все - в условиях общего режима.

Кроме лишения свободы суд посчитал необходимым взыскать в доход государства с Пуртова, Гончара и Больдюсова Br552,3 млн. и госпошлину в Br27619,14 тыс.; со всех четверых - Br324,2 млн. и госпошлину Br16,2 млн. Предоставив обвиняемым месячный срок для добровольного исполнения приговора в части гражданского иска, суд обратил взыскание на их имущество: $5,1 тыс., Fiat Doblo, Opel Vectra и Skoda Felicia.

У обвиняемых остается право на обжалование приговора: они не признают своей вины. Каждый возлагает вину на бывших коллег, а также на гендиректора и соучредителя «АвтоДинамо» Андрея Малышева, успевшего скрыться от следствия. Как отметил в интервью «БелГазете» последний директор импортера итальянских автомобилей Максим Соколовский, после возникновения проблем в «АвтоДинамо» в конце 2004г., «заручившись покровительством неких влиятельных лиц, этот бизнесмен и помощник депутата ПП НС сумел реализовать часть имущества «АвтоДинамо» и перевести деньги за рубеж, где вновь занялся автобизнесом».

СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ». Как следует из обвинения, в соответствии с договором с концерном Fiat Auto S.P.A. поставки автомобилей осуществлялись на территорию таможенного склада Autoverslas в Литве. За дальнейшее сопровождение автомобилей вместо импортера «АвтоДинамо» взялось предприятие Automainai, владельцем 100-процентного пакета акций которого являлся Андрей Малышев. Не исключено, что по его распоряжению предприятие оформляло на себя все автомобили, после чего автовозы, не разгружаясь, поворачивали в сторону Беларуси. На белорусско-литовской границе итальянские автомобили оформлялись на физлиц, получавших за эту процедуру в среднем по $50. В Минске автомобили поступали в шоу-рум «АвтоДинамо» как принятые на комиссию. Деньги покупателей сначала поступали на расчетный счет «АвтоДинамо», а затем - на счета физлиц, фигурирующих в документах как собственники автомобилей. По мнению следствия, деньги обналичивались и передавались обвиняемым: согласно договору с Fiat Auto S.P.A., реальным владельцем новых автомобилей являлось «АвтоДинамо». Несложная схема позволяла декларировать автомобили как собственность физлиц, а не белорусского импортера, что автоматически уменьшало таможенные выплаты. По подсчетам следствия, государство не получило более Br1,4 млрд. - в уголовном деле эта сумма определена как ущерб.

«ТОРГОВЛЯ БЫЛА ПРЕРОГАТИВОЙ МАЛЫШЕВА»

Иронизируя во время суда над обвинением, вся четверка с пессимизмом смотрела в будущее. «Жена собрала чистые носки и зубную щетку», - с грустью говорил корреспонденту «БелГазеты» накануне приговора Петр Гончар. Экс-сотрудник КГБ, а ныне пенсионер Пуртов посетовал, что приговор вынесен накануне Дня Победы. Больдюсов втайне надеялся, что наличие у него шестерых детей убедит суд не выносить меру пресечения в виде заключения под стражу. Тем не менее на оглашение приговора все явились в потрепанной одежде, захватив увесистые сумки с предметами первой необходимости.

В разговорах с корреспондентом «БелГазеты» Гончар акцентировал внимание на статусе Пуртова и Больдюсова, которым подчинялись все сотрудники компании: «Руководители знали, что работают по «серой» схеме, я лишь выполнял их приказы. И так работал весь коллектив в 40 человек, на таможню ездил не только я. А куда смотрели проверяющие органы? Таможня предъявила гражданский иск, хотя именно ее сотрудники после многочисленных проверок «АвтоДинамо» выносили заключения: нарушений нет».

Пуртов, в свою очередь, заметил, что «занимался административной работой, мне ни один менеджер не подчинялся. Но следователь сказал: «Был директором - получи!» Еще во время суда этот обвиняемый заявлял: «Торговля была прерогативой Андрея Малышева, который занимал надуманную должность председателя собрания участников. Отдел продаж работал под его руководством, меня туда не допускали».

Именно Малышева обвиняемые упрекали в разработке «серой» схемы. С этим некогда заметным представителем белорусского автобизнеса мечтают поговорить и следователи: в ДФР КГК находится уголовное дело в отношении него. По утверждению правоохранителей, он объявлен в международный розыск. Однако, как сообщила «БелГазете» литовская журналистка Кристина Хлынова,«во время подготовки материала об уголовном деле «АвтоДинамо» для газеты Vilno Diena я неоднократно обращалась в литовский Интерпол. Его сотрудники проверяли информацию и постоянно давали один и тот же ответ: Малышева не разыскивают. Якобы такого запроса из Беларуси к ним не поступало».

Проведя собственное расследование, Хлынова обнаружила: компания Automainai по-прежнему работает, однако техобслуживанием и сдачей в аренду автомобилей не занимается: «Малышев продал свою компанию еще в апреле 2006г. В настоящее время Automainai занимается продажей биологически активных добавок. Нынешний ее директор Милда Сметамайте сообщила, что перед продажей Automainai Малышев не рассчитался по долгам».

После отъезда Малышева из Беларуси финансовые вопросы в этой стране учредителя и владельца «АвтоДинамо» не интересуют: если решение суда вступит в законную силу, по иску расплатятся его бывшие подчиненные.
Добавить комментарий
Проверочный код