Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№19 (640) 14 мая 2008 г. Личный вкус

Умные книги

14.05.2008
 

Александр ГРИЦАНОВ

* В. Б. Авдеев, А. Н. Севастьянов. «Раса и этнос» * С. Ортоли, Н. Витковски. «Ванна Архимеда. Краткая мифология науки»

В. Б. АВДЕЕВ, А. Н. СЕВАСТЬЯНОВ. «РАСА И ЭТНОС». - М.: «Книжный мир», 2007

Книга бросает масштабный, вполне квалифицированный вызов существующей иерархии научных подходов и ценностей как в мировой антропологии (резкая критика Ф. Боаса), так и в социологии (осуждение подходов Б. Андерсона, П. Бурдье, Э. Гидденса и др.). Каждый из критикуемых специалистов сам по себе выступает культовой фигурой конца ХХ в.

Какая же традиция предъявляется взамен? Расовая теория, во многом опирающаяся на «теорию Традиции» гениальнейшей персоны середины ушедшего столетия - Рене Генона.

Известно, что расовая теория, развивавшаяся до 1945г. не менее активно, чем генетика, не была осуждена организаторами Нюрнбергского процесса. Авторитет серьезной науки сохранил германскую школу расологии от духовной инквизиции победителей, жестоко расправившихся лишь с ее слишком вольными и фанатичными интерпретаторами в практической политике. Ни один крупный расовый теоретик третьего рейха не проходил ни по одному политическому процессу. Все они сохранили свои кафедры в университетах, где и преподавали до конца жизни.

Предшествующая работа одного из авторов данного труда, В.Б. Авдеева, «Расология» (2005) в свое время прошла всестороннюю и длительную проверку в Мосгорпрокуратуре.

В чем смысл и суть дискуссии? Все столпы зарубежной социологии, политологии и наук о нациях и этносах, если обобщить их точки зрения, настаивают на том, что «этничность - это форма социальной организации культурных различий». Имеется в виду, что в действительности не существует таких вещей, как отдельные человеческие расы: группы, называемые так, хотя и имеют различия в цвете кожи и чертах, но обладают весьма незначительными различиями в генетическом отношении.

Авторы же книги, вслед за сторонниками расологии, рассматривают этничность как объективную данность, своего рода изначальную характеристику человечества. Для них существуют некие древнейшие объективные общности (расы и отдельные этносы) с присущими им чертами в виде территории, языка, осознаваемого членства и даже общего психического склада.

Трудно сказать, за кем научная истина, но отрадно то, что едва ли не впервые русскоязычные читатели смогут услышать «и другую сторону»…

С. ОРТОЛИ, Н. ВИТКОВСКИ. «ВАННА АРХИМЕДА. КРАТКАЯ МИФОЛОГИЯ НАУКИ». - М.: «КоЛибри», 2007

Знаменитый француз Клод Леви-Стросс как-то замечал, что мир науки нам не постичь иначе, как «окольными путями, используя старые способы мышления, которые ученый соглашается имитировать ради нас (иногда с ущербом для себя)». Книга посвящена разоблачению именно этих расхожих мифов.

Отвлекаясь от индивидуальных особенностей и различий в стилях, авторы, осмысливая сюжеты великих научных открытий, изложенные их героями, фиксируют сходства между этими сюжетами. Все они представляют собой либо светские версии Книги Бытия, либо старые истории о Прометее, похитившем у богов священный огонь знания. Так, математик Шварц, доказывая одну теорему, дает замечательный пример библейского стиля: «Каждый вечер мне казалось, что доказательство найдено, однако наутро я находил ошибку в результатах, полученных накануне. Но на седьмой день крепость пала».

Неисчислимы и примеры прометеевского стиля: от Гаусса («Как во вспышке внезапной молнии, задача представилась разрешенной») до физика Теслы («Решение ко мне пришло внезапно, словно вспышка молнии, и в мгновение ока открылась истина»). Так же творили Морено, изобретатель пластиковых карточек с микрочипом, признавшийся, что идея осенила его «однажды утром, когда, проснувшись, он набивал косячок», и английский математик Зееман: «Той ночью, скажу прямо, я сидел на унитазе, и вдруг вспышка - словно бомба в мозгу взорвалась!» Знаменитый Пуанкаре, по его словам, в первый раз испытал озарение, пересекая бульвар, а во второй - занося ногу на подножку омнибуса (перед этим озарением он вопреки обыкновению выпил чашку черного кофе). То же самое транспортное средство принесло удачу и Кекуле: формула бензола всплыла в его голове, когда он ехал на втором этаже лондонского омнибуса, идущего из Ислингтона в Клапхэм. Именно по причине чрезмерной точности эти рассказы отдают искусной реконструкцией. Сам сэр Исаак Ньютон впервые заговорил о «яблоке» где-то в 1726г., когда ему было уже 84 года.
Добавить комментарий
Проверочный код