Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№19 (640) 14 мая 2008 г. Экономика

Не мая маёмасць

14.05.2008
Беларусь не вошла в первую сотню стран по индексу защиты прав собственности

Ярослав РОМАНЧУК

Известный перуанский экономист Эрнандо де Сото вместе с американским Альянсом прав собственности опубликовал очередной Индекс защиты прав собственности (ИЗПС) за 2008г. (International Property Rights Index). По сравнению с прошлым годом число стран в рейтинге увеличилось с 69 до 115. Напомним: тогда, по нашей оценке, Беларусь была на предпоследнем месте. В этом году наша страна оценочно оказалась на 106-м месте.

В ПОСЛЕДНЕЙ ДЕСЯТКЕ

Страны, включенные в ИЗПС, производят 96% мирового ВВП. На первом месте в этом году оказалась Финляндия. Из 10 баллов она набрала 8,6. По новой методологии она и в прошлом году стала бы лидером, хотя по старой системе оценки финны были только на 11-м месте. На 2-м месте - сразу четыре страны: Норвегия, Дания, Германия и Голландия (по 8,3 балла). В десятке находятся также такие благополучные страны, как Швейцария, Новая Зеландия, Британия, Швеция и Исландия.

Советское прошлое до самого основания разрушило уважение людей к собственности. Поэтому в двадцатке лучших в мире нет ни одной постсоциалистической страны. Эстония оказалась на 27-м месте, Словакия - на 33-м, Литва - на 46-м, Латвия - на 56-м, Польша - на 57-м. Чем дольше в стране был социализм, тем сложнее восстанавливать институт собственности. Украина заняла 83-е место, Казахстан - 87-е, Россия - 92-е, Армения - 98-е, Молдова - 110-е.

Из 115 стран самую плохую систему защиты прав собственности имеют Азербайджан (3,6 балла), Нигерия (3,5), Бурунди, Молдова, Парагвай, Ангола (3,4), Венесуэла, Чад (3,3), Зимбабве (3,1) и Бангладеш (2,9). Беларуси в списке нет по тем же причинам, по которым нас нет в индексах Всемирного экономического форума. Однако нам известна методика оценки, которая позволяет ранжировать Беларусь и аргументированно присвоить ей 3,5 балла, поместив на 106-е место, в последней десятке.

В региональном разрезе самую лучшую систему защиты прав собственности имеет Западная Европа (7,6 балла). За ней следует Северная Америка (6,7) и Азия/Океания (5,9). Аутсайдерами являются Африка (4,5), Латинская Америка (4,6), а также страны Центральной, Восточной Европы и Россия (4,7). Падение Берлинской стены и формальный отказ от социализма автоматически не могли привести к принятию и созданию институтов, гарантирующих защиту прав собственности. Ни западные эксперты, ни местные элиты в начале трансформаций не представляли всей сложности переходного периода. Модели совокупного спроса и предложения выглядели так заманчиво просто, что практически все постсоветские страны, полностью игнорируя печальный, даже трагический опыт африканских, латиноамериканских стран, отдались в руки макроэкономических «модельеров». Для них институт собственности сводился к обыкновенному набору формальных законов.

КАК ГОСУДАРСТВО БОГАТЕЕТ

Чем надежнее защищаются права собственности, тем богаче страна. В 20% стран с наилучшей степенью защиты средний доход на душу населения составляет $35638. Во втором квинтиле он заметно ниже - $19029, в третьем - $8924, в четвертом - $5309. В странах, где права собственности наиболее уязвимы, доход на душу населения составляет всего $3817. Это в 9,3 раза меньше, чем в группе стран-лидеров по данному индексу.

Средний показатель индекса в 2008г. составил 5,5 балла и ухудшился по сравнению с предыдущим годом на 0,2 п.п. Полюса бедности и богатства совпадают с полюсами защиты прав собственности, с одной стороны, и их полного поругания - с другой. Скандинавские страны с молоком матери впитывают понятия «мое» и «чужое». Они чрезвычайно требовательны к политикам и чиновникам, которые распоряжаются чужим. Шведы, датчане, финны или норвежцы одинаково трепетно относятся к свободе СМИ, политической конкуренции, активности гражданского общества и независимости судов. Это в их культуре и традициях. Это в системе воспитания в семье и школе.

При расчете ИЗПС учитываются следующие компоненты: качество правового и политического поля; защита прав интеллектуальной собственности (ИС); защита прав физической собственности. По первому фактору лидером стала Финляндия (8,9 балла). По качеству политической и правовой среды Украина на 87-м месте, Россия - на 102-м, Эстония - на 23-м, Латвия - на 46-м, Литва - на 54-м. Оценочно Беларусь по качеству правового и политического поля занимает 105-е место между Бурунди и Никарагуа. Независимость судебной власти, доверия к судам, политическая стабильность и контроль над коррупцией - это составляющие фактора «правовая и политическая среда».

По качеству защиты ИС лидирует Финляндия (8,5 балла). В тройку призеров входят Германия и Британия. Литва оказалась на 57-м месте, Польша - на 39-м, Украина - на 74-м, Латвия - на 76-м, Россия - на 83-м, Казахстан - на 106-м. По защите ИС мы на 113-м месте в компании с коллегами по советскому правовому несчастью - Арменией (115-е), Молдовой (114-е) и Азербайджаном. Для оценки этого фактора авторы анализировали качество защиты патентов и ТМ, а также уровень пиратства.

По качеству защиты прав физической собственности лидирует Исландия (8,8). Эстония находится на высоком 21-м месте. Латвия заняла 46-е место, Литва - 37-е, Польша - 82-е, Россия - 92-е, Украина - 99-е. По данному критерию Беларусь находится примерно на 101-м месте, между Аргентиной и Парагваем. Данный фактор учитывает собственно защиту физических прав собственности, легкость регистрации собственности и доступ к кредитам.

ПРАВО ЭКСКЛЮЗИВА

Индекс защиты прав собственности построен на определении известного экономиста Армена Алчиена: «Право собственности - это право исключительной власти определять, как используется данный ресурс. Это право характеризуется двумя основными свойствами: иметь эксклюзивное право на услуги ресурса и делегировать, арендовать, продавать любую часть этого права в процессе обмена по любой цене, определяемой владельцем, если она устраивает покупателя». Имеют ли белорусские предприятия, предприниматели и домашние хозяйства исключительное право решать, как использовать свои ресурсы? Едва ли.

Для юрлиц нарушение прав собственности начинается с вызова в кабинет главы исполкома и постановки задачи. Фиксация цены, установление квот, запрет импорта, навязывание режима оплаты договоров и использования наличных и безналичных денег, определение параметров рентабельности, закрепление норм затрат, вмешательство в кредитование, политику оплаты труда, найма, диктат стандартов и норм на каждом этапе производства, рекламы и продажи товаров и услуг, сам институт выдачи разрешений и лицензий, конфискат, национализации - все это свидетельствует о том, что в Беларуси нет полноценного института прав собственности. Он декларирован де-юре, но де-факто в Беларуси работает полуфеодальная система управления собственностью.

Таблица

Чиновники де-факто являются главными акционерами каждого бизнеса, каждого домашнего хозяйства. Когда девять месяцев в году человек должен работать на государство, а только три на себя, говорить о правах собственности можно лишь гипотетически.
Добавить комментарий
Проверочный код