Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№17 (638) 28 апреля 2008 г. Визави

Посторонним вход воспрещён

28.04.2008
«Страна в состоянии минимизировать импортные поставки»

Марина ГУЛЯЕВА

На минувшей неделе председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать поддержал заграничного производителя: купил топорища и молотки российского, украинского и польского производства. Судя по заявлениям главы КГК на республиканской коллегии, посвященной выполнению программы импортозамещения, приобретения будут иметь серьезные последствия для отечественных производителей этой продукции и не только. Как сказал Ломать, «мы не ставим целью выпускать все свое, от иголки до самолета, но сегодня страна в состоянии минимизировать импортные поставки». Кроме того, «мы столкнулись с тем фактом, что отечественная продукция игнорируется».

Тема импортозамещения почти ежедневно обсуждается на страницах госСМИ и воплощается в жизнь: торговля получает указания по удельному весу отечественного ассортимента, от общепита требуют работать только с белорусскими поставщиками. Какого отечественного аналога импортного продукта не хватает белорусской женщине и хотят ли украинские хозяйки ограничения ввоза белорусской селедки на Украину, обозреватель «БелГазеты» узнала у автора и исполнителя песен Ольги ЗАЛЕССКОЙ и бренд-менеджера Марии ДРАГИНОЙ (Киев).

Ольга ЗАЛЕССКАЯ: «ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ ВСЕГО БЫЛО МНОГО»

- На минувшей неделе министр информации положительно оценил эффект введения 75-процентной музыкальной квоты. Как вы считаете, на каких еще сегментах рынка нужно ввести аналогичные ограничения для поддержки белорусского продукта?


- Опираясь на здравый смысл, в первую очередь должно быть хорошо тем, для кого это делается, - народу, потребителю.

- Производители, в поддержку которых принимаются протекционистские меры, тоже народ. Если их продукцию не будут покупать, им вряд ли будет хорошо…

- Руководство предприятия должно быть заинтересовано в том, чтобы его продукция продавалась, а продаваться она будет только в том случае, если является конкурентоспособной. Значит, ее нужно делать лучше, нужно лучше рекламировать - только так. Никакие ограничения не сделают продукт более качественным, никакие квоты не сделают его лучше, чем он есть на самом деле.

- Вы согласитесь с мнением, что 75-процентная квота качественно изменила саму эстраду, что благодаря ей потребитель сегодня больше знает белорусских исполнителей?

- На мой взгляд, введение этой квоты привело к неоправданному росту т.н. «звезд» на эстраде. Лично я едва различаю их по лицам, не говоря уже о голосах. С другой стороны, когда всего много, может, из этого что-нибудь и получится.

- Количество перейдет в качество?

- Это непрогнозируемые вещи. Бывает, и в чистом поле вырастает роза. Я не уверена, что такие эксперименты с введением каких-либо ограничений полезны, человек должен иметь право выбора. Недавно я поймала себя на том, что, когда еду в машине, то, как правило, переключаю на те радиостанции, где звучит англоязычная музыка. Не желая того, я уже знаю наизусть тексты многих белорусских эстрадных песен, но я не хочу их знать! Потому что это мусор. Не все, но в большом количестве. И главное, эти песни не являются моим сознательным выбором, я не хотела их запомнить, но они навязчиво звучат у меня в голове. Я не хочу этого!

- Для вас лично что-нибудь изменилось с появлением квоты?

- Да нет, конечно… Я всегда была «неформат». Одна или две песни, может, звучат - и все. Я думала, что это касается только авторской песни, но оказалось, что таких «неформатных» очень много. Есть масса талантливых интересных музыкантов и исполнителей, но они тоже «неформат».

- Какого «неформата» вам не хватает в продовольственном магазине?

- Это можно понять, только выехав за пределы страны и тем самым получив возможность сравнивать. С другой стороны, если вернуться во времена десятилетней и больше давности, сколько было на прилавках видов майонеза? А сколько сейчас? Мне бы хотелось, чтобы больше было сыров - да, они дорогие, но многие люди, думаю, хотели бы на праздники купить кусочек. У нас очень вкусный хлеб, неплохие некоторые сорта колбас, сухие завтраки покупаю не наши. Моим детям очень нравятся витебские вафли.

Совсем недавно я принимала гостей из Израиля, которые не были в Беларуси почти 20 лет. На второй или третий день они сказали, что у нас невкусная молочная продукция. Меня это настолько задело, что я повела их в магазин, и мы купили то, что я всегда покупаю для себя. Попробовав, мои друзья, были в полном восторге! Они просто купили не то белорусское.

- В любом случае, это говорит о качестве…

- Все не может быть качественным: на то он и рынок, что существуют разные производители, которые борются за потребителя.

- Поставки каких продуктов, на ваш взгляд, не стоит ограничивать?

- Выбирая между испанскими помидорами, турецкими и ждановичскими, я куплю импортные: они вкуснее, они видели больше солнца. Хорошо, что пока в больших магазинах какой-то минимум есть.

- Ассортимент белорусских продовольственных магазинов минимален?

- В сравнении с западными магазинами - конечно. Как-то в Израиле мы ночью решили приготовить борщ. Мой знакомый отказался сам покупать картошку, потому что, как он сказал, «не знает, какая картошка мне нужна». Мы приехали в банальный круглосуточный супермаркет, где лежало сортов 15 (!) картошки. Сколько сортов картошки можно найти в белорусском гипермаркете? Недавно я купила нашу фасованную свеклу: одна была невероятных размеров и кривая, вторая - крошечная. Ведь магазин фасует так, как ему удобно. Это не может устраивать, я хочу приехать в магазин и купить нормальную свеклу и нормальную морковь. Вообще, хочется, чтобы всего было много. Что плохого в том, что попробовав какой-то интересный продукт за границей, человек хочет купить его и дома?

- Может, с позиции патриотизма, стоит немного подождать, пока наши производители научатся делать такое же свое?

- С позиции здравого смысла, как мне кажется, это расхолаживает. Только когда есть нормальная конкуренция, рождается качественный продукт.

- Какой продукт, по вашему мнению, белорусские производители должны научиться делать?

- Я хочу, чтобы белорусские производители делали все. А если не умеют, то чтобы научились. Потребитель сам выберет то, что качественнее и вкуснее. И если мы научимся так делать, не будет стоять вопрос о введении каких-либо квот и ограничений.

СПРАВКА «БелГазеты». Ольга Залесская родилась в Витебске. Окончила журфак БГУ. Замужем, имеет троих детей.

Мария ДРАГИНА: «НАС УЖЕ НЕ НАКОРМИШЬ БОЛТОВНЕЙ»

- В Беларуси существует программа импортозамещения от сигарет до телевизоров, выполнение которой очень жестко контролируется. На Украине есть что-нибудь подобное?


- У нас такой программы нет. Насколько я могу судить по прилавкам магазинов, на Украине представлены абсолютно все производители: есть возможность купить итальянские макароны, несмотря на то, что мы производим свои, можно купить самое разное вино, хотя у нас есть свои вина. Я уверена, что на Украине нет никаких ограничений.

- Когда введение ограничения импорта товаров можно считать оправданным?

- Думаю, в случае избытка собственного товара. Скажем, если бы у вас в Беларуси слишком много производилось картофеля, то тогда, вероятно, завозить его не нужно. Но если где-нибудь в Италии картофель выращивают лучше, то почему бы его не импортировать? Зачем ограничивать потребителя в выборе?

- Какие импортные продукты вы покупаете из-за отсутствия местных качественных аналогов?

- Я покупаю только импортные макароны: их делают из качественных твердых сортов пшеницы. У нас есть хорошие украинские макароны, но они рассчитаны на другую категорию потребителей. Я могу купить дороже, а кто-то покупает дешевле, но это не значит, что продукт хуже. Просто не каждый человек может себе это позволить. Но сегодня он сварит макароны по-флотски, а завтра купит итальянские для хорошей пасты.

- Сколько всего наименований макаронных изделий в среднем на прилавках украинских магазинов?

- Около двадцати, не меньше. Часто я покупаю импортный шоколад, и еще много других продуктов и не считаю, что это плохо. Но наши производители стараются не отставать в качестве, упаковке: все понимают, что иначе не выжить. У нас была кондитерская фабрика им. Карла Маркса, которую потом выкупил местный бизнесмен. Он провел ребрендинг, модернизацию, и сегодня эти конфеты, шоколадки и тортики не просто хорошего качества, они, на мой взгляд, дадут фору любому западному продукту. На Украине много предприятий в руках частных украинских и западных компаний - это хорошо, государство дает возможность развиваться бизнесу. Начиная с 1991г. у нас все стало очень быстро развиваться, и если когда-то все было одинаково плохим, то теперь качество украинских продуктов совсем другое. И потребитель это оценил. Я в основном покупаю наше мясо, и хотя у нас в торговле есть мясо со всего мира, я предпочитаю украинское. Правда, колбасы выбираю импортные, они мне больше нравятся.

У нас потрясающее разнообразие молочных продуктов - очень люблю украинскую ТМ «Славяночка», французскую ТМ «Президент», которая купила наши фабрики, люблю украинский «Галактон».

На каждый праздник как-то хочется удивить семью, поэтому сегодня у меня итальянская кухня, завтра - грузинская. Я люблю готовить и недостатка в продуктах не испытываю абсолютно. К сожалению, на Украине пока можно гордиться только продуктами питания и в значительно меньшей степени - продуктами других рынков. Но продуктами питания я горжусь.

- В Беларуси существует требование по объему ассортимента белорусской продукции. Насколько значителен на Украине импортный ассортимент?

- Я думаю, мы могли бы сами производить одежду, иностранной продукции на этом рынке около 90%. Но это понятно: у нас не так много хороших украинских брендов. Наши производители пока не научились улавливать модные тенденции и шить классную одежду. То же самое касается музыки - очень много иностранной музыки, думаю, 80%.

- Может, вам стоит пойти по пути Беларуси - ввести 75-процентную музыкальную квоту…

- У нас мало качественной попсы, и одинаково поющие девочки никому не нужны. Какой смысл вводить 75% - чтобы кормить людей ерундой?

- Но постепенно количество перейдет в качество, и вообще, зачем поддерживать иностранного исполнителя?

-
А может, есть смысл выделить средства на развитие своей эстрады, а потом уже пытаться «впаривать» ее другим? Я понимаю, что без попсы не будет андеграунда, но для начала нужно сделать эту попсу качественной, а не издеваться над ушами потребителей.

- Вы покупаете какие-нибудь белорусские товары?

- У нас есть ваша селедка «Санта Бремор». Вкусная селедка.

- Может, имеет смысл как-то защититься от чужой рыбы? У вас достаточно своей…

- Если будут введены ограничения, тогда вырастут цены и пострадает качество. Как потребитель я в этом не заинтересована. Наоборот, я бы поощряла конкуренцию, чтобы мой выбор стал еще шире. Может, есть что-то вкусненькое, чего я и моя дочь еще не пробовали. Просто ограничивая рынок, ничего не добиться: если вы хотите помочь своему производителю, уменьшите налоги.

- Есть ли примеры производства украинских аналогов импортных продуктов, которые оказались неудачными?

- Пытаются делать мобильные телефоны, но они некачественные. Их никто не покупает.

-Учитывая традиции производства собственного вина, у вас никогда не было попыток ограничения импорта алкоголя? В Беларуси, например, ввоз алкоголя ограничен, чтобы развивалось свое виноделие…

-
У вас разве много виноградников? Я плохо понимаю, зачем ограничивать импорт вина, которое никогда не производилось и не будет производиться в стране? Почему завозит алкоголь Швейцария, почему они не боятся иностранного продукта? Да, у нас есть свое вино, но тем приятнее его пить, когда есть с чем сравнивать.

- Вы носите часы той марки, которую представляет на рынке ваша компания?

- Часы у нас пока не научились делать, поэтому я предпочитаю носить швейцарские часы. На Украине что-то производят, но этот продукт рассчитан на малобюджетные сегменты.

- Если бы вам предложили должность по продвижению украинских часов, как бы вы строили кампанию?

- Я бы делала акцент на качестве, а уже потом - на том, что они сделаны на Украине. Но, подозреваю, пока там особо нечего рекламировать. Наш потребитель уже не дурак: за годы независимости у него была и есть возможность понять, что такое хорошо и что такое плохо. Нас уже не накормишь болтовней: этот продукт хороший, потому что он украинский! Это абсурд! Все уже сами в состоянии разобраться, нас не обманешь. И это понимают производители. Именно потому, что у нас есть конкуренция, на рынке есть качественный продукт.

- Чтобы обмануть потребителя, его нужно лишить выбора?

- Абсолютно верно. Но ведь от этого пострадает само государство, потеряет не только потребитель, но и государство. Лишая людей выбора, государство обманывает не только потребителя, но и себя.

Лично я ощущаю гордость за свою страну. Если после окончания университета я могла зарабатывать $400, то сегодня я знаю, что у меня есть выбор, и он есть во всем. Я патриот своей страны, и большинство моих сверстников такие - они никуда не уезжают. Нам здесь комфортно.

- Можно говорить о том, что патриотизм – довольно будничное понятие, которое начинается с прилавка магазина?

- Для меня патриотизм начинается с возможностей выбора. Мое государство лояльно ко мне относится, предоставляя возможности пойти, поехать, посмотреть, купить, почитать. Я чувствую себя свободной, поэтому я люблю свою страну. Мне дали возможности быть потребителем в широком смысле этого слова.

СПРАВКА «БелГазеты». Мария Драгина родилась в Киеве в 1984г. Окончила филфак Киевского университета им. Шевченко. Работала в консалтинговом агентстве «Новая Волна» (создание и продвижение новых брендов, ребрендинг, рестайлинг). Бренд-менеджер в компании «Оптайм-Эдокс» (официальный дистрибутор нескольких часовых брендов из Швейцарии и США на Украине).
Добавить комментарий
Проверочный код