Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№17 (638) 28 апреля 2008 г. Радости жизни

В джазе только лузеры

28.04.2008
потому что «джазового бизнеса в Беларуси нет»

Кирилл БОРИСЕНКО

Этой статьей «БелГазета» открывает серию публикаций о музыкальном бизнесе в нашей стране. Мы попытаемся объять необъятное - все основные музыкальные жанры и направления, содержащие хотя бы намек на коммерческую отдачу, - и выяснить, насколько успешным может быть enfant terrible индустрии развлечений, музыкальный бизнес, в условиях Беларуси.

Вряд ли джаз смог бы на равных войти в белорусский музыкальный бизнес. Во всем мире это нишевая музыка, заполняющая свой, узкий сегмент каталогов. Зато этот сегмент слушательской аудитории наиболее постоянен. Одна из твердых, пусть и небольших, статей дохода многих лейблов - выпуск бесконечных переизданий дискографии звезд, насчитывающих сотни позиций.

В Беларуси есть любители джаза, их довольно много, но в массе своей они совершенно не охвачены вниманием шоу-бизнеса. У нас организаторы концертов адресуют джаз абсолютно не той аудитории, которой следовало бы. К нам регулярно, пусть и редко, привозят звезд если не мирового, то европейского масштаба, но их концерты меньше всего могут удовлетворить вкусы белорусского поклонника джаза. И все-таки любой джазовый концерт в Минске проходит с аншлагом!

Можно было бы сыграть на использовании близлежащих, более успешных гастрольных трасс джазовых звезд, как это и происходит на Украине и в Молдове. Но в этом отношении не делается ничего. Все известные концерты крупных звезд джаза в Беларуси последних лет - в основном результат деятельности культурных организаций и дипломатических миссий.

Однако джаз - это не только редкие визиты звезд, но и отечественная сцена. Ситуация с белорусским джазом ниже всякой критики: количество отечественных джазовых коллективов ничтожно, как и условия работы, которые им готовы предложить. Но успех джаза у белорусской публики, ее готовность идти на любой концерт, в афише которого использовано слово «джаз», оставляет жанру надежду.

ДЖАЗ - НЕ ПРО НАС

Интервью с Александром Сапегой, барабанщиком знаменитого Apple Tea, закономерно началось с вопроса о том, есть ли джаз в Беларуси. Не просто как музыка, но и как составляющая музыкальной индустрии.

- Джазового бизнеса в Беларуси нет. Как, впрочем, и на всем постсоветском пространстве. Это все-таки экспортный продукт американцев, и в СНГ зарабатывают на джазе только американцы, звезды. Это, наверное, правильно. И печально, конечно.

Есть у нас фестиваль, который проводит Михаил Финберг, но это никакой не джазовый фестиваль, а выступление оркестра и малых ансамблей при оркестре. Пока мы работали там, мы участвовали в каждом фестивале, а сейчас не участвуем, и непонятно почему, нас не зовут. Дискомфорта мы по этому поводу не испытываем: все равно мы востребованы в других странах.

- Давайте попробуем другой ракурс: «Белорусский джаз в лицах»…

- Можно уверенно сказать: это мы, Apple Tea, вокальный ансамбль «Камерата»… Пожалуй, и все. Может, только из молодых… Я являюсь еще и организатором фестиваля-конкурса «Барабанный бит», и последний конкурс собрал две группы, барабанщики которых играли именно джаз. В рамках фестиваля выступал еще один очень хороший ансамбль, Chiefs Band, играющий джаз-фанк, музыку для более широкой аудитории, и это хорошо. Они были уже в Москве, их стали приглашать - это показатель.

- Чем обусловлена невостребованность отечественного джаза?

- Экономической ситуацией. Мы, «Яблочный чай», не зарабатываем джазом, это не секрет. Мы зарабатываем корпоративными вечеринками, где играем совершенно неджазовую, танцевальную программу. А молодой человек, который еще романтично относится к своей профессии, думает, что можно заработать джазом. Это хорошо, что он так думает, но ведь даже в Америке джазмены не могут жить одним джазом! За исключением звезд, открывших сейчас для себя Клондайк - постсоветское пространство. Тут есть и деньги - в России, на Украине. Но почему-то в Беларусь они не заезжают. Как раз потому, что денег здесь нет.

«НИЗКАЯ КУЛЬТУРКА». И НЕ ТОЛЬКО МУЗЫКАЛЬНАЯ

- Но джазовые концерты в филармонии собирают полные залы!

- Да, есть изголодавшийся слушатель, есть дефицит джаза в Беларуси. С другой стороны, это специфика белорусской публики: она не только джазовую музыку так воспринимает. Это какое-то самоистязание, когда даже на плохого артиста приходят и стоя аплодируют. А в других странах могли бы очень холодно отнестись. Жалко, конечно, говорить, но кто как не белорус скажет о своем народе: все-таки низкая культурка, как музыкальная, так и вообще! Обо всем этом мы говорили еще десять лет назад с директором джазового фестиваля в Клайпеде Йонасом Ючасом. Он рассказывал: «Мы начинали с того, что воспитывали публику». Джазовая музыка не такая уж простая. Нужно воспитать публику, и на это уйдут годы. Поэтому все директора джазовых фестивалей - подвижники. О бизнесе, конечно, они тоже беспокоятся, потому что иначе не будет следующего фестиваля.

Есть «Джаз-клуб» Жени Владимирова, и Женю можно считать тоже подвижником, потому что он единственный человек, который целенаправленно занимается джазом. Другое дело, кого он привозит. Здесь даже можно, мне кажется, говорить не о его вкусах, а о возможности выдернуть кого-то из России, из cтран Балтии. У него нет продуманной политики, а так, в общем-то, хорошо, что хоть Женя есть…

- Но ведь приезжает кто-то все-таки…

- Продюсерские центры, что привозят к нам звезд (сейчас вот Ал Ди Меола приезжает), ведут не продуманную политику, а фрагментарную: был Агутин - и Агутин продвигает артиста, который с ним сотрудничает. Ал Ди Меола месяц назад был в Киеве, и там он не собрал и половины зала консерватории: в этот день выступали еще три американских джазовых коллектива.

Представить себе такое в Минске невозможно: у нас спонсоры боятся давать деньги на развитие культуры, а Минкульт ничего не делает для развития джаза. 27 марта у нас был юбилейный концерт - 15 лет «Яблочному чаю», так официальные лица не прислали даже поздравительной телеграммы! Это как раз отношение к джазу. И такая ситуация со всеми жанрами. Мне кажется, что президент мог бы поддержать оркестр народных инструментов, ведь он близок к народу, сам играет на баяне. Но ни о какой президентской поддержке оркестра народных инструментов я не слышал.

ДЖАЗ БЕЗ ПРЕЗИДЕНТА

- У президента и без джаза есть заботы. А какова позиция тех, кто относит себя к белорусскому шоу-бизнесу?

- Повторю: джазового бизнеса в Беларуси нет. Мы делаем два больших концерта в год, весной и осенью, собираем концертный зал «Минск», 1100-1200 мест - это много для Минска и вообще для Беларуси. Но этими концертами нельзя заработать. Соотношение затрат - душевных, физических и т.д. - и того, что ты получишь, смешное. Мы, кстати, до сих пор не получили деньги за концерт от 27-го числа: не могу даже назвать суммы. Судя по прошлому концерту, ерунда, копейки.

Мы устали от этого, и сейчас думаем развиваться в концертное агентство «Яблочный чай». Будем заниматься и продюсерством, опыт есть. Концертами лучше заниматься людям посторонним, наемным. Вот у нас будет центр - будут и профессионалы, а музыкант должен репетировать и играть, и все.

- У вас уже есть имя, однако трудно ожидать подвижничества от молодых музыкантов, только начинающих свой путь…

-
У нас работает сайдменом Павел Аракелян - тенор-саксофонист, флейтист, прекрасный музыкант. У него есть свои коллективы, свои программы, его уже прекрасно знают в Киеве, в Москве. Для киевской публики Apple Tea без Паши Аракеляна - это не Apple Tea, а Паша у нас играет только два года. Вот у него есть джазовое будущее! Он недавно подал заявку на джазовый конкурс в Москве.

- Раньше джазмены играли то на свадьбах, то на поминках. Сейчас свадьбы сменились клубами и «корпоративами»?

- Это хорошая школа для музыканта, даже лучше той, когда играли на свадьбах. Это был тяжелый труд. Сейчас больше чувствуешь себя артистом, когда выходишь на сцену, а не просто подрабатываешь где-то. Ведь даже клубная программа - это программа: тебя объявляют, ты готовишься.

ЗА ДЖАЗОВУЮ БЕЛАРУСЬ!

- Что могло бы удержать белорусских джазменов на родине?

- Господдержка. Минкульт должен более современно смотреть на вещи. У нас никто не воспитывает джазовых музыкантов. Есть в училище эстрадное отделение, есть эстрадное отделение в Университете культуры, но я сам преподаю в Университете культуры и могу сказать, что все, что там делается позитивного, происходит за счет личной активности педагогов. Джазовые стандарты - это огромная культура, и почему мы себя обедняем, не понимаю. Минкульту стоит прислушаться и создать джазовое отделение. Хотя бы для того, чтобы не чувствовать себя людьми второго сорта по отношению к украинцам, не говоря уже о Балтии и Польше.

- Но джаз - это ведь зрелище, яркая сценическая музыка? Может, на коммерческих рельсах джаз мог бы «вывезти сам себя» в Беларуси, если бы кто-то этим занялся?

- Нет у нас таких людей! Если они и есть, они открыто никогда не помогут: экономическая ситуация такова, что никто не отважится поддерживать какие-то джазовые проекты. Поначалу что-то нужно сделать с коллективом, чтобы он стал известен и начал приносить деньги. Мне кажется, что не будет у нас ничего, пока не появятся частные концертные агентства. Вы говорите, джаз - это развлечение, а раньше говорили: джаз - это музыка богатых, толстых.

- Что бы вы посоветовали молодой джазовой группе для выживания?

- Запастись энтузиазмом, сделать оригинальную программу хотя бы на 40 минут, записать демо-версии своих выступлений, на видео. И рассылать все это по джазовым фестивалям, как в свое время делали мы. Нужно просто начать и не бояться того, что, например, разослали 40 видео - и только на одно откликнулись. Нормально, результат же есть! Нужно самим заниматься промоушен - хорошо, если заинтересуется профессиональный продюсер.

Но если классическая музыка прижилась у нас уже давно, есть свои институты, филармония, то у джазовой музыки этого нет. Этим должны заниматься независимые продюсерские центры. Именно они должны вырабатывать политику общения с публикой, наращивать аудиторию. И - господдержка. Будут эти два звена - будет и джазовое будущее у Беларуси.
Добавить комментарий
Проверочный код