Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№17 (638) 28 апреля 2008 г. Радости жизни

Пьют, поют и плачут

28.04.2008
«Мы такие нежные»

Марина ГУЛЯЕВА

19 мая на малой сцене КЗ «Минск» состоится театральная премьера - «Пить, петь, плакать». Режиссер спектакля Екатерина Огородникова («Двенадцатая ночь», «Все мальчишки - дураки!») говорит, что все получилось просто: просто захотелось поставить спектакль, просто собралась команда актеров и просто нашлись продюсеры, поддержавшие идею. Оказалось, что «мы все думаем об одном и том же».

О чем будут петь и плакать герои пьесы, обозревателю «БелГазеты» рассказала Екатерина ОГОРОДНИКОВА.

- Как вы оцениваете востребованность независимых театральных проектов в современном белорусском театральном пространстве и их коммерческую успешность?

- Никаких конкретных ответов я дать не могу. В любом театре, когда ставишь спектакль, неизвестно, будет успех или нет. В нашем случае не ставилась цель сделать большой театральный проект. Просто захотелось сделать спектакль, и получилась такая импровизация. Но понятно, что любая импровизация должна быть хорошо подготовлена.

- По вашим словам, все выглядит довольно просто - настолько просто, что любой, кто захочет поставить спектакль, должен этого просто захотеть…

- Понятно, что есть риск, и на мне лежит огромная ответственность. Со стороны продюсеров мне оказано доверие, им кажется, что Катя Огородникова может все...

- …например, сделать спектакль с постоянными аншлагами?

- Ну да, видимо, ждут этого: должен быть создан хороший спектакль, на который пойдет зритель.

- Сколько должно быть зрителей? Пять человек в зале - это успех?

- Наверное, успех - это когда зритель привел за собой еще одного зрителя, и еще…

- Каковы уровень и качество независимых театральных проектов? Они могут составить альтернативу гостеатру?

- То, что во всем мире давно норма, у нас все еще считается альтернативой. Я не знаю, какие цели ставят перед собой другие творческие коллективы, но лично у меня нет задачи противостоять кому-то или что-то доказать. Просто хочется делать спектакли, потому что нет возможности делать их в гостеатрах.

- Почему?

- Это у них нужно спросить, почему так происходит… Ну сколько у нас гостеатров? А там всего одна ставка режиссера. Конечно, приглашают других режиссеров, но признанных, состоявшихся мастеров. Молодым приходится доказывать, что ты чего-то стоишь, и на это уходит очень много времени и сил.

- Вы пробовали?

- Да. А потом оказалось, что не очень трудно пытаться делать свое. Главное, наверное, хотеть делать спектакли. Мы ставим спектакль по пьесе московского драматурга Ксении Драгунской. Помните «Денискины рассказы» Виктора Драгунского? Ксения Драгунская - его талантливая дочь. На мой взгляд, это очень глубокий драматург. «Пить, петь, плакать» - это пьеса о любви и ее невозможности. Это современная история, в которой люди просто живут, просто проживают какие-то жизни, у них есть какие-то проблемы, и они пытаются их решить. Это о нас, вышедших из нашего общего детства, когда был велосипед «Школьник» и фильмы про чекистов… Мы такие нежные, очень нежные, потому что застали еще то время, когда простые вещи были важны. Мне очень понравилось, как в другой своей пьесе сама Драгунская охарактеризовала своих героев так: «Все герои пьесы очень молоды, хороши собой, но очень страдают…»

- Эта история на модную сегодня тему: в гламуре тоже плачут?

- Да нет, там нет больших амбиций и денег. Там другие ценности. Жена умирает от тоски, потому что как-то все не складывалось с мужем. Ей хотелось на море, шампанское пить, а у мужа все денег не было. А муж любил хорошую музыку, но, поскольку денег не было, ходил слушать джаз в переходе. Еще в пьесе есть дама, которая пишет пьесу, есть переводчик - все эти люди очень симпатичные и милые, но как-то у них все не складывается. У героев есть дети, но из-за неустроенности жизни родителей они вырастают и не знают, какого рода слово «папа». Они вырастают чуть-чуть брошенными. Мы все бежим, суетимся, а наши дети растут и не знают «свою папу»…

- Кто будет играть в спектакле?

- Будут играть и только закончившие театральную академию актеры, и уже известные: Зоя Белохвостик, Светлана Аникей.

- Когда-то мне пришлось видеть вас на сцене школьного театра. Насколько изменились с тех пор ваши представления о театре?

- Оказалось, это очень трудное занятие. Оказалось, нужно очень много знать и очень много пройти, и с каждым спектаклем все страшнее… Да, сейчас страшнее, чем тогда. Конечно, появились навыки, что-то умеешь, но на самом деле становится сложнее. Каждая пьеса - это новый мир, в который нужно погрузиться, осознать, понять, а потом создать его на сцене. Я очень люблю весь этот процесс, хотя он мне трудно дается. Есть люди, которые легко делают спектакли, но у меня не так.

- Театр - это забава для богатой страны?

- Везде свои сложности. Я ставлю спектакли во Франции, и там тоже есть проблемы. Вообще, у нас проще, хотя кажется, что там ведь так много денег и потому все так легко - ничего подобного! У нас есть Академия искусств, куда ты поступил, окончил, а дальше все зависит от тебя, и понятно, что для этого нужно что-то делать. Во Франции же есть Национальная академия и много частных школ: желающих стать актером миллионы. Там есть богема, куда не попасть. Там профессионалами становятся от количества сыгранных спектаклей: ты должен сыграть какое-то количество спектаклей, после чего получаешь статус профессионального актера. И неважно, как было сыграно.

У нас все проще и понятнее: есть театральная академия, а потом нужно просто хотеть что-то делать. Да, есть масса других проблем. Если много амбиций, тогда трудно. А если понимаешь, что нет денег, то просто думаешь, как их найти. Хотя бы попробовать.

- Не хотите остаться во Франции?

- Если без громких слов, я очень люблю свою родину. Мне интересно работать во Франции, и, когда есть возможность, я работаю. Мне нравится делать спектакли, и я даже не задаю себе вопроса: где это происходит? Есть пьеса, есть люди - все, работаем. Помните, как сказал Бродский: «Я не эмигрировал, я просто расширил свое пространство».

- Какие сложности возникают в работе с французами?

- Они с большим уважением относятся к нашей школе. Французы более прагматичны, в общении много напускного. Скажем, нужно очень долго предлагать чашку чая, потом они согласятся и выпьют десять чашек. Они смотрят на нас как на людей не очень состоятельных, а значит, в чем-то корыстных по отношению к ним, но все это уходит, как только начинаешь общаться, дружить. Хотя, чтобы происходило такое общение, как это принято у нас, должно случиться что-то невероятное: понятие личного пространства там очень важно.

Что мне нравится во французах, особенно, в молодежи - если им нужны деньги, они не боятся черной работы. Наши никогда не пойдут работать официантом, чтобы заработать на спектакль, а там пойдут. Они умеют ставить цели и добиваться их: я очень хочу собрать деньги на что-то, но для этого я должен пойти поработать в баре официантом. И он идет и работает. А мы все время ждем чего-то или кого-то, сетуя на то, как все плохо и ужасно, что негде работать и невозможно ставить спектакли. Если ты действительно хочешь что-то делать - делай! Если нет, тогда, видимо, нужно просто честно самому себе признаться, что это всего лишь амбиции.
Добавить комментарий
Проверочный код