Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№17 (638) 28 апреля 2008 г. Личный вкус

Апрельские тезисы

28.04.2008
* dEUS. Vantage Point * Portishead. Third

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

В апреле нынешнего года у двух знаковых европейских групп 90-х выходит по альбому. Правда, роли этих коллективов неожиданным образом меняются. Полуавангардная инди-команда dEUS, ранее известная узкому кругу поклонников, выпускает великолепный поп-альбом, уже расхваленный всеми критиками Европы. Легендарные же бристольские трип-хопперы Portishead, под баллады которых рыдал весь мир, записали интравертный и параноидальный инди-релиз, предназначенный только для ценителей.

DEUS. VANTAGE POINT

Гордость всея Бельгии, альтернативно-роковые хмурые беспредельщики dEUS продолжают удивлять - вначале воссоединив распавшийся в начале 2000-х коллектив альбомом Pocket Revolution и последовавшим за этим европейским турне (2006), потом, в апреле нынешнего года, выдав свой новый взгляд на творчество в ошеломительном Vantage Point.

Поклонники в недоумении: от разнузданной арт-роковой «томуэйтсовщины», сложных концептуальных форм и нойз-экспериментов dEUS посредством какой-то тайной эволюции пришли к поп-музыке - жесткой, качественной и невыносимо прекрасной. Позаимствовав упругие, агрессивные текстуры пост-панка и применив свою распевную мелодичность и томность к более простым звуковым формам (куплет, припев, куплет), dEUS записали какое-то не пойми что - альбом потрясающих песен, полностью самодостаточных за пределами фанатского кружка любителей dEUS. Один минус: и танцевально-пост-панковская Architect, и «битловская» Smokers Reflect, и записанная при участии The Knife магнетическая Slow могли бы и не быть песнями dEUS.

В общем, бельгийцы записали свой лучший альбом и, что более важно, один из лучших альбомов года в принципе, но, с другой стороны, этот диск мог записать кто угодно. С третьей, несуществующей стороны, приятно, что этот великолепный альбом выбрал именно группу dEUS, чтобы появиться на свет.

PORTISHEAD. THIRD

Третий альбом культовой группы 90-х вышел, когда его никто не ждал, - в период сумрачного безвременья, когда новые герои так и не появились (давайте, назовите хоть одну героическую группу 2000-х!), а старых все немного побаиваются: возраст, как-никак. Можно было бы подумать, что Portishead, стремясь уважить параноидальные ожидания поклоников, будут вынуждены держаться прежней стилистики, выдавая фаталистичный, тяжеловесный и нервический трип-хоп с джазовыми интонациями.

Тем не менее альбом звучит запутанно и по-больничному туманно, будто его саунд пропустили через десять слоев марли и пять-шесть капельниц с глюкозой и морфием: абсурдно выстроенная мелодика, «сползающие» тональности, навязчивая потустороннесть плюс мощное воздействие соло-работ участников коллектива. Теперь Portishead чувствуют себя органичнее в рамках сумрачных готик-баллад, впрочем, не лишенных характерных трип-хоповых синкоп и монотонных гипнотических басов. В 90-е они были прямолинейнее и страстнее, и на фоне тогдашних кровавых гейзеров их нынешняя инкарнация выглядят обескровленно, но заманчиво - истонченный чахоточный вокал Бет Гиббонс, суховатая ритмика а-ля готические 80-е, спотыкающиеся гитарные партии (как в предельно напряженной Nylon Smile), намеренная тяга к акустичности и странные стилистические находки: например, прекрасная композиция The Rip начинается балладой в духе Патти Смит, но позже разворачивается суетливым и панорамным электронно-акустическим пейзажем. We Carry On и вовсе звучит как готик-диско-индастриел: монотонные электро-биты, вязкий и атональный гитарный нойз, кашляющий стрекот ударных. Отчего-то даже вспоминается незабвенная Сьюзи Сью.

Учитывая нынешнюю расстановку сил на культурных фронтах, непонятно в какую нишу попадает этот альбом - то ли это погрустневшие Cocorosie, то ли повеселевшие Blonde Redhead, то ли и вовсе какие-то фантазии джаз-лейбла ECM. В альбоме, конечно, есть парочка вещей, будто позабытых в 90-х (Plastic, Magic Doors), но в остальном он вряд ли является продолжением былых дум. Судя по всему, из стадионной трип-хоповой команды 90-х Portishead превратились в странный оркестрик 2000-х, исполняющий неплохой параноидальный инди-нойз, и это действительно потрясающе.
Добавить комментарий
Проверочный код