Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Хотите продвинуть сайт в кризис: продвижение компании .
webprospekt24.ru
№17 (638) 28 апреля 2008 г. Экономика

Гардероб требует капремонта

28.04.2008
Потребительские приоритеты белорусов в зеркале розницы

Ярослав РОМАНЧУК

Последние четыре года белорусы активно наверстывают упущенное в «лихие 90-е». За I квартал 2008г. розничный товарооборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 20,8% и составил Br10,58 трлн. (41,4% ВВП). Это самый высокий показатель роста с I квартала 2004г. Причем за 2004-08гг. среднеквартальные темпы роста составили 19,7%. Рост доходов заметно влияет на потребительское поведение белорусов. Административный рост зарплаты, существенное увеличение объемов потребительского кредитования, почти $2 млрд. трансфертов от родственников из-за рубежа и обещания правительства любой ценой сохранять рабочие места сняли все барьеры житейской рачительности.

БЕРИ, ПОКА ДАЮТ

Белорусов вынуждают потреблять. Фондового рынка нет. ГКО недоступны и непонятны. Копить на жилье десятки лет решаются немногие. Инвестиции в выгодные ценные бумаги мирового рынка через пенсионные фонды - это тоже не для нас. Поскольку большинство домашних хозяйств начинало с очень низкого старта, цифры роста за последние 4 года по отдельным товарным позициям впечатляют. Они показывают, чего не хватало белорусам до сих пор.

В I квартале не переставали радоваться производители стройматериалов: по сравнению с аналогичным периодом 2007г. объем продаж у них вырос на 42,9%. Среднеквартальное значение темпов роста за первые кварталы 2005-08гг. составило 35,2%. Быстрее в белорусской рознице не рос никто.

После 17 лет независимости Беларуси квартиры, дома и дачи миллионов белорусов явно требуют не косметического, а капремонта. Сотни тысяч семей хотят строить свои квартиры. Отсюда и бурные темпы роста сектора стройматериалов. В 1995-2006гг. объем жилищного фонда, находящегося в ветхом и аварийном состоянии, сократился с 883,3 тыс. кв. м до 366,7 тыс. кв. м. Общий жилищный фонд в стране вырос с 200,5 млн. кв. м в 1995г. до 222,4 млн. кв. м в 2006г. При этом число семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, с 1995г. по 2006г. осталось неизменным: в 1995г. - 623,8 тыс., в 2006г. - 623,1 тыс. Легко прогнозировать, что спрос на стройматериалы еще далек до насыщения. Поэтому данный сектор остается выгодной сферой для частных инвестиций.

Второе место по среднеквартальным темпам роста в 2005-08гг. заняли одежда и белье (31,8%). Если раньше большинство домашних хозяйств обновляло гардероб раз в 3-5 лет, то сегодня в каждый дом активно входит сезонная мода. В среднесрочной перспективе тренд роста будет сохраняться. Аналогичная ситуация складывается по обуви: среднеквартальные темпы роста объема продаж этого товара составили 30%.

Пиво заняло 3-ю строчку по темпам среднеквартального роста в 2005-08гг. (по I кварталу). До сих пор объем продаж рос на 30,7%, но I квартал 2008г. оказался рекордным - 34,4%. Ни по одной из товарных позиций, которые стали лидерами по темпам роста объема продаж, правительство не принимало особых программ, не называло их стратегическими или «точками роста».

Развитие потребительского рынка доказало тщетность попыток централизованного госпланирования. Стройматериалы, одежда, обувь, пиво, соки (5-е место по темпам роста), синтетические моющие средства (6-е), лекарственные препараты (7-е)… Бум потребления по данным товарным позициям обеспечен за счет более качественного и конкурентного по цене импорта. Кстати, в этих сегментах рынка активно работают ИП, быстро адаптирующиеся к изменению потребительских вкусов.

Беларусь вчистую проиграла конкурентную борьбу производителям аналогичных товаров из соседних стран, Турции, Китая и Западной Европы. Если бы правительство решилось на приватизацию сектора стройматериалов, предприятий легпрома и пищепрома, производств бытовой химии и техники, сегодня их продукция могла бы быть конкурентоспособной.

Зарубежные производители оказались ближе к экономическим приоритетам белорусских домашних хозяйств, чем отечественная номенклатура. В Беларуси настоящий производственный успех возможен только при ориентации на внешние рынки: емкость внутреннего ограничена. В этом уже смогли убедиться производители телевизоров, холодильников, мясных и молочных товаров, сахара и животного масла. Сохранение устойчивости данных секторов без увеличения экспортного потенциала невозможно. Выполнение требований стандартов качества рынка ЕС требует существенной модернизации, т.е. капитальных вложений. Рано или поздно придется выполнять требование об отказе в бюджетной поддержке производителей.

Таблица

ПОКАЗАЛИ И ПОДМОРОЗИЛИ

Типичный пример провала госрегулирования - белорусские телевизоры. В краткосрочном периоде ситуация казалась весьма успешной. В недалеком I квартале 2005г. был зафиксирован резкий рост объема их продаж. Однако потом наступил второй период бизнес-цикла - падение. В течение первых кварталов 2006-08гг. наблюдалось резкое сокращение объема продаж. Причем в I квартале 2008г. падение было самым большим. Если бы не стратегическая ошибка правительства в середине 90-х, «Горизонт» и «Витязь» не столкнулись бы с затоваренными складами сегодня.

Ситуация с производителем холодильников «Атлант» лучше, но не намного. В I квартале объем продаж данных товаров сократился на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2007г. Год роста чередуется с годом падения. «Атланту» очень нужен мощный иностранный партнер, который вложил бы средства в модернизацию и расширение производства. Сейчас его нишу занимают транснациональные компании: частный бизнес быстро реагирует на реальный спрос, а чиновники - на идеологические догмы и приказы сверху.

Последние два года правительств пытается догнать реальный спрос. Отсюда и ревностное отношение к ИП, и инвестиционные решения правительства по пиву, сокам, стиральным машинам или макаронам. Заметим, что решения были приняты тогда, когда малый бизнес давно понял привлекательность этих рынков.

Но выгодных ниш для производителей и торговли на внутреннем рынке еще полно. Белорусы тратят не только текущие доходы, но и сбережения. Однако они едва ли готовы покупать из-под палки белорусское только ради патриотичной поддержки отечественного производителя. ИП и МСБ наработали богатый капитал знаний рынка, умеют ориентироваться в потребительском спросе и предлагать людям то, что хорошо продается. Если правительство начнет приватизацию тех секторов, которые являются лидерами белорусской розницы, то оно хотя бы частично преодолеет ошибки централизованного планирования последних 10 лет.
Добавить комментарий
Проверочный код