Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№15 (636) 14 апреля 2008 г. Личный вкус

«Скафандр и бабочка» (США-Франция, 2007)

14.04.2008
Кино в Минске

Игорь СУКМАНОВ

Режиссер Джулиан Шнабель. В ролях: Матье Амальрик, Эммануэль Сенье, Мари-Жозе Кроз, Анн Консиньи, Макс фон Сюдов, Исаак де Банколе, Нильс Ареструп.

О чём кино. «Скафандр и бабочка» - печальный, ироничный и невероятно артистичный фильм, в основу которого положена автобиография Жана-Доминика Боби, редактора крупного глянцевого журнала мод. Разбитый инсультом, полностью парализованный, он сумел продиктовать, моргая единственным подвижным веком, объемную книгу о своей жизни и существовании в коконе болезни.

Еще один фильм о страданиях замечательных людей, еще одно кино об угасании плоти и сопротивлении разума. С одной существенной оговоркой. В традиционных драмах нам обычно предлагают наблюдать со стороны за героическим противостоянием человека физическим и ментальным недугам. В «Скафандре» повествование ведется преимущественно от первого лица и, таким образом, все, что происходит на экране, отражает субъективную историю героя. Мы видим мир его глазами. Мы руководствуемся его чувствами. Мы живем его мыслями. Как результат - фильм не выглядит стереотипной иллюстрацией на тему мученичества и геройства. Поскольку зрителю отводится роль не наблюдателя, а, скорее, наперсника героя, трагизм ситуации воспринимается нами без преувеличения и пафоса. Свое внимание мы концентрируем не на страданиях и подвижничестве героя, а на мысли, что страх перед смертью преодолим. Как утверждает режиссер Джулиан Шнабель, «история Жана-До обращена к каждому из нас - каждому, кто рано или поздно столкнется лицом к лицу с болезнью или смертью. Мне хочется, чтобы фильм, как и книга, служил вам руководством по преодолению страха перед неизбежным. Ради этого я снял эту картину. Ради того, чтобы мы убедились: в смерти есть смысл и даже красота».

Как снято. Режиссер «Скафандра» Джулиан Шнабель - художник по натуре. Он страшный оригинал, что сказывается на его внешнем облике. Бородач Джулиан предпочитает носить гавайские юбки и целоваться в губы с героями своих картин. На пресс-конференцию по случаю каннской премьеры «Скафандра» он пришел в тренировочных штанах с лампасами, а его парадный костюм больше смахивал на пижаму. Его картина «Скафандр и бабочка» так же непохожа на традиционную сентиментальную драму с моралью. Это повествовательное кино, которое временами напоминает художественную инсталляцию. Когда камера начинает смотреть на мир глазами героя, вышедшего из комы, экранное изображение теряет резкость и четкость, становится дрожащим и временами расплывчатым. Это делает картину персональной и сверхчувственной. Художественные манипуляции воздались автору «Скафандра и бабочки» сторицей. Каннское жюри во главе с английским режиссером Стивеном Фрирзом вручило Джулиану Шнабелю приз за лучшую режиссуру.

Что важно. Американец Шнабель предпочел снять картину целиком на французском языке. Без участия американских звезд. С французскими и канадскими актерами. Причина - во французской чувствительности, которая есть в книге и которую английский язык попросту убил бы. Эта «французскость» высвобождает экранную сентиментальность от шелухи пошлости, горечи придает оттенок мечтательности, а натурализм смягчает тончайшим эротизмом. У паралитика Боби плачевный вид, однако женщины, которые окружают его своей заботой, вниманием, состраданием и любовью, прекрасны все до единой. Одно их присутствие в кадре отвлекает от тягостных и гнетущих мыслей и придает действию слегка восторженную эмоциональность.

Особую роль в картине играет саундтрек. Он безукоризнен. Джулиан Шнабель прибегает к узнаваемым мелодиям, зачастую разностилевым, однако в его картине они звучат органично. Бах, Том Уэйтс, Шарль Трене - божественная музыка, которая кровно связана с изображением и не столько иллюстрирует реальные события, сколько наделяет их поэтическим подтекстом.

Где посмотреть. С 17 апреля на протяжении десяти дней в Доме кино.
Добавить комментарий
Проверочный код