Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№13 (634) 31 марта 2008 г. Визави

И спускаемся мы с покорённых вершин

31.03.2008
На белорусском ТВ опять обнаружили лучших

Марина ГУЛЯЕВА, Татьяна КАРЮХИНА

С выбором лучших проектов, программ и журналистов определилось на минувшей неделе отечественное телевидение. Как оказалось, претендентов на призы IV Национального конкурса «Телевершина» насчитали много, но ведущие церемонии награждения безуспешно пытались изображать накал страстей при вскрытии конвертов. Не помогал и скучающий, как будто все знающий до деталей, заранее уныло аплодирующий зал. Видимо, все дело в недосягаемости высот, которых достигло белорусское ТВ с множеством разнообразных проектов, потрясших умы и глаза зрителей, - вот причина предсказуемости.

Ничуть не сомневаясь в этом, корреспонденты «БелГазеты» все же решили выяснить, насколько достойны наград победители и насколько жесткой была конкуренция между претендентами, у автора лучшего телепроекта года «Павлинка New » Александры БУТОР и кинокритика и культуролога Андрея РАСИНСКОГО.

Александра БУТОР:« Я ДУМАЛА, ЧТО ЭТО БУДЕТ ПРОЕКТ ГОДА»

- На церемонии вручения наград «Телевершины» вы пожелали себе «не получать больше «троек» по режиссуре» ...

- Я брякнула это от волнения. Дело в том, что, отработав пять лет на телевидении, я решила: клипы - это хорошо, но мне не хватает серьезной работы с актерами, настоящей режиссуры. И пошла в Академию искусств на курс к режиссеру Александру Ефремову.

Но так получилось, что начало учебы совпало со съемками мюзикла «Павлинка New », день в день: 1 сентября мы запустились со съемками, и до самого Нового года я была занята. Поэтому почти весь семестр прогуляла. А Александр Ефремов человек жесткий: ему все равно, что я там снимаю. И в итоге, много пропустив, я получила «трояк» - самый плохой результат на курсе. (Смеется.)

- Вы считаете награду заслуженной?

- Я думала, что это будет проект года. Такая наглая мысль была у меня, когда я еще только предлагала сделать мюзикл, - в голове-то я уже себе представляла, насколько объемной будет работа. Спустя время могу сказать: «Павлинкой» я довольна - мы сделали все, что задумали.

- Конкуренцию вам никто не мог составить?

- Из тех, кто номинировался на эту награду, я знаю только Олега Четверякова: мы с ним работали на одной студии. Считаю его сильным режиссером. Но «Павлинка New » круче по объему, она масштабнее, чем криминал, с которым выставлялся Олег. И здесь больше видна работа режиссера.

- Вы ориентировались на работы российских и украинских коллег, когда работали над «Павлинкой New »?

- Конечно, и я этого не скрываю. Мне очень нравится мюзикл украинского режиссера Семена Горова. Недавно я посмотрела его «Женитьбу Фигаро»: классно сделано, качественно, жирно!

Многие говорят, что «Павлинка» местами напоминает «Сорочинскую ярмарку». Но, как сказал мне потом мой учитель в Академии искусств Владимир Забелло: «Ну и что, что похоже? Главное, что хватило сил и ума это сделать!» И я повторяю: пусть мюзикл будет в чем-то похож на работы коллег. Но мы это сделали! Ведь это был первый проект: генпродюсер ОНТ Егор Хрусталев еще сказал, что «с ним мы вошли в историю телевидения» .

- Многие отмечали, что песни, звучащие в мюзикле, - самое слабое его место...

- Я с этим согласна. От меня не зависел музыкальный материал, и я об этом жалею: если бы я имела право выбирать музыкальную часть, я бы все песни заказала композиторам. Но мы все-таки работали по заказу. А у генпродюсера канала другая позиция - он считает, что новые песни вызывают отторжение у зрителей. Для меня это странно, но Егору Хрусталеву кажется, что, когда люди слышат знакомые песни, они иначе реагируют: у них это вызывает приятные чувства.

- Правда ли, что это вы настояли на том, чтобы актеры были исключительно белорусскими?

- Не я, это было условие заказчика. У меня было предложение взять в проект несколько россиян, но руководство канала возразило: зачем? Разве мы сами не можем? Теперь я думаю, получилось не хуже, чем если бы в «Павлинке» участвовала какая-нибудь российская звезда.

- Но все-таки попытались заполнить этот пробел: вместо украинской Сердючки предложили свою Броню, роль которой сыграл кавээнщик Евгений Сморигин. Ради рейтинга?

-Нет,я просто увидела, как в КВН Женя играет девушку. И после этого специально купила диск, пересмотрела все выступления команды «ЧП» и особо отметила «женские» номера. Мне показалось, это так мило, так забавно… Я подумала: если взять актрису, это будет просто девочка Броня, а так это была супер-Броня.

- После выхода первых «Старых песен о главном» на ОРТ их много ругали за то, что певцы не играют, а позируют. То же можно было сказать и о белорусских исполнителях в «Павлинке New »...

- Это вполне объяснимо: проект рассчитан на эстрадных артистов, не на актеров. И большое им спасибо за то, что они с этим справились, потому что для них это было ново. Я очень старалась ставить перед ними предельно простые задачи: певице Инне Афанасьевой я говорила: «Ты просто улыбайся...»

«Павлинка New »не художественный фильм, а музыкальный новогодний проект. Поэтому не нужно судить его, примеряя мерки большого кино. Как музыкальный проект он получился достойным.

- «Павлинка New » позволила ОНТ конкурировать с российскими каналами в новогоднюю ночь?

- Я считаю, главная ошибка в том, что этот проект был показан именно в новогоднюю ночь. Несколько лет назад, когда я пришла к Егору Хрусталеву с идеей сделать новогодний мюзикл, он сказал, что рейтинги показывают, что такие проекты менее интересны, чем обычные концерты.

Мне кажется, если бы ОНТ демонстрировал «Павлинку» хотя бы 2-3 января, отзывы были бы гораздо лучше. В Новый год никто не смотрит один канал: все щелкают пультами, переключают с концерта на концерт, потому что всем интересно: а что там дальше?

- Российские каналы, транслирующие в новогоднюю ночь бесконечные мюзиклы, допускают ошибку?

- Я думаю, что они уже не допускают подобных ошибок. «Сорочинская ярмарка», к примеру, шла в эфире под Рождество.

- А как вам вообще качество отечественного ТВ? Многие ругают его за то, что оно предлагает телезрителям «пародию на пародию»...

- Если честно, мне тоже не нравятся шоу, сделанные по лицензии: «Две звезды», «Цирк со звездами». Но мне, например, нравится качество «Серебряного граммофона»: наши белорусские артисты поданы очень достойно. И вообще, ОНТ для меня родной канал, я не могу беспристрастно к нему относиться.

-Сравнивая «Павлинку New » с мюзиклами, которые ставит известный российский продюсер Константин Меладзе, на интернет-форумах замечают, что «у Меладзе юмор - тоньше, а кошелек - толще» ...

- Я не пеняю на бюджет, а все валю на себя: значит, еще неопытная, значит, сплоховала. Это первое большое произведение и для меня, и для нашего оператора. Конечно же, опыта мало. Естественно, мы допустили много ошибок, и это, как обычно, стало видно уже на монтаже: тут можно было снять по-другому, тут несколько иначе выстроить сцену. Мы признаем свои ошибки, но не сожалеем о них.

Немало было организационных вопросов: мы многое потеряли, многое не сняли, потому что вовремя не успели что-то достать. Думаю, если бы сейчас мы снимали следующую работу, она была бы гораздо выше по уровню: мы уже натасканные.

- Ведущий программы «Контуры» на канале ОНТ Александр Аверков, получая премию, сказал, что «очередь подошла»...

- Все потому, что выбирали из того, что есть. Вот, например, в номинации «Компьютерный дизайн» всегда несколько претендентов, но каждый год выбирают одного и того же, потому что человеку нет равных!

СПРАВКА «БелГазеты».Александра Бутор родилась в Северной Осетии (РФ). Окончила Высшее профессиональное училище электроники. В 1998г. в возрасте 18 лет поступила в Белгосакадемию искусств на специальность «режиссура телевидения». После окончания в 2002г. работала на студии «Око-ТВ», делала заказы для ОНТ. В 2007г. снова поступила в Академию искусств, на курс Александра Ефремова. Работает над созданием тележурнала «Союз».

Беседовала Татьяна КАРЮХИНА

Андрей РАСИНСКИЙ: «ЭТО ШОУ ФРИКОВ В СОВХОЗНОМ КЛУБЕ»

- Если бы вы распределяли премии «Телевершины», каким проектам белорусского ТВ достались бы награды?

- На мой взгляд, наше телевидение вообще трудно назвать телевидением в том понимании, в каком оно должно быть. Тем более трудно назвать его белорусским телевидением. И вот в этом ключевая проблема. То, что происходит на отечественном телевидении, - абсолютно антисистемные вещи. То, что сегодня в Беларуси называется телевидением, - это подделка. Происходит использование российских телевизионных штампов, причем довольно некачественное использование. Телевидение не выполняет своей главной задачи - информационной, потому что ее подменяет пропаганда.

- Вам вообще ничего не нравится на белорусском ТВ?

- Нет, нравятся программы Алеся Матафонова, Оксаны Вечер, безусловно, Олега Лукашевича. Но это единичные примеры, это исключения, только подтверждающие правило. Если касаться главных наших передач, информационных программ на БТ и ОНТ, то они так распределили между собой функции: БТ - более кондовое, а ОНТ - такое пригламуренное дополнение российского телевидения в самодеятельном исполнении. Но, еще раз подчеркиваю, и там, и там не выполняется главная функция ТВ - информация. При этом нет даже качественного тоталитарного послания зрителю. Хотя, если вспомнить нацистскую Германию, там были шедевры: вспомните Лени Рифеншталь - это было гениальное пропагандистское кино! Но в наших условиях создание такого продукта невозможно.

- Почему?

- Потому что у нас главенствует культура трэша, культура мусора во всех сферах: политической, культурной, социальной. Трэш - это вторичность. Хотя в «Белвидеоцентре» есть очень много хороших фильмов о культуре страны. Но их практически не показывают. Не показывают белорусскую анимацию, которая, вообще-то, на мировом уровне. Вы что-нибудь видели, знаете о белорусской анимации? Нет! Потому что ее нет на экранах! А у нас блестящая анимация: это и Петкевич, и Кодюкова - режиссеры мирового уровня! Но ничего не показывается! Их не берут! Вообще!

У нас очень мощное документальное кино. Вы знаете, что Виктор Аслюк является европейским академиком? Его фильмы - на телевидении Франции, Германии, но на белорусском телевидении их нет. Так что функция просвещения, еще одна из важнейших функций ТВ, тоже не выполняется.

Да, демонстрируют неплохие художественные фильмы. Но, помните, как-то показывали французские фильмы на белорусском языке? Теперь они идут на русском! Я просто молчу о том, что белорусский язык на белорусском ТВ практически отсутствует, и непонятно, о каком вообще государстве идет речь…

- Жюри «Телевершины» порекомендовало бы вам смотреть «Контуры» - лучшая, по их оценке, общественно-политическая программа Беларуси. Можно еще новости ОНТ - они так и называются «Наши новости»…

-Если сравнивать «Контуры» с «Панорамой» на Первом канале, то в профессиональном отношении эта программа лучше. Но если сравнивать с телевидением, которое должно быть в независимой стране, то, простите, это телевидение российской провинции.

- У вас есть эталон качественного ТВ?

- BBC . Мы говорим о том, что настоящее телевидение должно выполнять ряд функций: информационную, просветительную, гражданскую. Я очень долго смеялся, когда в программе «Выбор» на ОНТ на голосование был поставлен вопрос: наступит ли весна? Выбирайте!

Развлекательная функция. Казалось бы, она должна быть нормальной. В Латинской Америке был расцвет мыльных опер. Которые, к слову, потом экспортировались. А ведь у нас есть очень серьезные возможности для создания «мыла». В советское время Белорусское ТВ делало многосерийные фильмы - это было! Но теперь все похоронено. Потому что происходит антиотбор, по принципу мусора: отбирается наихудшее. Хотя у нас очень хорошая актерская школа, и в нашей истории так много всего, что только бери и ставь.

Проблема еще и в том, что при нормальной ситуации существовало бы много каналов, в т.ч. частных: они помогали бы друг другу - сделали какой-то проект, продали на один, другой канал. А потом выпустили бы его на диске. Но у нас ведь ничего не выпускается на дисках! Если взять польское, чешское телевидение, там огромное количество совершенно оригинальных вещей. Почему у нас такого нет с нашей интереснейшей историей - конфессиональной, культурной? Это уникальный торговый бренд, который можно продавать как внутри страны, так и за пределами.

- Не ставится задача зарабатывать деньги, в этом дело?

- Да в голову просто не приходит! Если и приходит, то считается крамолой. Кто-то что-то пытается делать, но этого страшно мало.

- И все-таки, по количеству претендентов на призы «Телевершины» отечественное ТВ как будто демонстрирует выбор…

- Вопрос в том, кто это смотрит. Зритель у этих программ есть? «Ваше лото» смотрят, потому что надеются на халяву. В основном-то смотрят российские каналы. У нас главенствует трэш - вторичная культура, которая паразитирует на штампах российского ТВ. Это делается либо сознательно, либо по причине непрофессионализма и провинциализма. Думаю, что второе. В 90-е гг. наше ТВ было значительно интереснее - «Крок», «Абiбок». Это было интересно смотреть! Нынешнее ТВ смотреть неинтересно. Они сами это производят, сами смотрят, сами себя награждают. Хотя, опять-таки, история показывает, что в авторитарных государствах люди уходили в чистое искусство и создавали уникальный продукт. Но у нас этого нет. Потому что не знают, кто они и чего хотят.

Самый яркий пример трэша - это, конечно, «Павлинка New ». С культурологической точки зрения абсолютно уникальная вещь. Купаловская «Павлинка» была перенесена в агрогородок. Думаю, что бедный Купала не то что перевернулся в гробу, а в пропеллер превратился! Да, художник может издеваться над произведением всячески, но в этом случае художников не было - это была попытка сделать белорусский гламур, однако все равно получился трэш.

Этот несчастный Быковский (Евгений Булка), кстати, едва ли не единственный, кто говорил на белорусском языке… В оригинале, между прочим, он говорил на польском, т.е. наш язык воспринимается как чужой, как не свой, как иностранный, причем говорит на нем отрицательный герой. А финальная песня «Ты - бульбаш, я - бульбаш!» - это просто убийство! И грудастые девочки, неизвестно откуда пришедшие… Я просто молчу, откуда они могли прийти… Это шоу фриков в совхозном клубе, в которое вбухано огромное количество денег. У нас пытаются создать шоу-бизнес, но административно его не создашь. А у нас его делают именно так.

- А как же «Серебряный граммофон»? С еженедельным выбором лучших?

- Но смотрят ли это зрители? Зайдите в магазин - покупают ли диски с этими «граммофонщиками»? Их вообще слушают? Люди не хотят платить за это деньги! А шоу-бизнес - это деньги, когда люди хотят платить за тот или иной диск и сами его слушают. У нас же существует такой поп-официоз, пытаются сверху создать каких-то «звезд», которых невозможно отличить друг от друга.

Типичный пример трэша - Полина Смолова, которая на «Евровидении» заняла предпоследнее место. «Евровидение» - это, в принципе, шоу фриков. Но занять предпоследнее место, это надо быть фриком из фриков.

- Вы поосторожнее-то насчет Смоловой. Она сейчас в Москве и работает с крутым продюсером…

- Я очень рад! Пусть они возьмут у нас тысячу полин смоловых и вернут нам одного Достоевского.

Все это псевдозвезды, которых реально никто не знает. Трэш везде и во всем у нас является мейнстримом. Не фильмы Андрея Кудиненко, а «Вам задание» - вот наш мейнстрим. Хотя Кудиненко сейчас делает картину «Розыгрыш», которая прогремит в России и соберет множество призов. Но у нас Кудиненко ничего не может делать после своей «Оккупации» - картины, которая на самом деле является европейским мейнстримом.

Зато у нас «Павлинка New »… Хотя ее можно продать. Но для этого ее нужно сознательно продавать как трэш. Во-первых, через 20 лет это пойдет на ура как раритет эпохи Лукашенко. Второй вариант: нужно продать ее на Запад студиям, которые занимаются трэшем. Но для трэша характерна поливариантность, т.е. множество вариантов для разной аудитории. Поэтому необходимо добавить немножечко секса, причем особенно стараться не нужно: там и так это есть. Можно «закосить» под трэш-авангард, а если добавить порноэпизодов, вообще прекрасно пойдет. И противоречия никакого не будет: структурно все это впишется. Еще можно продать как «самое плохое кино» на какую-нибудь премию «Золотая малина». Но ни в коем случае нельзя выдавать за национальное достижение, потому что оно таковым не является.

- Но, судя по тому, что «Павлинка New » получила Гран-при, это именно национальное достижение…

- Я готов принести мои глубочайшие соболезнования и сочувствия. Вообще, эта новая «Павлинка» - попытка перенести трэш на традиционную белорусскую почву, освоить территорию, которая считалась территорией «адраджэння». Понятно, что осваивают, как умеют, и эти попытки будут продолжаться. Они будут брать то, что смогут переварить, а потом превратить в мусор.

- Ну и пусть. Вы же говорите, что это все равно никто не смотрит…

- Главная функция ТВ сегодня сводится к тому, чтобы производить мусор, который мешает коммуницировать. Он забивает мозги, вызывает апатию и не позволяет чувствовать себя гражданами. Телевидение выполняет функцию спама! Я думаю, что дальше они попытаются сделать что-нибудь из Великого княжества Литовского, какую-нибудь пошлятину… Наше ТВ сегодня нацелено на одну задачу - быть не телевидением. Забивать каналы и не позволять расти ничему другому. Такой корпоративный междусобойчик.

- Так кому бы вы все-таки вручили «Телевершину»?

- Я бы вообще никому не вручал, и конкурс не проводил бы, т.к. телевидения пока нет, есть имитация.

И есть ошибки. Скажем, после запуска в прокат фильм должен демонстрироваться на ТВ через год. У нас показывают едва ли не сразу же. Понятно, что эти фильмы в нашей маленькой стране себя не окупят, их нужно за границу продавать, но там они никому не нужны. Хотя, опять-таки, если «Вам задание» упаковать как трэш, то продать можно. Но все равно, даже те копейки, которые можно наскрести через принудительный прокат школьникам в собственной стране, они не собирают. О деньгах не думают вообще! Хотя вроде как делают вид, что у нас коммерческое кино и коммерческое телевидение, но это никто не покупает! Кто купит «Павлинку New »?! Я попросил, чтобы мне ее записали в качестве раритета - поставлю на полку рядом с «Зомби-4».

СПРАВКА «БелГазеты». Андрей Расинский родился в Минске в 1970г. Журналист, культуролог, кинокритик.

Беседовала Марина ГУЛЯЕВА
Добавить комментарий
Проверочный код