Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№13 (634) 31 марта 2008 г. Радости жизни

Огни туманного Нью-Йорка

31.03.2008
Нью-йоркский джаз в Белгосфилармонии

Кирилл БОРИСЕНКО

№ 13 [634] от 31.03.08 - Нечасто заезжают к нам звезды большого джаза. Но иногда случается удивительное: трассы решившихся на турне по постсоветским территориям артистов вдруг пересекают Минск, стоящий, как известно, посреди Европы. Тогда город, как старшеклассница перед школьной вечеринкой, обвешивается бижутерией ярких афиш, билетов уже не достать, зал набивается битком, публика восторженно глядит на сцену, и джазовые фанаты здесь снова в меньшинстве, но сейчас это обстоятельство их не огорчает… Одним словом, настает настоящий праздник на нашей скучноватой улице.

Концерт американского джаз-бэнда Arc Superfunk Collective , который прошел 18 марта, не стал исключением. Число пожелавших «вживую» ознакомиться с состоянием дел современной нью-йоркской джазовой сцены было так велико, что даже Большой зал филармонии оказался тесен. И если аншлаг на недавнем концерте польского джазового Wіodek Pawlik Trio с большей или меньшей вероятностью можно было объяснить действительно высоким рейтингом музыкантов трио у себя на родине и на международной сцене, то от американского джаз-бэнда этого никто не требовал. Что там: «Америка - родина джаза», и, следовательно, любой коллектив из сего благословенного края есть непосредственный носитель когда-то покорившего весь мир музыкального языка.

Кажется, и случайный зритель, и прожженный джазовый фанатик с первых же минут концерта оказались в равной степени вознаграждены за оказанное доверие незнакомому (или малознакомому) «коллективу из США» . Мало что в этом мире могло бы сравниться по зрелищности с разряженным в пух и прах чернокожим пожилым музыкантом, вытаскивающим на плече на сцену огромный тромбон и безмятежно выдувающим из него затейливые мелодии. Фрэнк «Ку-Умба» Лэйси - блестящий музыкант, может, и не попавший пока в высшую лигу джаза, но отлично чувствующий себя и в роли талантливого сайдмена, охотно стал символом этого концерта, привлекая к себе внимание публики даже тогда, когда задумчиво бродил за спинами других музыкантов в ожидании своей партии.

Все первое отделение концерта прошло в полном согласии с оговоркой super в названии коллектива: это был добротный зубодробительный джазовый мейнстрим традиционной школы - с задачей-максимум заразить публику энергетикой происходящего на сцене. Любую другую интригу в эстафете, которую почти автоматически передавали друг другу участники Arc Superfunk Collective первые полтора часа концерта, заподозрить было бы трудно. Манера игры, личностный портрет того или иного музыканта коллектива оставались при этом за кадром. Джо Форд (сопрано- и альт-саксофон), представленный как «продолжатель дела Колтрейна », выглядел всего только частью квинтета, но никак не «колтрейном» и вторым лидером, каковым ему полагалось бы быть.

Аркадий Овруцкий, украинский бас-гитарист, стипендиат школы Джона Патитуччи и аспирант университета Ругерса в Нью-Йорке, «пилил» свои соло на бас-гитаре с дотошностью, которая составила бы честь басисту хард-рока, а ударнику Джереми Клеммонсу дали сыграть соло только к концу отделения, и он, воспользовавшись этим, выдал какую-то псевдоафриканскую дробь в духе аудиоприложения к журналу National Geographic .

Один только россиянин Родион Гоборов (фортепиано и клавишные) выглядел выигрышно. Может быть, и с перебором в количестве виртуозных приемов на один условный участок своей партии, но сохраняя при этом собственную индивидуальность в общей игре. В остальном же акцент (очевидно, сознательный - учитывая опыт и сравнительно высокий уровень подготовки музыкантов) был сделан на создании перед незнакомой публикой положительного коллективного образа джаз-бэнда. Что в конце концов удалось: в антракте диски и плакаты группы расходились, как горячие пирожки. И это несмотря даже на то, что CD представлял собой, в сущности, программу другого коллектива (квинтета под руководством Джо Форда - с Аркадием Овруцким и Фрэнком Лэйси в роли скромных сайдменов), а плакат вместе с диском и составляли весь сувенирный набор Arc Superfunk Collective .

Второе отделение прошло в более интересном ключе. Музыканты позволили себе сбавить обороты первого отделения и заняться более приличествующими джазу вещами. Джо Форд разразился серией внушительных, тяжеловесных, но любопытных соло. Теперь стало ясно, какая музыка ждет дома тех, кто успел в перерыве приобрести альбом его квинтета. Это действительно напоминало Колтрейна, только почему-то решившего примирить авангардную технику своего позднего периода с той традиционной манерой, которой он придерживался на первых совместных альбомах с Майлзом Дэвисом в начале своей карьеры.

Фрэнк Лэйси, уже продемонстрировав в первом отделении свои таланты вокалиста, все чаще брал в руки рожок, флюгельхорн, иногда ухитряясь менять его посреди фразы снова на тромбон и обратно. Выглядело это эффектно, дополняя и без того живописный облик Лэйси: седая щетина до глаз, красный платок на голове, расшитая оранжевая рубаха и пышные черные шаровары. Что касается введения в квинтет тромбона, по сути, взявшего на себя партии трубы, инструмента более мобильного, то этот ход в итоге оказался выигрышным. Помимо создания запоминающегося визуального образа, что для джаза немаловажный элемент, это создавало приятную иллюзию биг-бэнда, большого джазового состава, который может позволить себе такую роскошь, как тромбон. Дополнительно тромбон добавлял веса электрическому басу Овруцкого, и с учетом этих уравновешивающих друг друга деталей коллектив звучал как хороший акустический квинтет традиционной нью-йоркской школы.

Учитывая простой факт, что такой джаз у нас вообще никто не играет (правда, неизвестно, по какой причине), выступление Arc Superfunk Collective , без сомнения, внесло существенное разнообразие в джазовую жизнь столицы и, может быть, все-таки открыло пресловутые «новые горизонты» для кого-нибудь из наших музыкантов или просто любителей музыки.
Добавить комментарий
Проверочный код