Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№13 (634) 31 марта 2008 г. Личный вкус

«Мои черничные ночи» (Франция-Гонконг, 2007)

31.03.2008
Режиссер Вонг Кар-Вай. В ролях: Нора Джонс, Джуд Лоу, Рейчел Вайц, Натали Портман, Дэвид Стретейрн.

Игорь СУКМАНОВ

На экраны Минска выходит первый англоязычный проект загадочного азиата Вонга Кар-Вая «Мои черничные ночи». Поклонники атмосферных любовных историй могут потирать в предвкушении руки - им будет чем восторгаться. Мечтами, грезами, радугой неоновых огней и дурманом цветовых оттенков, дымом сигарет, пленительной заторможенностью действия, блюзом и бисквитными десертами… Это будет по-настоящему прустовский мир утраченного времени, который материализуется из вкусовых ощущений, ароматов и звуков.

Несмотря на то, что автор «Любовного настроения» впервые по-серьезному соприкасается с европейским кинопроизводством и отрывается от своих китайских корней, его манера обращения со временем и пространством остается прежней. Не ищите в «Черничных ночах» Кар-Вая откровений, признаков свежего дыхания. Вас ожидает его фирменная вариация на тему любовного томления, еще одна искусно инкрустированная китайская шкатулка, вещица абсолютно бесполезная в хозяйстве, но с которой не приведи господи расстаться.

О чём кино. Героиню фильма предает таинственный возлюбленный. Чтобы заглушить тоску, девушка отправляется путешествовать по США. Она подрабатывает официанткой в закусочных Мемфиса и в казино Невады, знакомится с их завсегдатаями, каждый из которых несчастен по-своему. Она свидетель распадающихся браков, сердечных неурядиц и отчаянных авантюр. В конечном счете, убедившись во всех несчастьях человеческих, героиня возвращается в начальный пункт своего странствия - в нью-йоркскую забегаловку с русским (!!!) названием «Ключ», где ее дожидается любовь в образе симпатичного Джуда Лоу.

Что показательно. Созданная в традициях независимого road movie , картина Кар-Вая на деле таковой не является. Обманчивое сходство с ранними картинами Вима Вендерса или Джима Джармуша ограничивается скорее географией сюжета. То, что Кар-Вай снимает не путевые зарисовки, становится очевидным практически сразу. Его придорожная Америка практически неотличима от китайской. На экране возникают знакомые по предыдущим фильмам режиссера экстерьеры городских задворков, залитые разноцветным неоном дешевые кафешки, населенные невыразительной массовкой. Дух Нью-Йорка, Теннесси и Аризоны здесь почти бестелесен и необязателен. Не это заботит Кар-Вая. Его история имеет мало общего с реализмом и бытом как таковым.

Как снято. Главное для Кар-Вая - картинка. Она предельно совершенна. Нарциссизм буквально захлестывает режиссера, который купается в собственных выразительных приемах. Бесконечные рапиды, съемки сквозь стекло, плавные тревеллинги, имитирующие кошачью поступь, одурманивающий своей красотой музыкальный рефрен Сигеру Умебаяси, который у Кар-Вая переходит из фильма в фильм, превращаются в «Черничных ночах» в навязчивую идею фикс. Все по кругу, еще и еще, и снова... Фаны Кар-Вая будут довольны - самоповторения в кубе в какой то момент захватывают с новой силой. Героиня фильма, канадская певица Нора Джонс, вдруг начинает походить на всех карваевских китаянок от Мегги Чен до Чжан Цзийи. А сама картина уподобляется растянутому во времени чувственному клипу на тему «рождения поцелуя». Это лучшее Кар-Вай припасает к финальной сцене, в которой эффектный, утопающий в патоке крупный план поцелуя между Норой Джонс и Джудом Лоу сливается с образом черничного пирога. Сочный план бисквита, пропитанного черной мякотью ягод, со стекающими по нему каплями молока, представляется самым содержательным, самым чувственным и упоительным кадром фильма. Вот, собственно, о чем это кино: не о какой-то там некоммуникабельности и разочарованиях, не о поиске самого себя. Оно о сладости выстраданного поцелуя.

Обратите внимание. В главной роли дебютировала успешная исполнительница джаза и блюза Нора Джонс. Она - внебрачная дочь легендарного индийского музыканта Рави Шанкара. У того самого, у которого Джордж Харрис брал уроки игры на ситаре. Как утверждает Вонг Кар-Вай, пригласить Нору Джонс участвовать в фильме он решил из-за ее голоса: «Я никогда не видел ее прежде, но слышал, как она поет. Я нахожу ее пение замечательным, а ее голос киногеничным ».

Где посмотреть. Начиная с 1 апреля в Доме кино.
Добавить комментарий
Проверочный код