Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№13 (634) 31 марта 2008 г. Личный вкус

Недетские книжки

31.03.2008
 

Леня КОШЕЛКИН

* Самюэль Хантингтон. «Столкновение цивилизаций» * Лев Гумилёв. «Струна истории. Лекции по этнологии»

САМЮЭЛЬ ХАНТИНГТОН. «СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ». - М.: «АСТ», 2007

Книжкина фишка. Все начиналось со статьи, опубликованной летом 1993г. в журнале Foreign Affairs . К 1995г. из статьи выросла книга, по праву считающаяся сегодня самым резонансным геополитическим трактатом 90-х.

О чём книжка. В начале 90-х предполагалось, что после оглушительной победы Империи Добра над Империей Зла наступил «конец истории»: демократия одолела тоталитаризм, и западные ценности теперь победоносно шествуют по планете... Увы, очень быстро выяснилось, что это не так: новые линии противостояния прошли, как считает Хантингтон, по рубежам различных цивилизаций: западной, синской (китайской), православной (русской), исламской, японской, латиноамериканской, индуистской и африканской. Религиозная и этническая идентификация даже в нынешнюю либерально-космополитическую эру имеет значение, причем гораздо большее, чем пропагандистские идеологемы. Благодаря этому мир сегодня является полицивилизационным, а значит, и многополярным. Лучше всего у автора получился краткий, написанный буквально несколькими штрихами, портрет западной цивилизации и различных вариантов взаимодействия незападных стран с нею: вестернизация, модернизация и т.п. Кое-какие пророчества, родившиеся в начале 90-х, уже сбылись, например жесткое и бескомпромиссное столкновение Запада и ислама. Другие осуществились частично (ЕС, Балканы, экс-СССР и пр.). Футурологические сценарии Хантингтона включают не только медленную демографическую и религиозную экспансию, но и открытые конфликты, в т.ч. глобального масштаба. У американцев хорошая школа стратегического мышления (в отличие от немцев, которые выигрывают сражения, но проигрывают войну, или русских, выигрывающих войну, но проигрывающих мир), поэтому многим выкладкам геополитика можно верить. Впрочем, сам автор весьма далек от политкорректности: многих украинцев наверняка шокирует рассмотрение сценария распада их страны, а идеологически подкованного белоруса может возмутить недооценка американским исследователем личности первого президента Беларуси.

Цитата наугад. «Не-Запады видят западным то, что Запад видит универсальным. То, что жители Запада объявляют мирной глобальной интеграцией, например распространение всемирных СМИ, представители остального мира осуждают как гнусный западный империализм».

Зачем и кому читать. Империалистам и антиимпериалистам всех мастей и оттенков.

ЛЕВ ГУМИЛЁВ. «СТРУНА ИСТОРИИ. ЛЕКЦИИ ПО ЭТНОЛОГИИ». - М.: «Айрис-пресс», 2008

Книжкина фишка. Труды русского ученого, автора теории этногенеза, на протяжении последних двух десятилетий издавались и переиздавались неоднократно, став бестселлерами. Настал черед и лекций, восстановленных на основе магнитофонных записей. Первый курс был прочитан в 1977г. в ЛГУ, второй - в 1989г. на ленинградском ТВ. Так что книга сохраняет обаяние живой устной речи незаурядного человека.

О чём книжка. Не секрет, что в советские времена ученого не просто подтравливали, а интенсивно травили - за «биологизм», за попытку утвердить этническое многообразие в противовес ходульным схемам классовой борьбы, просто за талант и энциклопедическую образованность. Транскрипты лекций содержат отголоски полемики с оппонентами, которая так и осталась заочной: Гумилеву не давали даже ответить на разгромные рецензии его научных противников. Судя по тексту, лектором ученый был блестящим: разъяснял свою теорию подробно, остроумно, с массой исторических и житейских примеров, декламацией стихов, периодически - с искусно замаскированным идеологическим подтекстом. Текст изобилует повторами, однако всякий раз возвращаясь к одному и тому же примеру (как правило, историческому эпизоду), Гумилев умудряется высветить его новые грани. Не менее показательна его ориентация на понятийный аппарат естественных наук в тех сферах, которые принято было считать гуманитарными: думается, советские историки или этнографы не любили Льва Николаевича в том числе и за это - схемы, карты, расчеты… Зато националисты всех постсоветских стран многим обязаны русскому ученому, реабилитировавшему и наполнившему новым смыслом понятие «этнос».

Цитата наугад. «Историческое время - это как бы звучание струны, которую ущипнули, и она медленно затухает. Развитие этноса идет не вперед, и не назад, и не по кругу, а оставаясь на одном месте и постоянно вибрируя, как струна» .

Зачем и кому читать. Историкам? Этнографам? Политологам? Поскольку в постсоветских странах все перечисленные области гуманитарных знаний, увы, остаются столь же идеологизированными, как и ранее, уклонимся от рекомендаций.
Добавить комментарий
Проверочный код