Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№13 (634) 31 марта 2008 г. Экономика

«Купляйце беларускае» страхование

31.03.2008
 

Виктор ХОМЯРЧУК

№ 13 [634] от 31.03.08 - Отечественных страховщиков довели до распродажи

В Национальной библиотеке состоялась конференция, посвященная слияниям и поглощениям. Весьма ярким было выступление начальника главного управления банковского надзора Нацбанка Сергея Дубкова, из которого следовало, что его ведомство крайне заинтересовано в экспансии зарубежного капитала в банковский сектор страны и создает для этого все необходимые условия. Возникает естественный вопрос: а почему у государства нет такой же заинтересованности в отношении страхового сектора, который у Беларуси ни по объемам, ни по своей роли не является стратегическим? Хотя и страховые компании, и банки выполняют во многом сходные задачи - аккумулируют финансовые ресурсы, инвестируют их в законодательно определенном порядке, и в развитых экономических системах их финансовая мощь вполне сопоставима.

В Беларуси активы банковской и страховой систем соотносятся примерно как 18 к 1, и наивно было бы полагать, что страховая система как-то реально влияет на экономику. Одно лишь падение первого белорусского спутника срезало 15% капитала страховщиков, а этого никто и не заметил. Можно представить себе, что случилось бы, если бы то же произошло с банками. А белорусские страховщики своих соотечественников-банкиров должны холить и лелеять, поскольку в отсутствие иных реальных инвестиционных инструментов они вынуждены держать львиную часть своих резервов в банковских депозитах, хотя в Европе такие вложения считаются весьма рискованными и малодоходными.

Мы постоянно являемся свидетелями того, как валятся крупнейшие банки мира, причем порой вследствие ошибок или непреднамеренных действий рядовых сотрудников. И дело здесь не в том, что отечественные банки плохи. Наоборот, из всех сегментов экономики они выглядят, пожалуй, лучше всех, по своим качественным параметрам быстро приближаясь к цивилизованным стандартам. Но именно поэтому Нацбанк еще в прошлом году остро поставил вопрос о либерализации экономики в целом, ясно понимая свою зависимость от ее реального состояния. Сейчас же отечественные банки выставлены на продажу, и Нацбанк этот процесс всячески поощряет, т.к. ныне это единственный путь повышения капитализации и увеличения ресурсной базы. «Мы заинтересованы в том, чтобы акционерами белорусских банков напрямую выступали зарубежные банки. Нацбанк заинтересован в работе с реальными хозяевами, которые в случае проблем могут генерировать необходимые решения» , - высказал позицию своего ведомства Сергей Дубков.

Несколько по-иному обстоят дела в отечественном страховании. Провальная политика властей, нацеленная на тотальное огосударствление страхового сектора, и полное отсечение от международных страховых рынков (ни одного $1 не отдадим супостатам) ни к чему хорошему не привели. Можно сколько угодно манипулировать цифрами, но факт остается фактом: на сегодняшний день в стране застраховано не более 1% имущества предприятий, из которых порядка 80% прямо или опосредованно принадлежат государству. Причина проста: невозможность отнесения взносов по добровольному страхованию в состав затрат, учитываемых при налогообложении, проблемы с получением качественной перестраховочной защиты, да и вообще, полное безразличие государства к этому сектору финансовой системы, который на Западе обеспечивает до 70% внутренних инвестиционных ресурсов.

Можно только посетовать по поводу того, что нет у страховщиков своего Петра Петровича (Прокоповича, председателя правления Нацбанка. - Ред.) , который мог бы на любом уровне защитить подведомственную ему отрасль и делом доказать правильность выбранного пути развития.

В то же время практически все белорусские предприятия стоят перед острой проблемой ресурсов для инновационного развития, которые приходится привлекать извне.

Важнейшее условие получения таких ресурсов - минимизация рисков зарубежного инвестора (кредитодателя). Ошибочно было бы полагать, что эти риски носят исключительно политический характер. Ключевым фактором, влияющим на принятие решения об инвестировании или предоставлении кредита, является степень защиты экономической устойчивости предприятия-реципиента. Такая защита может быть обеспечена только путем приобретения страховой защиты с обязательным делегированием части риска перестраховщику с высоким рейтингом финансовой устойчивости. Особенно актуальна эта проблема для предприятий, планирующих прямой выход на рынки иностранного заимствования.

Сейчас иностранные страховщики с интересом смотрят на белорусский страховой рынок и даже готовы полностью или частично выкупить белорусские компании. Не с целью что-то на этом заработать (превышение иностранной доли свыше 20% обрезает возможности работы компании как минимум наполовину), а так, на всякий случай, благо цена привлекательная. Но мы сами делаем все для того, чтобы цена продажи была минимальной, при этом о каком-либо повышении капитализации нет и речи, в лучшем случае иностранный инвестор обеспечит увеличение капитала до требуемых в соответствии с законодательством размеров.

Почему? Ответ прост: страховщики не могут наполнить свои портфели даже под имеющийся у них скромный капитал, который с 2006г. вырос аж на $20 млн., и то за счет государственных вливаний в государственную компанию. Более того, сейчас иностранцы начинают сомневаться: стоит ли вообще вкладываться в капиталы национальных страховщиков, если многое из того, что нуждается в страховой защите, может быть застраховано ими напрямую из-за рубежа?

Казалось бы, сейчас самое время скорректировать страховое законодательство таким образом, чтобы уже в течение года увеличить капитализацию рынка в разы. Но для этого законодательство должно как минимум соответствовать стандартным европейским нормам. Годами муссируется проблема отнесения взносов на себестоимость - и автор идеи прячется, и доводов никаких не приводится. Возьмем, однако, к примеру, декрет президента о развитии новых производств в малых городах, который предусматривает огромные льготы по налогообложению. Формально в течение первых пяти лет бюджет будет чего-то недополучать. Но, можно надеяться, будут созданы новые производственные мощности, увеличится занятость, и в конечном итоге за все это воздастся сторицей. Когда же речь идет о защите того, что уже создано, и даже не о льготах, а о возвращении к нормальной практике, все чиновники закрывают рот и многозначительно показывают пальцем наверх: там, дескать, может не понравиться.

Мы сами довели нашу страховую систему до такого состояния, что только участие иностранных страховщиков в капиталах национальных страховых организаций может стать единственным условием усиления финансового потенциала страхования. Этот путь прошли все государства Восточной Европы, в настоящее время практически все ключевые игроки постсоветских государств полностью или частично принадлежат иностранному капиталу. Капитал же белорусских страховщиков совершенно несопоставим с потенциальным объемом рисков на национальном страховом поле. Сами же страховщики хотят работать и принимать все больше рисков под свою ответственность, и неважно, каким капиталом она будет подкреплена - отечественным или иностранным. Этим они и отличаются от патриотично настроенных чиновников, указывающих им сверху путь.
Добавить комментарий
Проверочный код