Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№11 (632) 17 марта 2008 г. Радости жизни

«Мы не на дровах играем!»

17.03.2008
Симфоническому оркестру музучилища им. Огинского - 50 лет

Кирилл БОРИСЕНКО

№ 11 [632] от 17.03.08 - Не исключено, что Минск в ничтожно малой степени принадлежит своим жителям, минчанам. Раздражительный или подавленный, погруженный в вечные заботы или в самого себя, депрессивный, суетливый, нерешительный, только-только перезимовавший тип столичного жителя является скорее призраком прошлых или будущих поколений минчан - среди пустой, покинутой столицы. И тогда то, что иногда гремит и сверкает в эфире гостелеканалов, все неистовые региональные праздники республиканского значения - не столько торжество идеологии и спецэффектов, сколько лишь слабые отзвуки полнокровной и насыщенной жизни, которой живет страна вдали от своей мнительной столицы.

«Для нас Минск абсолютно не чужой город. Это наш город, наша столица», - незадолго до концерта поделился с корреспондентом «БелГазеты» Григорий Сороко, дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра музучилища им. Огинского из Молодечно. Словам этим за вечер 13 марта суждено было многократно усилиться и стать бесспорным лейтмотивом концертного действа, которое подготовил для столичного слушателя молодечненский оркестр, отмечающий свой 50-летний юбилей.

За все время беседы руководитель симфонического оркестра и по совместительству уже 28-й год директор музучилища Григорий Сороко вообще ни на что не пожаловался. Это был монолог довольного жизнью и самим собой человека, которому во всем сопутствуют успех и удача.

Открыли в Молодечно молодежный музыкальный народный театр, готовится к показу новая постановка - «Травиата» Верди (а до этого с аншлагом шла «Иоланта» Чайковского), оркестр регулярно выезжает с концертами в Европу, воспитан и окультурен родной молодечненский слушатель, выпускники молодечненского училища им. Огинского работают в ведущих музыкальных коллективах Беларуси и стран СНГ, а в самом музучилище разбит внутренний концертный дворик в итальянском стиле и проведен ремонт общежития, теперь сообщающегося прямым переходом с учебным корпусом («Ночью не нужно выходить ребятам, можно отзаниматься и сразу оказаться дома»).

Вопрос, касающийся материальной базы, традиционно ввергающий руководителей оркестров и директоров музучилищ в уныние, моментально разбился о стену живейшего свидетельства Григория Сороко о прекрасном положении вещей: «Вы бы видели, какие у меня классы, какое здание! Какое общежитие! Одних только роялей в училище 30 штук - «Блютнеры», «Петроффы». Все инструменты в моем симфоническом оркестре - самые крутые в мире. Если играет кларнет, то это, конечно же, парижский «Буффе». Если играют на валторне, то это американский «Холтон». Если играют на трубах - это или американские, или немецкие инструменты, по заказу. Добивался, требовал деньги, и у меня это в конце концов получалось. Всегда очень сильно помогал Минский облисполком, там хорошо понимали ценность и важность культуры. Мы эти деньги не разбазарили, а приобрели прекрасные инструменты. Скрипки некоторые покупали с международных конкурсов мастеров. Мы не на дровах играем. Английский рожок, что у Лядова будет сегодня звучать в «Кикиморе» соло, - $12 тыс.! Я дал в руки музыкантам такие инструменты, которые чуть ли не сами играют!»

«Сороко своего не упустит», - говорили в огромном хвосте очереди за билетами. И действительно, была очередь и был аншлаг - в Большом зале филармонии! Принесли даже дополнительные стулья, в которых, правда, не было особой нужды. Но нести стоило: шел большой праздник жизни, праздник с размахом белорусского карнавала и зарядом энергии на несколько суток вперед.

Женщины, мужчины, дети выходили на сцену с огромными букетами, шелестящими воздушными змеями за спиной зрителей последних рядов, после первых же номеров программы первого отделения. Программы, которая, кстати, могла бы показаться довольно ординарной («Песенка герцога», «О, дайте, дайте мне свободу!» князя Игоря, ария Мистера Икс из «Принцессы цирка»), если бы не твердое осознание того, что подобная разборчивость - свидетельство болезни «желтого города», мешающей радоваться самым простым и естественным вещам. Здоровый человек ест все, т.е. слушает все: он не вертит носом, когда звучат всем и каждому хорошо известные произведения. К тому же заслуженный деятель культуры РБ Григорий Сороко не соврал: в «Кикиморе» английский рожок звучал ровно на $12 тыс., ни центом меньше.

Что там рожок, мы в этой избалованной столице уже отвыкли от таких длинных, многословных и по-белорусски «шчырых» вступительных речей с непременными здравицами спонсорам. И если сначала симфонический оркестр Молодечненского музучилища немного робел и играл хоть и хорошо, но несколько скованно, то к середине первого отделения вся скованность сошла на нет. Тоска (Наталья Францкевич), Герцог (Владимир Дитрук), Виолета (Татьяна Кохановская) и Мистер Икс (Андрей Савченко) неизменно заканчивали свои номера под шквал цветов и аплодисментов, а Князь Игорь и Мефистофель в одном лице (Анатолий Сивко) посылал рукоплещущей публике воздушные поцелуи.

Как отметил Сороко, первое отделение, «основное», призвано было продемонстрировать как владение оркестром «серьезным репертуаром», так и весь класс молодых солистов новорожденного Молодечненского музыкального театра: «какая растет вокальная молодежь». Во втором же отделении Григорий Сороко «играл легкую музыку». Музыканты и сам дирижер вышли на сцену в белоснежных костюмах. «Рапсодия в стиле блюз» и «Фантазии на тему «Шербургских зонтиков» сменялись в этой части концерта той особой эстрадной симфонической музыкой, которая всегда вызывает в памяти плывущие по телеэкрану титры еще советских прогнозов погоды и видеоколлажей, гипнотически-сентиментальных эфирных «затычек».

От этого слегка взгрустнулось, но героическая «Концертная пьеса» Мурада Кажлаева, советского композитора, писавшего в свое время для симфонических оркестров Дагестана и Азербайджана, вернула прежнее боевое настроение.

РОДИНА НЕ ТРЕБУЕТ, ИСКУССТВО ДАЁТ

Хотелось создавать что-то монументальное, творить, строить, но, выбравшись из филармонии, можно было без особого труда заметить, что почти все в Минске уже построено: элитное жилье, подземные города и станции метро, воздвигнуты необходимые памятники, и даже тротуары аккуратно выложены плиткой. Использовать опьянение от революционной поэтики Кажлаева и - не меньшее - от прививки витальности от симфонического оркестра Молодечненского музучилища им. Огинского и общего процветания культуры в Молодечно почти наверняка полагалось на личное усмотрение. Родина в данный момент не требовала таких жертв.
Добавить комментарий
Проверочный код