Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№11 (632) 17 марта 2008 г. Мнения

Земля под беллами и крыллами

17.03.2008
Культпоход

Янка ГРЫЛЬ

В рамках экстренного улучшения белорусско-британских отношений Александр Лукашенко на прошлой неделе встретился с членом палаты лордов Тимоти Беллом. Общественность интерпретирует визит в весьма прагматичном русле: мол, лорд-пиармен подправит имидж Беларуси на международной арене.

Многие однозначно истолковали сообщение президентской пресс-службы о встрече с Беллом чуть ли не как подписание контракта между администрацией президента РБ и Bell Pottinger Group. Согласно официальной версии, лорд отметил, что Интернет напичкан «двуличными и лицемерными комментариями в отношении Беларуси». «Предстоит серьезная работа, чтобы это исправить», - заявил Белл. И тут же провел первый мастер-класс: «Главное, чтобы информация, отражающая положение дел в Беларуси, была справедливой и соответствовала действительности».

И Александр Лукашенко не остался в долгу, высоко оценив возможности коммуникационной индустрии: «Сегодня мир развивается таким образом, что без ремесла, которым вы занимаетесь, невозможно представить ту или иную страну». Вестимо, без имиджа ни экспорт не нарастишь, ни диалог с еврокомиссарами в нужное русло не переведешь, ни инвесторов не завлечешь в РБ. Президент заверил Белла, «что готов предоставить любую информацию о нашей стране». Как положено радушному хозяину, он пообещал: «Вам будет приятно работать в нашей стране, с людьми, с властью, которая существует в Беларуси… Прежде чем вы станете убежденным сторонником нашей страны, вы удостоверитесь, что Беларусь - европейское государство и наш народ в истории сделал очень много для Европы». Настал черед Европе отдавать долги, корректируя имидж своего географического центра.

Тимоти Белл действительно знаменит своими деяниями в сфере PR. В списке его клиентов фигурируют Walt Disney, McDonald’s, Rolls-Royce, Rolex, королевская почта Великобритании, из политиков - экс-премьер Англии Маргарет Тэтчер, экс-президент ЮАР Фредерик де Клерк, экс-премьер Таиланда Таксин Чинават, правительство Саудовской Аравии и Борис Березовский. Поскольку о контактах Лукашенко с Тэтчер или де Клерком неизвестно, правомерно было бы предположить, что именно БАБ рекомендовал Белла. А рекомендация Бориса Абрамовича дорогого стоит, к тому же позволяет показать элегантную фигу Москве, где БАБа не переносят на дух.

Правда, отношение к Беллу у российских партнеров белорусского президента вряд ли намного лучше. Именно Белл занимался PR-компанией по делу Литвиненко: лорд утверждает, что жена покойного чекиста Марина попросила его сделать знаменитую фотографию Литвиненко в больничной палате. Пишут, будто сотрудники Bell Pottinger Group курировали все контакты семьи Литвиненко со СМИ - абсолютно бесплатно, по уверению лорда, из альтруистического желания предостеречь Россию от авторитаризма. В 2003г., когда БАБ был арестован британской полицией, половину залога в $160 тыс. за его освобождение внес Тимоти Белл. А когда Березовский, страхуясь от уголовного преследования, подал прошение о получении гражданства ЮАР, эту идею СМИ опять приписали Беллу, близко знакомому с де Клерком. Короче, профессионал, каких поискать…

Белл трезво смотрит на свою профессию. Некогда в интервью журналу «Профиль» он заметил: «В восприятии людей все страны делятся на три категории: хорошие парни; плохие парни; неизвестно какие парни… Каждая страна попадает сразу в три категории. Все зависит от того, кого вы спрашиваете». Нет универсальных критериев оценки имиджа государства, всюду двойные стандарты.

Накануне саммита G8 в 2006г. Владимир Путин тоже прибегал к услугам PR-агентства - Ketchum из холдинга Omnicom Group. И значительную долю усилий Ketchum затратил на конкуренцию с подчиненными Белла, стремившимися создать саммиту и его хозяину негативный имидж. Ketchum выиграл и даже получил за информационное сопровождение саммита золотой приз в сфере PR. Но сам факт поединка с лучшей стороны характеризует профессиональную хватку Bell Pottinger Group.

В Беларуси всегда было туго с PR: власть механически транслировала созданный для внутреннего потребления имидж страны вовне, оппозиция так же механически переносила созданный вовне имидж Беларуси внутрь страны. В результате и власть, и оппозиция остались при своем, а страна очутилась, политкорректно выражаясь, там, где пребывает и поныне.

Сработается ли Лукашенко с Беллом? Вероятность высока. И, возможно, тогда член палаты лордов скажет о президенте РБ то, что он некогда сказал о Тэтчер: «Маргарет стала моим близким другом. Она сформулировала для меня то, во что я верил. Демократию и частное предпринимательство. Она освободила Англию от ига социализма. Я горжусь ею».
Добавить комментарий
Проверочный код