Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№11 (632) 17 марта 2008 г. Личный вкус

«Безмолвный свет»

17.03.2008
(Мексика-Франция-Нидерланды-Германия, 2007)

Игорь СУКМАНОВ

Режиссер Карлос Рейгадас. В ролях: Корнелио В. Ферр, Мириам Таусс, Мария Панкрац, Якобо Классен, Элизабет Ферр.

С кинематографом мексиканца Карлоса Рейгадаса белорусский зритель мог бы познакомиться пару лет назад. Но не довелось. Радикальный шедевр режиссера «Битва на небесах» был отнесен Госрегистром к разряду порнографии и запрещен к прокату. Теперь проклятый мексиканец все же достиг наших берегов, но совсем в ином обличье. В ограниченный прокат выходит его «Безмолвный свет» - интеллектуальная медитативная драма, в которой присутствие Бога принимает форму художественного свидетельства. Редкий, если не сказать единичный, случай в новейшей истории кино.

О фильме. В центре сюжета история человека, который любит одновременно двух женщин и которому предстоит сделать выбор.

Существенно, что тривиальная история «о раздвоенном сердце» разворачивается на первозданных просторах северной Мексики, в деревне меннонитов, приверженцев одной из наиболее аскетичных ветвей протестантизма. Жители этой религиозной общины словно сошли со страниц волшебных сказок. Они отринули блага цивилизации, проповедуют смирение и нравственное самосовершенствование. Среди них живет герой фильма Корнелио, который переживает душевный кризис: он изменяет жене с другой женщиной. Он одержим страстью и чувством вины.

В отличие, скажем, от модного атеиста Ларса фон Триера Карлос Рейгадас не станет играть на религиозных чувствах героя. Вера как таковая лежит вне сферы действительных интересов режиссера. Погружаясь в тонкую сферу взаимоотношений человека с Богом, он последовательно ведет разговор о реальности. Цель его художественных устремлений - красота мира.

Как снято. «Безмолвный свет» относится к ветви авторского кино, которую можно назвать «линией Тарковского». У Рейгадаса экранная жизнь не имеет ничего общего с реальностью, схваченной на лету. Она - фрагмент вечности, запечатленный в статичных планах и плавных тревелингах, в отсутствие музыки и действия как такового. Лучшие сцены фильма разворачиваются на фоне величественных ландшафтов, а драматизм ситуации усиливают звуки и образы природных явлений, как, например, проливной тропический ливень в завораживающей сцене смерти жены - прямая иллюстрация того, как природа внемлет Богу.

Фильм кажется миражом, измышленной реальностью на манер «Деревни» голливудского мистика Найта Шьямалана. По незнанию «Тихий свет» можно даже принять за плод авторской фантазии, соединившей в себе пейзажи доколумбовой Америки с европейской фермой, средневековых героев с тракторами и автомобилями. Но то, что зафиксировано камерой, являет собой действительный срез жизни. Это удивительное ощущение искусства, разлитого в воздухе, служит Рейгадасу пропуском в кинематографический рай.

Что интересно. В фильме заняты непрофессиональные актеры, в большинстве своем жители менонитских общин. Все диалоги ведутся на их родном языке - средневековом диалекте рlautdeitsch. Этот степенный и строгий, мертвый, по сути, язык придает происходящему дополнительную значимость. Он загадочен, как внутренний мир людей, которые добровольно отринули блага цивилизации и ушли в самих себя, уподобившись инопланетному разуму.

О режиссере. Запомните это имя - Карлос Рейгадас. Режиссер колоссального потенциала, не эпигон и подражатель, а действительный наследник классического кино Дрейера, Тарковского и Бунюэля. Он автор всего трех картин: «Япония», «Битва на небесах», «Безмолвный свет». В неполные 37 лет уже ходит в любимчиках у Жиля Жакоба. Почетный президент Каннского фестиваля, на вкусы которого ориентируется едва ли не весь мир, методично приглашает мексиканского вундеркинда участвовать в борьбе за «Золотую пальмовую ветвь». Фильмы Рейгадаса ждут с замиранием сердца как сторонники, так и противники режиссера. В отличие от большинства своих именитых коллег, которые, нащупав золотую жилу, эксплуатируют ее до полного износа, Рейгадас не повторяется. В творчестве его не интересуют вариации на заданную тему. Его новые картины свободны от влияния предыдущих. Он еще не классифицированный, не изученный, не загнанный на полочку талант, в гениальности которого нам еще предстоит убедиться.

Где посмотреть. С 20 по 23 марта в рамках киноформата «4х4» (кинотеатры «Аврора», «Мир», «Победа» и «Центральный»).
Добавить комментарий
Проверочный код