Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Актуальные предложения услуг по грузоперевозкам в Крым "ООО "Транс-Агент"".
№11 (632) 17 марта 2008 г. Экономика

Обтурили страну

17.03.2008
Беларусь не вошла в рейтинг туристической конкурентоспособности стран

Ярослав РОМАНЧУК

4 марта Всемирный экономический форум (ВЭФ) совместно с Международной ассоциацией авиаперевозок (IATA), Всемирным советом по путешествиям и туризму (WTTC) и Всемирной туристической организацией ООН (UNWTO) опубликовал новый рейтинг конкурентоспособности стран мира в сфере путешествий и туризма. Мировым лидером в области туризма стала Швейцария. В пятерку лучших для туризма стран вошли Австрия, Германия, Австралия и Испания.

НЕ КОНКУРС КРАСОТЫ

Из постсоветских стран лучший результат у Эстонии - 26-е место. Литва оказалась на 47-м месте, Россия - на 64-м, Украина - на 77-м. В рейтинге 130 стран Беларуси нет. Используя методологию составления индекса ВЭФа, можно подсчитать, что наша страна с ее сегодняшними показателями находится примерно на 85-м месте.

СПРАВКА «БелГазеты». ВЭФ оценивает конкурентоспособность в сфере путешествий и туризма по 14 критериям: 1) качество нормативной базы, регулирующей развитие туризма; 2) экологическая устойчивость; 3) безопасность; 4) качество системы здравоохранения и уровень гигиены; 5) приоритетность туризма и путешествий; 6) инфраструктура для воздушного транспорта; 7) инфраструктура для наземного транспорта; 8) туристическая инфраструктура; 9) информационная и телекоммуникационная инфраструктура; 10) ценовая конкурентоспособность в сфере путешествий и туризма; 11) человеческие ресурсы; 12) близость для путешествий и туризма; 13) природные ресурсы; 14) культурные ресурсы.

Главный экономист ВЭФа Дженнифер Бланк утверждает, что их исследование «не конкурс красоты для определения привлекательности страны. Мы, скорее, ориентированы на оценку факторов, которые делают привлекательным развитие сферы туризма и путешествий в промышленно развитых странах. Лидеры рейтинга демонстрируют важность поддерживающего бизнеса и нормативно-правовой среды вкупе с транспортной и туристической инфраструктурой мирового класса, а также акцентом на бережное отношение и развитие человеческих и природных ресурсов».

Индекс конкурентоспособности стран в сфере туризма и путешествия - это и не рейтинг прибыльности данных секторов. Каждая из стран мира имеет свой набор уникальных факторов, мест и явлений, которые могут быть интересными для миллионов туристов. Станет ли туризм мотором экономического развития, продвижения национальной культуры, популяризатором коммерческой и человеческой привлекательности страны, зависит от политики правительства. Оно должно защищать права собственности, интегрироваться в мировую финансовую систему, полностью уйти из турбизнеса, отменить все ценовые ограничения, снять препятствия для коммерческой деятельности иностранцев, в т.ч. по владению авиационной инфраструктурой. Власти не должны мешать частным компаниям развивать собственную туристическую инфраструктуру, включая гостиницы и развлекательные центры. При этом важно стимулировать изучение иностранных языков и активно пиарить культурные и природные преимущества страны.

Таблица

Анализ Тор-20 стран показывает, что на одном культурном или природном наследии мощный туристический сектор не построишь. Швейцарцы имеют самый мощный туристический потенциал, потому что они имеют лучшую в мире нормативно-правовую среду для развития туризма. Эта страна - вторая в мире по качеству бизнес-климата и инфраструктуры для туризма и третья по человеческим, природным и культурным ресурсам. А вот Исландия, которая по последнему фактору занимает всего лишь 36-е место, в общем рейтинге оказалась на 11-м. Такой успех обусловлен регуляторной средой (3-е место в мире), а также бизнес-климатом и инфраструктурой для туризма (9-е место).

Дания по фактору «человеческие, природные и культурные ресурсы» занимает 28-е место, в общем рейтинге - 13-е. Гонконг - соответственно 42-е и 14-е места. Литва (74-е место по потенциалу) поднялась на 47-е место. Латвия оказалась на 45-м месте при 82-м месте по человеческим, природным и культурным ресурсам. У наших северных соседей нет мировой славы туристических мест. Они берут свое качественным сервисом, развитой инфраструктурой, умением продавать свой экотуризм и исторические достопримечательности.

Значительно усилили свой естественный туристический потенциал Сингапур, Кипр, Эстония, Венгрия и Мальта. ОАЭ и Катар привлекают туристов великолепной инфраструктурой, мощными зонами duty free и возможностью в безопасности хранить деньги и управлять ими.

Целая группа стран блокирует свои естественные туристические преимущества. Ботсвана имеет прекрасные естественные парки, чистейшую природу. По природным ресурсам она занимает 31-е место, но в общем рейтинге только на 87-м месте. Причина кроется в неразвитой дорожной инфраструктуре, плохом бизнес-климате, малом количестве гостиниц, нехватке международных компаний по аренде автомобилей, а также в низких стандартах здравоохранения.

ДРАНИКОМ НЕ ЗАМАНИШЬ

Рейтинг конкурентоспособности стран в области путешествий и туризма подвергает сомнению целый ряд положений, в которые продолжают верить не только наши власти, но и большинство населения. Мало сказать, что Беларусь - это синеокая красавица в центре Европы. Можно сколь угодно долго упиваться прекрасными пейзажами Беловежской пущи, Браславских озер и других национальных парков. Можно до исступления говорить о богатой истории, древних замках и европейских традициях. Проблема в том, что в туристически активных странах об этом практически никто не знает. В то время как за каждого туриста, будь то для отдыха или бизнеса, идет активная борьба, наши власти ведут себя так, как будто мир сам должен заставить туристов посещать Беларусь. Желательно - в рамках госпрограмм.

Тот факт, что ВЭФ не оценивает туристический потенциал Беларуси, говорит о неадекватности действий по разблокированию нашего людского, природного и культурного потенциала. По нормативной базе для развития туризма мы находимся примерно на 89-м месте. По качеству делового климата и инфраструктуры для развития туризма Беларусь занимает примерно 92-е место в компании с такими странами, как Грузия, Эквадор, Алжир, Босния и Герцеговина. Наконец, по подиндексу «человеческие, культурные и природные ресурсы для развития туризма» расчеты выдают для Беларуси 104-е место.

В общей оценке туристической привлекательности Беларусь тянут вниз такие показатели, как большое количество ДТП, грубость на дорогах (проблема безопасности), недоброжелательность пограничников и таможенников, «отсутствие веры в полицию как защиту от преступников», более высокие цены для иностранцев на разного рода услуги, ограничения на приобретение ими собственности.
Добавить комментарий
Проверочный код