Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№11 (632) 17 марта 2008 г. Автостоп

«Моё дело - вставить шланг и выкачать»

17.03.2008
 

Евгений КЕЧКО

В обществе привыкли делить профессии на благородные и не очень. К последним многие относят специальность водителя-ассенизатора, которых иногда уважительно называют санитарами канализационных труб.

Сами ассенизаторы говорить о своей профессии не любят, в чем «БелГазету» пытались заверить в УП «Спецкоммунавтотранс», в подчинении которого находятся представители этой крайне важной специальности: «Поймите, многие не хотят, чтобы о них знали, а вы фотосъемку предлагаете. Одного нашего водителя пытались снять на видеокамеру, так он возмутился: «Я соседям говорю, что обычным водителем работаю, а вы хотите меня в эфире показать».

Но разыскать одного из сотрудников «Спецкоммунавтотранса» «Автостопу» все-таки удалось. Водитель-ассенизатор Станислав ЗАЙКОВСКИЙ еще в телефонном разговоре отметил: «Мне моя работа нравится, я ее не стесняюсь, правда, ничего интересного не расскажу, мы люди не публичные».

В частном секторе Московского района столицы на машину с надписью «Специальная» по-прежнему обращают особое внимание. Но не с презрительным интересом, а с потребительским. Рядом со спецавтомобилем остановилась дорогая иномарка, водитель которой, посигналив, попросил Зайковского открыть окно: «Свободен?» «Сегодня нет - плотный график, - разочаровал жителя частного сектора ассенизатор и, когда машина проехала, пояснил: - Приезжаешь на заказ, а жильцы-соседи иногда просят, чтобы заодно откачали и у них - заплатим сразу. Но сначала надо оформить заявку».

«Я в институте, а ты баранку крутишь»

Станислав Зайковский хорошо помнит те времена, когда приступил к освоению премудростей профессии ассенизатора.

- После армии работал на заводе на бортовом «ГАЗ-53». Сам я из Минской области, уже была жена, родилась дочка, поэтому меня интересовал жилищный вопрос. Узнал, что в спецавтохозяйстве по сануборке Минска через полтора-два года работы можно получить служебную квартиру. Посоветовавшись с женой, сделал выбор, о котором не жалею. Тем более после 10 лет выслуги жилье полностью переходило нам. Но за это время жена через институт, в котором работала, получила трехкомнатную квартиру, поэтому служебную «двушку» у меня забрали. Но профессию менять не захотел, меня полностью все устраивало.

В советские времена, работая на мусоровозке, получал 500 рублей, мне предлагали стать начальником мастерских, но оклад был меньше раза в четыре. К тому же на том же заводе скучно: постоянно одно и то же, а здесь каждый день ездишь по новому адресу.

В семье к моей работе нормально относились, правда, жена один раз упрекнула: «Я в институте работаю, а ты баранку крутишь». Я ей возразил: «Разве это проблема?» Вроде нормальный человек, соображающий. Заочно поступил в техникум, окончил автотракторный факультет. Стал дипломированным специалистом и менять до сих пор ничего не хочу. Тем более до пенсии осталось восемь лет, к переменам уже не тянет. Если вдруг что произойдет, думаю, руководство пойдет навстречу - предложит работу механика или еще кого.

«Иногда бочки складываются в лепёшку»

Водитель-ассенизатор не офисный клерк и не швейцар, тем не менее к его внешнему виду также предъявляются требования.

- Нам костюмы выдают на один год, но если аккуратно носить, то на два года хватит. Все зависит от человека: у нас есть и мурзатые водители, я же всегда любил аккуратную одежду. Опрятности от нас требует руководство, санстанция проверяет только хозяйство - за нами никто не ездит и не смотрит, как мы и в чем откачиваем…

Более серьезные требования у нас к технике. На этом автомобиле - «ГАЗ-3307», модификация «КО-503B» - я езжу 5 лет, получил его абсолютно новым. На предыдущей машине отработал 13 лет, сам ездил забирать ее из Арзамаса. В целом таких автомобилей у нас не много: хозяйство специализируется на вывозе мусора, поэтому больше заинтересовано в покупке мусоровозов.

Организованно работают и технические службы. В хозяйстве есть станция диагностики, и примерно раз в две недели мы проходим ТО-1, а раз в два-три месяца - ТО-2. Шланги и бочку не проверяют, за этим мы следим сами. Каждые полгода бочку мы чистим: загоняем машину в специально отведенное место, лопатой выгребаем остатки в контейнеры и вывозим на свалку.

Бывали случаи, когда при неправильной эксплуатации бочки складывались в лепешку. Происходит это из-за того, что к шлангу что-то присасывается, внутри создается вакуум, хлопок - и бочка складывается. Ее можно вытянуть, но это долгий процесс: надо варить, ровнять. Обычно в таких случаях бочку меняют.

«Фу, г...новозник поехал»

- Сейчас мы подписываем коллективный договор, в котором обязуемся выполнять работу в срок. Раньше было больше разгильдяйства, машина могла не приехать вовремя на заказ, к тому же не все водители следили за экологическими нормами: неплотно закрывали лючок, из-за чего из шланга просачивался продукт откачки. Теперь у ГАИ есть своя экологическая служба, и требования по этим вопросам серьезные.

Качества работы требуют и клиенты. Однажды наш водитель приехал на заказ, и что-то на него нашло: «Мое дело - вставить шланг и выкачать. Люк открывайте сами или нанимайте людей, чтобы это сделали». Клиенты позвонили в хозяйство, нас собрали и при всех «отработали» того водителя: ведь у нас в инструкции есть положение о вежливом обслуживании. Тем более все водители с опытом работы, самому молодому около 30 лет, но у него уже приличный стаж.

Жители по-разному относятся к нашей работе. Самые вздорные - подростки. Могут пальцем показать: «Фу, г…новозник поехал». Я им спокойно отвечаю: «Неизвестно, кем вы станете. Сейчас ничего не понимаете, время возьмет свое». Молодежь такая пошла, что особо учиться не хочет, тем более банкирами и директорами фирм не все становятся.

Люди постарше относятся не так вызывающе. Многие благодарят, некоторые звонят в хозяйство, чтобы высказать благодарность, а кое-кто просто предлагает бутылку. Я такие презенты не принимаю: во-первых, сам себе могу купить бутылку, а во-вторых, нам каждое утро надо врача проходить.

Куда труднее с чересчур требовательными клиентами. Заглянут в люк, а потом спрашивают: почему осталось? Начинаешь им объяснять, что это вакуумный насос, им насухо не выберешь, нужно, чтобы наконечник обязательно в воде находился. Обычно в яме с полведра как минимум остается. Получается, я должен туда с тряпкой лезть и все насухо вымакать? Это в мои обязанности не входит.

Некоторые жильцы проявляют чрезмерное любопытство, за что и расплачиваются. Кто-то стоит и наблюдает, как ты работаешь, а кто-то постоянно суетится, контролирует каждое твое движение. Начинаешь шланг доставать, и, если что-то остается, брызги могут полететь и на клиента. Некоторые матерятся. Но зачем же они лезут?

Но чаще достается не жильцам, а помощникам сантехников, когда ездим по вызовам ЖЭСов. Аварии обычно случаются в подвалах, где довольно тесно, поэтому при рассоединении шланга может случиться всякое.

«Жаловаться нам не на что»

Станислава Зайковского не беспокоит то, что с развитием цивилизации работы для ассенизаторов становится все меньше. В то же время он не может дать гарантии, что его профессия будет вечной.

- Раньше частного сектора было гораздо больше, следовательно, работы хватало. Сейчас почти везде провели канализацию, так что со временем ассенизаторы могут и не понадобиться. С другой стороны, вечного ничего нет, в многоэтажных домах случаются аварии - нужно откачивать. Так что наша техника пригодится еще долгое время.

За границей наша профессия также востребована, хотя и там не считается сильно престижной. У коллеги сестра живет в Канаде и рассказывает, что эта работа хорошо оплачивается и люди за нее держатся. У нас же большинство зарплат подогнано под единый стандарт, в последнем месяце я, ветеран труда, получил Br960 тыс., хотя могли бы платить и больше. Премии бывают нечасто, в основном перед Новым годом, Днем коммунальника доплачивают по Br80-100 тыс. Радует, что есть социальные гарантии: деньги выплачиваются вовремя, у хозяйства есть база отдыха на Нарочи, где проводятся различные олимпиады. В прошлом году я стал чемпионом по бильярду среди работников ЖКХ, так что жаловаться нам особо не на что.

P.S. Услуга под названием «выкачка», оказываемая сотрудником «Спецкоммунавтотранса» Станиславом Зайковским, стоит Br24,8 тыс.

Тop-5 благородных профессий.

Версия Станислава ЗАЙКОВСКОГО

1. Летчик. Это первая профессия, которая нравилась в детстве. Но поступать в авиационный техникум не было возможности: у нас в семье было четырнадцать детей, нужно было помогать матери.

2. Водитель. Мне нравится моя профессия. Она благородная и опасная. Сейчас много неуравновешенной молодежи на иномарках, с каждым годом ездить по городу все труднее.

3. Работник киноиндустрии. Всегда нравилось кино, я одно время даже работал киномехаником в кинотеатре «Современник». Но потом меня отправили работать по деревням, и я утратил интерес к профессии.

4. Военнослужащий. Когда я был пацаном, все любили военных. Красивая форма, армейская выправка, особое отношение со стороны населения.

5. Руководитель. Хотелось бы успеть еще поруководить, стать хотя бы начальником колонны. У меня даже кличка Начальник - так называют коллеги, и даже руководство. Может, потому, что образование есть. Хотя, с другой стороны, звучит немного странно: бригадир бочек…
Добавить комментарий
Проверочный код