Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№11 (632) 17 марта 2008 г. Автостоп

«Моё дело - вставить шланг и выкачать»

17.03.2008
 

Евгений КЕЧКО

В обществе привыкли делить профессии на благородные и не очень. К последним многие относят специальность водителя-ассенизатора, которых иногда уважительно называют санитарами канализационных труб.

Сами ассенизаторы говорить о своей профессии не любят, в чем «БелГазету» пытались заверить в УП «Спецкоммунавтотранс», в подчинении которого находятся представители этой крайне важной специальности: «Поймите, многие не хотят, чтобы о них знали, а вы фотосъемку предлагаете. Одного нашего водителя пытались снять на видеокамеру, так он возмутился: «Я соседям говорю, что обычным водителем работаю, а вы хотите меня в эфире показать».

Но разыскать одного из сотрудников «Спецкоммунавтотранса» «Автостопу» все-таки удалось. Водитель-ассенизатор Станислав ЗАЙКОВСКИЙ еще в телефонном разговоре отметил: «Мне моя работа нравится, я ее не стесняюсь, правда, ничего интересного не расскажу, мы люди не публичные».

В частном секторе Московского района столицы на машину с надписью «Специальная» по-прежнему обращают особое внимание. Но не с презрительным интересом, а с потребительским. Рядом со спецавтомобилем остановилась дорогая иномарка, водитель которой, посигналив, попросил Зайковского открыть окно: «Свободен?» «Сегодня нет - плотный график, - разочаровал жителя частного сектора ассенизатор и, когда машина проехала, пояснил: - Приезжаешь на заказ, а жильцы-соседи иногда просят, чтобы заодно откачали и у них - заплатим сразу. Но сначала надо оформить заявку».

«Я в институте, а ты баранку крутишь»

Станислав Зайковский хорошо помнит те времена, когда приступил к освоению премудростей профессии ассенизатора.

- После армии работал на заводе на бортовом «ГАЗ-53». Сам я из Минской области, уже была жена, родилась дочка, поэтому меня интересовал жилищный вопрос. Узнал, что в спецавтохозяйстве по сануборке Минска через полтора-два года работы можно получить служебную квартиру. Посоветовавшись с женой, сделал выбор, о котором не жалею. Тем более после 10 лет выслуги жилье полностью переходило нам. Но за это время жена через институт, в котором работала, получила трехкомнатную квартиру, поэтому служебную «двушку» у меня забрали. Но профессию менять не захотел, меня полностью все устраивало.

В советские времена, работая на мусоровозке, получал 500 рублей, мне предлагали стать начальником мастерских, но оклад был меньше раза в четыре. К тому же на том же заводе скучно: постоянно одно и то же, а здесь каждый день ездишь по новому адресу.

В семье к моей работе нормально относились, правда, жена один раз упрекнула: «Я в институте работаю, а ты баранку крутишь». Я ей возразил: «Разве это проблема?» Вроде нормальный человек, соображающий. Заочно поступил в техникум, окончил автотракторный факультет. Стал дипломированным специалистом и менять до сих пор ничего не хочу. Тем более до пенсии осталось восемь лет, к переменам уже не тянет. Если вдруг что произойдет, думаю, руководство пойдет навстречу - предложит работу механика или еще кого.

«Иногда бочки складываются в лепёшку»

Водитель-ассенизатор не офисный клерк и не швейцар, тем не менее к его внешнему виду также предъявляются требования.

- Нам костюмы выдают на один год, но если аккуратно носить, то на два года хватит. Все зависит от человека: у нас есть и мурзатые водители, я же всегда любил аккуратную одежду. Опрятности от нас требует руководство, санстанция проверяет только хозяйство - за нами никто не ездит и не смотрит, как мы и в чем откачиваем…

Более серьезные требования у нас к технике. На этом автомобиле - «ГАЗ-3307», модификация «КО-503B» - я езжу 5 лет, получил его абсолютно новым. На предыдущей машине отработал 13 лет, сам ездил забирать ее из Арзамаса. В целом таких автомобилей у нас не много: хозяйство специализируется на вывозе мусора, поэтому больше заинтересовано в покупке мусоровозов.

Организованно работают и технические службы. В хозяйстве есть станция диагностики, и примерно раз в две недели мы проходим ТО-1, а раз в два-три месяца - ТО-2. Шланги и бочку не проверяют, за этим мы следим сами. Каждые полгода бочку мы чистим: загоняем машину в специально отведенное место, лопатой выгребаем остатки в контейнеры и вывозим на свалку.

Бывали случаи, когда при неправильной эксплуатации бочки складывались в лепешку. Происходит это из-за того, что к шлангу что-то присасывается, внутри создается вакуум, хлопок - и бочка складывается. Ее можно вытянуть, но это долгий процесс: надо варить, ровнять. Обычно в таких случаях бочку меняют.

«Фу, г...новозник поехал»

- Сейчас мы подписываем коллективный договор, в котором обязуемся выполнять работу в срок. Раньше было больше разгильдяйства, машина могла не приехать вовремя на заказ, к тому же не все водители следили за экологическими нормами: неплотно закрывали лючок, из-за чего из шланга просачивался продукт откачки. Теперь у ГАИ есть своя экологическая служба, и требования по этим вопросам серьезные.

Качества работы требуют и клиенты. Однажды наш водитель приехал на заказ, и что-то на него нашло: «Мое дело - вставить шланг и выкачать. Люк открывайте сами или нанимайте людей, чтобы это сделали». Клиенты позвонили в хозяйство, нас собрали и при всех «отработали» того водителя: ведь у нас в инструкции есть положение о вежливом обслуживании. Тем более все водители с опытом работы, самому молодому около 30 лет, но у него уже приличный стаж.

Жители по-разному относятся к нашей работе. Самые вздорные - подростки. Могут пальцем показать: «Фу, г…новозник поехал». Я им спокойно отвечаю: «Неизвестно, кем вы станете. Сейчас ничего не понимаете, время возьмет свое». Молодежь такая пошла, что особо учиться не хочет, тем более банкирами и директорами фирм не все становятся.

Люди постарше относятся не так вызывающе. Многие благодарят, некоторые звонят в хозяйство, чтобы высказать благодарность, а кое-кто просто предлагает бутылку. Я такие презенты не принимаю: во-первых, сам себе могу купить бутылку, а во-вторых, нам каждое утро надо врача проходить.

Куда труднее с чересчур требовательными клиентами. Заглянут в люк, а потом спрашивают: почему осталось? Начинаешь им объяснять, что это вакуумный насос, им насухо не выберешь, нужно, чтобы наконечник обязательно в воде находился. Обычно в яме с полведра как минимум остается. Получается, я должен туда с тряпкой лезть и все насухо вымакать? Это в мои обязанности не входит.

Некоторые жильцы проявляют чрезмерное любопытство, за что и расплачиваются. Кто-то стоит и наблюдает, как ты работаешь, а кто-то постоянно суетится, контролирует каждое твое движение. Начинаешь шланг доставать, и, если что-то остается, брызги могут полететь и на клиента. Некоторые матерятся. Но зачем же они лезут?

Но чаще достается не жильцам, а помощникам сантехников, когда ездим по вызовам ЖЭСов. Аварии обычно случаются в подвалах, где довольно тесно, поэтому при рассоединении шланга может случиться всякое.

«Жаловаться нам не на что»

Станислава Зайковского не беспокоит то, что с развитием цивилизации работы для ассенизаторов становится все меньше. В то же время он не может дать гарантии, что его профессия будет вечной.

- Раньше частного сектора было гораздо больше, следовательно, работы хватало. Сейчас почти везде провели канализацию, так что со временем ассенизаторы могут и не понадобиться. С другой стороны, вечного ничего нет, в многоэтажных домах случаются аварии - нужно откачивать. Так что наша техника пригодится еще долгое время.

За границей наша профессия также востребована, хотя и там не считается сильно престижной. У коллеги сестра живет в Канаде и рассказывает, что эта работа хорошо оплачивается и люди за нее держатся. У нас же большинство зарплат подогнано под единый стандарт, в последнем месяце я, ветеран труда, получил Br960 тыс., хотя могли бы платить и больше. Премии бывают нечасто, в основном перед Новым годом, Днем коммунальника доплачивают по Br80-100 тыс. Радует, что есть социальные гарантии: деньги выплачиваются вовремя, у хозяйства есть база отдыха на Нарочи, где проводятся различные олимпиады. В прошлом году я стал чемпионом по бильярду среди работников ЖКХ, так что жаловаться нам особо не на что.

P.S. Услуга под названием «выкачка», оказываемая сотрудником «Спецкоммунавтотранса» Станиславом Зайковским, стоит Br24,8 тыс.

Тop-5 благородных профессий.

Версия Станислава ЗАЙКОВСКОГО

1. Летчик. Это первая профессия, которая нравилась в детстве. Но поступать в авиационный техникум не было возможности: у нас в семье было четырнадцать детей, нужно было помогать матери.

2. Водитель. Мне нравится моя профессия. Она благородная и опасная. Сейчас много неуравновешенной молодежи на иномарках, с каждым годом ездить по городу все труднее.

3. Работник киноиндустрии. Всегда нравилось кино, я одно время даже работал киномехаником в кинотеатре «Современник». Но потом меня отправили работать по деревням, и я утратил интерес к профессии.

4. Военнослужащий. Когда я был пацаном, все любили военных. Красивая форма, армейская выправка, особое отношение со стороны населения.

5. Руководитель. Хотелось бы успеть еще поруководить, стать хотя бы начальником колонны. У меня даже кличка Начальник - так называют коллеги, и даже руководство. Может, потому, что образование есть. Хотя, с другой стороны, звучит немного странно: бригадир бочек…
Добавить комментарий
Проверочный код