Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№11 (632) 17 марта 2008 г. Автостоп

«Схема ещё не отработана, и никаких указаний нет…»

17.03.2008
 

Марина АЖГИРЕЙ

В непростую процедуру превратилось пересечение границы на автомобилях с иностранной регистрацией гражданами Беларуси, которые временно проживают за границей. После вступления в силу указа N503 предусмотрено внесение залога в размере 1 тыс., 1,5 тыс. либо 3 тыс. евро за ввоз транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранного государства, резидентами, временно проживающими, обучающимися либо работающими за границей. Таможня надеется пресечь случаи невывоза данных автомобилей с территории Беларуси: по официальным данным, из страны ежегодно исчезало около 5 тыс. временно ввезенных автомобилей.

О своем опыте въезда в Беларусь на автомобиле Opel Monterey с бельгийской регистрацией «Автостопу» рассказала Наталья, 12 лет проживающая в Роттердаме (Нидерланды) и состоящая на консульском учете в посольстве Беларуси.

Когда 8 февраля я выезжала из Беларуси через мозырскую таможню «Новая Рудня», представитель таможни проинформировал меня: в следующий раз при въезде в Беларусь я должна буду внести финансовую гарантию - 9 тыс. евро. Сумма показалась нереальной, и таможенник пригласил своих коллег - изучать документы. Как они сказали, у них я первая, пересекавшая границу по новой схеме. Для себя же я отметила, что на то время прошло уже полтора месяца после вступления в силу указа.

Наконец, спустя полтора часа нам все же удалось выяснить, что сумма фингарантии за мой Opel Monterey, подпадающий под категорию авто от 10 до 14 лет с двигателем объемом 3,1 л, составляет 1,5 тыс. евро.

На следующий день я возвращалась в Беларусь. История повторилась. Четыре сотрудника таможни под руководством начальника не знали, какова процедура оформления, за исключением того, что надо взять фингарантию. Вся процедура заняла 5 часов 15 минут. При этом я была на границе практически одна. Они изучали указ, спорили, звонили куда-то. В итоге выдали удостоверение временного ввоза, листок транспортного контроля и приходный таможенный ордер о внесенной сумме в 1,5 тыс. евро и банковский чек.

Кстати, машина моя служебная, стоит на учете в Бельгии, числится за нашей с мужем фирмой, что отмечено в техпаспорте. И прежде чем ее продать, ее необходимо снять с учета в Бельгии.

На вопрос о возврате суммы фингарантии таможенники только пожимали плечами. «Схема еще не отработана, и никаких указаний нет. Нам кажется, - сказала начальница, - что деньги вы будете возвращать в центральной мозырской таможне, поскольку у нас нет общей компьютерной системы, и мы возвратом не занимаемся». Так нарисовались мои перспективы: деньги я буду получать Мозыре, а оттуда меня под конвоем сопроводят до Новой Рудни - это 65 км! Конвой будет гарантией, что я вывезла машину за пределы Беларуси. И что, каждую машину конвоировать?

Сейчас собираюсь получить залог. Много раз звонила в Мозырь. По поводу конвоя ничего не говорят. Но подтверждают: деньги можно получить у них. А если вдруг понадобится ночью сорваться в дорогу? Как быть? Мне предложили оставить доверенность на того, кто сможет приехать в Мозырь и забрать деньги. Предупредили, что при выплате у них может не оказаться той валюты, в которой платила я, и за собой оставляют право возвратить мне сумму по курсу Нацбанка. Но ведь я еду в Европу, белорусские рубли меня могут не устроить!

Года полтора назад у нас с мужем уже была неприятная ситуация. Когда мы находились в Беларуси, мужа срочно вызвали по работе в Амстердам. Самый простой и быстрый маршрут - самолет Вильнюс-Амстердам. Я взялась везти мужа до аэропорта. При пересечении границы представители транспортного контроля сообщили: мы должны $300. За что? Оказывается, машина, на которую оформлен временный ввоз, должна быть вывезена в ту страну, откуда была ввезена, через тот же пункт таможенного оформления. В противном случае требовалась оплата. Причем об этом при оформлении на границе временного ввоза меня никто не проинформировал!

В итоге мой муж пересел в проходивший рейсовый автобус на Вильнюс. А на следующий день я обратилась в Минт-ранспорта. Меня пригласили на прием, но только пожимали плечами: да, существует такое положение. И больше ничего.

Нынешних порядков я тоже не могу понять. Ну не вывез ты временно ввезенный автомобиль - поставьте на заметку, оштрафуйте, заведите уголовное дело, не впускайте больше, наконец. Получается, ты ничего противоправного не совершил, а тебя подозревают в намерениях. За 5 лет я раз пятьдесят въезжала в Беларусь на пяти разных автомобилях, и никогда у меня не было никаких проблем с временным ввозом. Интересно, что если бы за рулем был мой муж, гражданин Бельгии, то никаких проблем бы не возникло. Даже временный ввоз не пришлось бы оформлять!

В указе N503 написано, что деньги на счету таможни могут оставаться замороженными в течение трех лет. Меня этот вариант очень устраивал бы: не нужно каждый раз возить с собой деньги, не нужно наезжать лишний километраж - деньги хранятся в Мозыре. И на таможне в Мозыре подтвердили, что справка о наличии денег на счету может быть выдана. А на границе сказали, что система действовать не может. Отсутствует единая база данных, чтобы проверить, есть ли деньги на счету. А это значит, что по пути от таможни к погранпереходу я могу залог потратить, а машину продать. Фактически каждый раз придется уплачивать залог заново. Можно, конечно, растаможить автомобиль. Но стоимость растаможки превышает стоимость авто…
Добавить комментарий
Проверочный код