Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№9 (630) 03 марта 2008 г. Радости жизни

«Штази» против «Капитала»

03.03.2008
Негромкая битва титанов белорусского рока

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

№ 9 [630] от 03.03.08 - Оказывается, чтобы понять, почему все было так плохо, необходимо дождаться момента, когда все станет хорошо. После нынешней «Рок-коронации» зрители делились впечатлениями: «Это была самая сильная «Коронация» за последние 10 лет! Старые музыканты помудрели, а молодые наконец-то научились играть!» «А Куллинкович-то - 10 лет назад получил корону за то, что здорово панковал, а сейчас - совсем за другое, сильные, умудренные такие песни у него сейчас. Хотя, конечно, жалко, что он не спел про Петрову».

Чтобы «Коронация» оказалась безупречной, необходимо всего ничего - чтобы запрещенные группы стали разрешенными и параллельно записали по сильнейшему альбому, которые бы и соревновались практически во всех номинациях. Также необходимо сопоставить наконец бюджет с реальностью и отказаться от бутафории и пафосной сценической суеты, прикрывающей очевидные бреши в музыкальном контексте. На этот раз не было ни шизофренического балета, ни ученых ротвейлеров, ни непонятных гостей из ближнего зарубежья. Исключительно музыканты, которые отлично поработали на протяжении года.

Не исключено, что проблема была не в «ляпах» со стороны организаторов «Короны» (класс-клуб «ДжасКрафт» и «Тузін гітоў»), а в условиях: когда с музыкой все в порядке, «Коронация» радует. С другой стороны, стало ясно, что во времена «запретов» и очевидного отсутствия претендентов на главный приз церемонию не стоило проводить. Впрочем, награждения коронами групп «J:Морс» и Rasta в любом случае отчетливо иллюстрируют соответствующие периоды истории развития белорусской музыки.

НИЧЕГО ЛИШНЕГО

Нынешняя «Коронация», как и предсказывалось, демонстрирует возврат к своему формату десятилетней давности: ничего лишнего, никакой эклектики, классические номинации без вводящих в ступор «региональных групп года», «хип-хоп-групп года» и проч. Вероятно, игры с форматом следовало прекратить еще раньше, догадавшись, что формат «Коронации» сложился сам собой в ходе прошлых церемоний.

Белорусский рок так или иначе является уникальным явлением культуры, и нет особой нужды пытаться включить его в современный музыкальный процесс. Или, что еще более странно, пытаться проделать обратное: включить актуальный музыкальный процесс в белорусский рок. Возможно, даже есть смысл радоваться, что белорусский рок не постигла печальная участь русского рока - все наши герои живы и здоровы (в отличие от Цоя и Летова), продолжают выпускать рок-альбомы (в отличие от Мамонова), не скатываются в маразматическое мессианство (в отличие от Шевчука) и умудряются оставаться актуальными. Даже если делать «Коронацию» исключительно ради них - что ж, они этого заслуживают.

Главный рок-праздник страны демонстрировал чудеса толерантности: даже охранники вели себя деликатно. Видимо, в знак благодарности зал скандировал «Жыве Беларусь!» всего пару минут (и то при виде Владимира Орлова, потому что физически невозможно наблюдать Владимира Орлова и не кричать «Жыве Беларусь!»), не размахивал флагами, не мчался к сцене пьяною толпой, а также не вызывал Милинкевича - самую опасную Снегурочку белорусского рока. Впрочем, Милинкевич на этой «Коронации» и не присутствовал: в этом не было никакой необходимости ни для рока, ни для Милинкевича.

«Коронация» началась с выступления N.R.M. - видимо, решили, что, раз уж можно все, лучше начинать за здравие. Легенды исполнили семейный хит «Мама, тата, гэта я» вместе со своими детками, ввергнув зал в состояние полного просветления. «Коронация начинается!» - циничным голосом проскрипел Вольский и умчался со сцены.

«А также, разумеется, постоянная и жесткая ротация в радиоэфире и на телевидении!» - особенно циничным голосом зачитывал форматные условия для участников «Коронации» ведущий Александр Помидоров под звонкое хихиканье Маши «Яр». Действительно, услышанные в десятый раз слова «жесткая ротация» звучали почти как пощечина.

«РОК-КОРОНАЦИЯ» ЭПОХИ «ЕВРОВИДЕНИЯ»

Добрая традиция каждой «Коронации» - постфактум все ругают всех: обвиняют оргкомитет (не те номинации), жюри (не тех короновали), музыкантов (не прокричали со сцены какой-нибудь слоган), журналистов (не то написали), белорусское правительство (наступили на горло песне), Сергея Михалка (это не рок!), Олега «Джаггера» Минакова (поют на английском!), Пита Павлова (вышел на сцену голый!), ведущих («Говори по-белорусски!») и даже себя лично («Ну зачем мы снова пошли на эту «Коронацию!»). На этот раз традиционную скандальность церемонии начисто убило опасное сочетание профессионализма и минимализма - когда в десятке жестких рок-номинаций короны получают сильнейшие рок-коллективы страны, а на сцене практически ничего больше и не происходит, ругать становится некого. Да и не за что.

Обидно, что N.R.M. не получили корону? За эту корону они соревновались с выпустившими гораздо более мощные альбомы «Крамой», «Нейро Дюбелем» и «Ляписами», однако, по сути, кто бы ни стал «королем», суть мероприятия не изменилась бы. Неудивительно, что зрители, в прошлом году убегавшие в гардероб под неистовый гроулинг фронтмена Rasta, на этот раз степенно расходились в благостном восторге: наконец-то, спустя четыре года, все получили то, что хотели.

Впрочем, некоторые возмущались, что позвали «не всех номинантов», ограничившись победителями. Другие резонно добавляли: «Мне кажется, что за 14 лет этих самых «всех» просто закономерно стало слишком много». В этом и состоит главное отличие последних «Коронаций» от первых: если раньше музыканты были хозяевами церемонии, и это был, несомненно, их персональный общий праздник, теперь они всего лишь гости на церемонии, организованной продюсерской компанией. Хозяева «Коронации» - организаторы, а не музыканты. Рок-н-ролл неумолимо превратился в шоу-бизнес.

Тем не менее суть «Коронации», которую в 90-е ежегодно транслировали по ведущим телеканалам, в 2000-е маргинализировалась - «крамы и прочие индиги» исчезли с экранов, но «Коронация» продолжала все более жестко подчиняться правилам локального шоу-бизнеса (в прошлом году некоторые музыканты даже покинули церемонию из-за бесчеловечного, как им показалось, неуважения организаторов к музыкантам). Если раньше «Коронация» напоминала вечеринку-«междусобойчик», но являлась главным музыкальным событием страны, то теперь главное музыкальное событие страны - это «Евровидение», но организация «Коронации» стала едва ли не более суровой и формальной, чем на вышеупомянутом телешоу.

Именно эта абсурдная пропасть между маргинальностью «Коронации» на медиа-уровне и ее жесткой форматностью в контексте шоу-биза заставляет задаваться ненужными вопросами: а что теперь? Впрочем, над залом реяли телекамеры: конечно, в 90-е мы уже не вернемся, но ради того, чтобы увидеть на экране коронованного Куллинковича, можно попробовать в первый раз за 10 лет включить телевизор.
Добавить комментарий
Проверочный код