Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№9 (630) 03 марта 2008 г. Личный вкус

Умные книги

03.03.2008
 

Александр ГРИЦАНОВ

№ 9 [630] от 03.03.08 - * Ж. ЛЕ ГОФФ, Н. ТРЮОН. «История тела в средние века» * Л. ПОЛАСТРОН. «Книги в огне. История бесконечного уничтожения библиотек».

Ж. ЛЕ ГОФФ, Н. ТРЮОН. «ИСТОРИЯ ТЕЛА В СРЕДНИЕ ВЕКА». - М.: «Текст», 2008

Эта сравнительно небольшая (менее 200 стр.) книга продолжает традицию исследования «феномена человека», заложенную текстами блестящих французских авторов Марка Блока, Поля-Мишеля Фуко, Фернана Броделя и др. В своих работах они старались делать акцент не на абстрактных исторических фигурах, не на сухих умозрительных категориях, но на людях во плоти и крови.

Телесность человека предстает здесь как важнейший фактор его организации, каковой необходимо учитывать даже при постижении природы современного научного познания. Мировоззрение христианского средневековья выглядит в работе как стиль мышления, который в отличие от здорового натурализма и эротизма античности унижает, бичует тело, относясь к нему с подчеркнутым пренебрежением. В то же время в ту эпоху тело воспринималось как священный сосуд, поскольку Иисус Христос понимался как божественное слово, воплотившееся именно в теле. Франциск Ассизский, укрощавший плоть и читавший проповеди птицам и рыбам, в то же время искренне восхвалял «брата тело».

Идея первородного греха в эту эпоху подменяется идеей греховности секса как такового, радости плоти (будь то восторги любви или еды) были подчинены духу аскетического воздержания и посту. Однако приниженная церковью плоть довольно скоро реабилитировала себя в ритуалах и сценариях карнавальной культуры, о чем ярко писал русский мыслитель Михаил Бахтин.

Помимо всего прочего текст убеждает еще и в том, что мы по сей день живем в мире мифов и домыслов, касающихся как хода истории человечества, так и его тенденций. Чего стоит, например, басня о неуклонном росте продолжительности жизни людей? Это статистический трюк, призванный скрыть некоторые шокирующие вещи. Так, у Сократа был современник, руководивший конкурировавшей ораторской школой. Будучи моложе Сократа на 15 лет, он пережил и его, и его ученика Платона. Этот примечательный деятель прожил в добром разуме до 108 лет и покончил жизнь самоубийством (!), протестуя против политических несправедливостей в Афинах…

Л. ПОЛАСТРОН. «КНИГИ В ОГНЕ. ИСТОРИЯ БЕСКОНЕЧНОГО УНИЧТОЖЕНИЯ БИБЛИОТЕК». - М.: «Текст», 2007

Автор осмысливает печальнейшую традицию человеческой истории - варварское отношение к библиотекам, с древнейших времен неизбывно подвергающимся тотальному уничтожению. При этом в высшей степени показательно, что гибель настигала не только книжные собрания древности. Если знаменитая Александрийская библиотека горела несколько раз, пока не погибла окончательно где-то в VIII в., то богатейшее собрание книг в Сараево та же трагедия постигла совсем недавно, в конце ХХ столетия, во время войны на Балканах.

Что примечательно, в книге не проводится какой-то особо явственный водораздел между судьбой книгохранилищ в т.н. «цивилизованных странах» и их же уделом в государствах третьего мира. По мысли историка, и во Франции, и в США массовым и элитарным библиотекам уделяется явно недостаточно внимания: практически все они, кроме самых престижных (наподобие библиотеки Конгресса США), финансируются по остаточному принципу.

Обращает на себя внимание вердикт автора (пусть и не явно сформулированный), согласно которому сегодня задача выравнивания возможностей доступа людей к библиотечной сети (т.е. идея равенства в свободном доступе к главным источникам информации) занимает то место в иерархии человеческих потребностей, которое ранее принадлежало принципам материального равенства. В этом смысле трудно не согласиться с предположением ряда специалистов о том, что в исторической перспективе библиотека может стать «пятой властью» - наряду с законодательной, исполнительной, судебной ветвями и властью СМИ.

В книге содержатся также отголоски ряда легенд о таинственно исчезнувших библиотеках древности: их обнаружение могло бы стать и величайшим благом, и колоссальной угрозой для человечества. По всей вероятности, хранилища информации подобного рода редко умирают своей смертью. До сих пор наиболее ярким примером реального отношения власть имущих к библиотекам являются слова арабского халифа эпохи первых арабских завоеваний: «В этих книгах либо записано то, что присутствует в Коране, либо то, чего там нет. В первом случае они бесполезны, во втором - они вредоносны. Сжигать их надо обязательно».
Добавить комментарий
Проверочный код